Административное дело №а-379/2019
УИД 28RS0№-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2019 года п. Магдагачи Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи В.Е. Белорукова,
при секретаре Овчинниковой Т.Н.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области Истомина М.П.,
представителя администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области Почекаевой Ю.А., действующей на основании доверенности № 2721 от30 октября 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Магдагачинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования пгт. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования пгт. Магдагачи, возложении обязанности провести обследование гидротехнического сооружения «Плотина», возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту, проведении капитального ремонта гидротехнического сооружения «Плотина»,
установил:
11 ноября 2019 года административный истец и.о. прокурора Магдагачинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением, в обоснование доводов указывает, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка исполнения администрацией пгт. Магдагачи законодательства регламентирующего требования к содержанию гидротехнических сооружений.
По результатам проверки установлено следующее.
На территории пгт. Магдагачи находится гидротехническое сооружение «Плотина», собственником указанного гидротехнического сооружения является муниципальное образование - пгт. Магдагачи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2017 серии 28АА № 132715.
С целью оценки готовности ГТС к пропуску паводковых вод в 2019 году межведомственной рабочей группой в составе Государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Капчинской Н.А. было проведено обследование, в ходе которого выявлены следующие недостатки:
- по телу земляной плотины наблюдаются просадки грунта, выбоины от движения автотранспорта;
- прогрессирует разрушение бетонных подпорных стенок всей конструкции водосбросного сооружения. На быках, по разделительным стенкам, обнажен армированный каркас;
- усиливается процесс разрушения разделительных бычков, оголовков и стыков элементов железобетонных конструкций по всему профилю водосбросного сооружения;
- разрушена проходящая часть донного водовыпуска;
- рисберма разрушена. Пороги водосливов разрушаются;
- по всем водосбросам наблюдается фильтрация, затворы не обеспечивают водонепроницаемость;
- механическое оборудование гидротехнических сооружений (затворов с их механизмами), а также подъемные механизмы, общего назначения, технически не исправны (кроме подъемного механизма установленного на водосбросном сооружении №4) и не находятся в состоянии готовности к работе.
Согласно акта ГТС обеспечит безопасный пропуск паводковых вод в период весеннего половодья 2019 года, лишь в случае исполнения рекомендаций указанных в акте, в частности проведения капитального ремонта.
Вместе с тем как следует из ответа администрации пгт. Магдагачи ремонтные работы капитального характера в отношении указанного ГТС не проводились.
Кроме того, согласно информационному донесению ЕДДС Магдагачинского района 10.11.2019 в 13.30 от главы пгт. Магдагачи Ивановой Э.Л. поступила информация о том, что на втором шлюзе гидротехнического сооружения (плотины) в пгт. Магдагачи лопнул водослив шлюза, происходит утечка воды. Плотина используется для забора технической воды для котельной КЕ-25.
Указанное послужило основанием для принятия главой пгт. Магдагачи распоряжение от 10.11.2019 № 59 «О введении на территории пгт. Магдагачи режима чрезвычайной ситуации».
Исходя из изложенного, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь наступление тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыве воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. При таких обстоятельствах, непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС не позволяет обеспечить соблюдение указанных требований ФЗ № 117 по поддержанию надлежащего технического состояния гидротехнического сооружения «Плотина», что может привести к материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также на состояние благоприятной окружающей среды, особенно в период паводка.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции РФ.
На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным бездействие администрации пгт. Магдагачи выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения «Плотина». Обязать администрацию пгт. Магдагачи провести обследование гидротехнического сооружения «Плотина», разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения «Плотина», произвести капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Плотина». Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района заявленные требования поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении. Уточнил свои требования, он просит суд обязать администрацию муниципального образования рабочего поселка пгт. Магдагачи провести обследование гидротехнического сооружения «Плотина», разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения «Плотина» с учетом изменившегося состояния ГТС за последние пять лет, произвести капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Плотина» в течение одного года со дня вступления в силу настоящего решения суда.
Представитель администрации рабочего поселка пгт. Магдагачи в судебном заседании иск не признала, считает, что администрация пгт Магдагачи не бездействовала. Еще в 2014 году была разработана проектно-сметная документация. Плотина обследовалась в апреле 2019 года.
Представитель ООО «МТК» в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела был надлежаще уведомлен. Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося лица
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
На основании статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В судебном заседании установлено, что на территории пгт. Магдагачи находится гидротехническое сооружение «Плотина», собственником указанного гидротехнического сооружения является муниципальное образование - пгт. Магдагачи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2017 серии 28АА № 132715 (л.д.11).
Согласно акту обследования малых гидротехнических сооружений (водохранилищ), расположенных на территории Амурской области, выявлены следующие недостатки:
- по телу земляной плотины наблюдаются просадки грунта, выбоины от движения автотранспорта;
- прогрессирует разрушение бетонных подпорных стенок всей конструкции водосбросного сооружения. На быках, по разделительным стенкам, обнажен армированный каркас;
- усиливается процесс разрушения разделительных бычков, оголовков и стыков элементов железобетонных конструкций по всему профилю водосбросного сооружения;
- разрушена проходящая часть донного водовыпуска;
- рисберма разрушена. Пороги водосливов разрушаются;
- по всем водосбросам наблюдается фильтрация, затворы не обеспечивают водонепроницаемость;
- механическое оборудование гидротехнических сооружений (затворов с их механизмами), а также подъемные механизмы, общего назначения, технически не исправны (кроме подъемного механизма установленного на водосбросном сооружении №4) и не находятся в состоянии готовности к работе.
Для обеспечения безопасного пропуска паводка проведения дополнительных мероприятий было рекомендовано:
- внимательно следить за появлением трещин или наклонов, немедленно их ликвидировать и не допускать дальнейшей деформации;
- вымыв грунта происходит за стенками (устоями) водосброса. Признаком вымыва грунта служат провалы вдоль стен, усиленная с выносом грунта фильтрации в нижнем бьефе. Обнаруженные места разрушений необходимо восстановить;
- все подъёмные механизмы необходимо привести в исправное состояние;
- своевременно устранять образующиеся перед сооружением заторы льда и других предметов (коряг, веток);
- регулировать затворами уровень воды, не допуская подъема воды в водохранилище выше установленного НПУ;
- произвести капитальный ремонт ГТС;
- выполнить расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий ГТС;
- назначить специалиста, ответственного за ГТС и контроль по безопасности ГТС, пройти соответствующее обучение и аттестации на право исполнения работ в области безопасности гидротехнических сооружений (л.д.15-20).
Согласно распоряжению № 59 от 10 ноября 2019 года главой рабочего поселка (поселок городского типа) Магдагачи Амурской области 10 ноября 2019 года с 11 часов 00 минут введен на территории муниципального образования рабочего поселка пгт. Магдагачи режим чрезвычайной ситуации (л.д.12).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения, своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения тепло снабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе принять меры направленные на обустройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Исходя из изложенного, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь наступление тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыве воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доказательств, подтверждающих принятие мер ответчиком по обеспечению безопасности ГТС в соответствии с требованиями ФЗ № 117 по поддержанию надлежащего технического состояния гидротехнического сооружения «Плотина», в суд не представлено. Представленные административным истцом документы (проектно-сметная документация от 2014 года, протокол совещания от 25 января 2017 года, акт обследования ГТС от 4 сентября 2017 года, письмо главы пгт Магдагачи, адресованное заместителю председателя правительства Амурской области от 21 апреля 2017 года), не свидетельствуют об отсутствии бездействия администрации пгт Магдагачи по обеспечению безопасности Магдагачинской плотины, поскольку указанные документы были составлены в период 2014-2017 года.
При таких обстоятельствах, непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС не позволяет обеспечить соблюдение указанных требований ФЗ № 117 по поддержанию надлежащего технического состояния гидротехнического сооружения «Плотина», что может привести к материальному ущербу и поставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также причинит вред окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление и.о. прокурора Магдагачинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования пгт. Магдагачи Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования пгт. Магдагачи, возложении обязанности провести обследование гидротехнического сооружения «Плотина», возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту, проведении капитального ремонта гидротехнического сооружения «Плотина» – удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочего поселка пгт. Магдагачи, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения «Плотина».
Обязать администрацию муниципального образования рабочего поселка пгт. Магдагачи провести обследование гидротехнического сооружения «Плотина», разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения «Плотина» с учетом изменившегося состояния ГТС за последние пять лет, произвести капитальный ремонт гидротехнического сооружения «Плотина» в течение одного года со дня вступления в силу настоящего решения суда.
Мотивированное решение составить 29 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Магдагачинского районного суда В.Е. Белоруков
Амурской области