<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Семенова СН к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Семенов С.Н.обратился в Промышленный районный суд г. Самары с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником индивидуального двухэтажного жилого дома общей площадью 225,9 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес> Указанный жилой дом возведен на земельном участке, который относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, и был предоставлен под малоэтажную жилую застройку. Границы земельного участка определены на местности забором, координаты земельного участка установлены кадастровым инженером, споры со смежными землепользователями отсутствуют. Однако в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату ему отказано по причине того, что земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов санитарно-защитной зоны источников водоснабжения. Не согласен с данным отказом, считает его незаконным и необоснованным нарушающим его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Хондрюков Ю.А. и Хондрюкова Г.П., Министерство строительства Самарской области.
В судебное заседание административный истец Семенов С.Н. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил, обеспечил явку своего представителя.
Представитель административного истца Семенова С.Н. – Рыбаков А.А. поддержал административный иск, просил заявленные требования удовлетворить, указав, что право собственности на жилой дом за Семеновым С.Н. признано на основании решения суда, которым установлено, что земельный участок выделялся под строительство малоэтажной жилой застройки, никаких санитарных и охранных зон выявлено не было, иначе земельный участок не был бы выделен под малоэтажную жилую застройку. Охранные зоны по своим координатам на местности не совпадают, поэтому говорить о том, что испрашиваемый земельный участок входит в эту зону нельзя, нахождение смежных земельных участков в охранной зоне, согласно сведениям регистрирующего органа, не говорит о нахождении смежного земельного участка в охранной зоне, сведения об охранных зонах носят справочный характер. Отказ является необоснованным, незаконным. Соседние земельные участки оформлены за выкуп, поставлены на государственный кадастровый учет. Участок в требуемом размере не менее 300 кв.м образовать не представляется возможным, поскольку он ограничен заборами смежных землепользователей, дворовым проездом, бордюрами, каждому домовладению выделялся земельный участок менее 300 кв.м.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара–Маненков Е.В., возражал против заявленных требований, просил оставить их без удовлетворения, указав на то, что отказ является законным и обоснованным, установлено, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку находится во 2 и 3 поясах санитарно-защитной зоны источников водоснабжения. Кроме этого, испрашиваемый земельный участок менее минимального размера, предоставляемого для данной территориальной зоны. Сведения об имеющих ограничениях в отношении земельных участков берутся департаментом из ИСОГД, оснований не доверять сведениям, содержащимся в данной системе, не имеется.
Заинтересованные лица департамент градостроительства г.о. Самара, Управление Росреестра по Самарской области, администрации г.о. Самара, Хондрюков Ю.А. и Хондрюкова Г.П., Министерство строительства Самарской области извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель заинтересованного лица администрации г.о. Самара – Симкина А.С., в предыдущем судебном заседании возражала против заявленных требований, просила оставить их без удовлетворения, указав на то, что отказ является законным и обоснованным, установлено, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку находится во 2 и 3 поясах санитарно-защитной зоны источников водоснабжения. Кроме этого, испрашиваемый земельный участок менее минимального размера, предоставляемого для данной территориальной зоны.
Представитель департамента градостроительства г.о. Самара в письменных возражениях на административное исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что положениями действующего законодательства земельные участки, находящиеся в поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не соответствует минимальным размерам земельного участка с видом разрешенного использования «индивидуального жилищного строительства» для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что нарушает требования градостроительного регламента. Совокупность условий для признания оспариваемого решения незаконным отсутствует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11 января 2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Семенов С.Н. являются собственником объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью 225,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Документами основаниями приобретения в собственность указанного объекта явились: решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № и договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно вступившему в законную силу решению Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № установлено, что между Семеновым С.Н., С и ООО «Садко» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор долевого участия в строительстве №, предметом которого является строительство жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Строительство дома велось на земельном участке, предоставленном департаменту строительства и архитектуры г. Самары специально для строительства малоэтажной жилой застройки, что подтверждается постановлением главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении срока аренды земельного участка, ранее предоставленного для строительства по <адрес>», постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № в части предоставления земельного участка Департаменту на праве постоянного (бессрочного) пользования для завершения строительства малоэтажной жилой застройки по 9<адрес>. Согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Управлению капитального строительства администрации <адрес> разрешено строительство малоэтажной жилой застройки на 9-ой Просеке в Промышленном районе. За истцами Семеновым С.Н., С признано право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому.
ДД.ММ.ГГГГ С передала Семенову С.Н. по договору дарения 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости.
Право собственности Семенова С.Н. на объект индивидуального жилищного строительства общей площадью 225,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В целях приобретения в собственность земельного участка площадью 265 кв.м, расположенного под домом Семеновым С.Н. получено заключение кадастрового инженера А, сделанное в ходе выполнения кадастровых работ по определению координат характерных точек в системе координат МСК-63, испрашиваемого земельного участка с составлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ.2020Семенов С.Н. в лице своего представителя обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в координатах земельного участка, который предстоит образовать, указанных кадастровым инженером.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №43Семенову С.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 265 кв.м, без проведения торгов, в собственность за плату, на основании подпунктов 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 1 статьи 11.9, пункты 6, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (земельный участок находится в границах 2 и 3 поясов санитарно-защитной зоны источников водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении; предельный минимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.о. Самара для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв.м).
Подпунктами 1, 2пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 1 статьи 11.9Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктами 6, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относится к зоне с особыми условиями использования территории (пункт 16).
Согласно части 5 статьи 106Земельного кодекса Российской Федерации при пересечении границ различных зон с особыми условиями использования территорий действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон, за исключением ограничений, препятствующих эксплуатации, обслуживанию и ремонту здания, сооружения, в связи с размещением которых была установлена одна из зон с особыми условиями использования территорий, при условии, что такие ограничения не установлены в целях охраны жизни граждан или обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспорено, что испрашиваемый земельный участок, который предстоит образовать площадью 265 кв. м расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утв. Постановлением Самарской Губернской Думы от 26.04.2001 №61, частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, водопровод); земельный участок находится в границах Iи III пояса санитарно-защитной зоны источников водоснабжения (утв. Постановлением правительства Самарской области от 26.06.2012 №304); согласно приложению №4ПЗЗ «Карта ЗОУИТ, связанными с экологическими и санитарными ограничениями» земельный участок расположен в: - Зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – 3 пояс; -Зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – 2 пояс; - Безымянка-приаэроадромная территория-подзона 3, подзона 4, подзона 5, подзона 6; - Кряж-приаэроадромная территория.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее по тексту – ИСОГД) в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539, что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 №Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее - Положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
Согласно пункту 1.3 Положения ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.12 Положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).
В отсутствие подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или о злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства г.о.Самара, правовых и фактических оснований для критической оценки официальной информации ИСОГД г.о.Самара, полученной в результате внесения в систему заявленных административными истцами координат поворотных точек, не имеется.
Кроме того, факт того, что испрашиваемый земельный участок, который предстоит образовать является ограниченным в обороте, по указанным в распоряжении основаниям также подтверждается следующим.
Постановлением правительства Самарской области от 26.06.2012 №304 утвержден проект «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал»» (<адрес>) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозаборанасосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал»» (<адрес>).
Согласно информации Министерства строительства Самарской области испрашиваемый земельный участок находится в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал»» (<адрес>), установленных постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Границы и режимы зоны санитарной охраны водозабора указаны в приложении к постановлению правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также нанесены на Схему территориального планирования Самарской области, утвержденную постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, сведения о границах зон с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области в ЕГРН содержатся сведения о ЗОУИТ «Зона санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал»» (<адрес>) с реестровыми номерами №. Также сообщено, что на территории смежной с границей земельных участков с кадастровыми номерами №, установлены следующие ЗОУИТ с кадастровыми номерами №.
Как следует из материалов дела земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами №, являются смежными по отношению к испрашиваемому земельному участку, который предстоит образовать, окружают его по периметру в связи с чем полагать, что испрашиваемый земельный участок не входит в охранную зону не имеется, данные обстоятельства стороной административного истца не опровергнуты.
В соответствии со п. 14.1 Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № предельные минимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальной зоны Ж-1 для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв.м.
Указанным требованиям градостроительного регламента испрашиваемый земельный участок не соответствует.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок, который предстоит образовать не соответствует, утвержденным градостроительным регламентам, находится в границах I и III пояса санитарно-защитной зоны источников водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что он ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность административному истцу за плату и, соответственно, о правомерности отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату, расположенного по адресу: <адрес>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Семенова СН к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность за плату - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья э Е.С. Пудовкина
.
.
.
.
.
.