Дело № 2-605/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2020 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Соловьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенатова Виталия Владимировича к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Сенатов В.В., с учетом уточненных требований, обратился в суд с указанным выше иском к Администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке, сославшись на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; постановлением Главы администрации Заднепровского района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № за ним закреплено право на проживание по месту регистрации: <адрес> где помимо него на тот момент было зарегистрировано еще 4 человека, и соответственно на одного человека приходится меньше учетной нормы общей площади установленной в г. Смоленске. До настоящего времени жилым помещением в соответствии с нормами действующего законодательства не обеспечен. В связи с чем, в иске поставлен вопрос о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а на упомянутый Департамент - обязанности по осуществлению финансирования исполнения Администрацией г.Смоленска государственных полномочий по его обеспечению, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в г.Смоленске.
Сенатов В.В. в судебное заседание не явился, его представитель Сухарева Г.Г. поддержала уточненные исковые требования по вышеуказанным доводам, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Смоленска Аникеева О.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что истец достиг возраста 28 лет, в связи с чем не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996г. Кроме того, за ним закреплено право пользования жилым помещением по месту регистрации, факт невозможности проживания в котором не установлен.
Представитель Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Сенатова Л.Б., Митчуров А.М., Курганова И.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кургановой В.В., Сенатова Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Сенатовой А.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля К. Т.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1, ч.3 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 8).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу подп.3 п.4 ст.8 указанного закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
По делу установлено, что Сенатов В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; заочным решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 24.02.2004г. родители Сенатова В.В. – Сенатова Л.Б. и С. В.А. лишены родительских прав в отношении сына, с передачей последнего органам опеки и попечительства; ДД.ММ.ГГГГ. С. В.А. умер.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Сенатов В.В. обучался в средней школе №13 г. Смоленска; с ДД.ММ.ГГГГ. ( в порядке перевода из СОГОУ НПО «Профессиональное училище №13» на 2 курс) по ДД.ММ.ГГГГ. – в ОГОУ СПО «Смоленский технологический техникум» г. Смоленска, относился к числу лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приказ о зачислении на неполное государственное обеспечение № от ДД.ММ.ГГГГ.; приказ о зачислении на полное государственное обеспечение № от ДД.ММ.ГГГГ.); с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время работает в Эксплуатационном локомотивном депо Смоленск-Сортировочный в должности помощника машиниста тепловоза (грузовое движение).
С ДД.ММ.ГГГГ. Сенатов В.В. постоянно зарегистрирован в г. Смоленске в квартире <адрес>, нанимателем которой является его мать Сенатова Л.Б. (до брака Митчурова).
Постановлением Главы администрации Заднепровского района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. № Сенатову В.В. был назначен опекун К. Т.А., а также за ним закреплено право на проживание по месту регистрации по <адрес>.
Согласно выписке по лицевым счетам №№, разделенным для оплаты коммунальных услуг, от ДД.ММ.ГГГГ. и справок СМУП «ВЦ ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., в закрепленной за истцом квартире <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м., нанимателем которой является Сенатова Л.Б., помимо него зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ. - Сенатова Л.Б. (мать истца), с ДД.ММ.ГГГГ. - Митчуров А.М. (брат истца), с ДД.ММ.ГГГГ. - Сенатова А.В., <адрес>.р. (дочь истца), с ДД.ММ.ГГГГ. - Курчавая И.М. (сестра истца), с ДД.ММ.ГГГГ. - Курганова В.В., ДД.ММ.ГГГГ.р. (племянница истца), с ДД.ММ.ГГГГ. – Курчавая К.М., ДД.ММ.ГГГГ.р. (племянница истца).
Постановлением Главы г. Смоленска от 03.05.2005 года №1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Смоленске» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, общая площадь закрепленного за истцом жилого помещения (37 кв.м.), с учетом проживания в нем на момент закрепления 4 человек, в настоящее время 7 человек, составляет менее установленной учетной нормы (10,5 на одного человека), и проживание в нем в силу вышеизложенных норм невозможно. Однако до настоящего времени истец жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ не обеспечен.
ДД.ММ.ГГГГ. со стороны Сенатова В.В. имело место обращение в Управление опеки и попечительства Администрации г. Смоленска о предоставлении жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано со ссылкой на обеспеченность жилым помещением в связи с закреплением права на проживание в жилом помещении по месту регистрации: г<адрес>
Также в августе 2012г. истец обращался по вопросу улучшения жилищных условий в Аппарат уполномоченного по правам человека Смоленской области. Письменным отношением от 10.08.2012г. ему отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот со ссылкой на ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, согласно которой такое право имеют лица данной категории при условии отсутствия у них закрепленного жилья.
Как следует из показаний свидетеля К. Т.А., родной тети истца, являвшейся его опекуном, опека на Сенатова В.В. была ею оформлена в 2004г., Сенатов фактически проживал с ней по <адрес> был зарегистрирован по <адрес>, где на тот момент также были зарегистрированы его мать с гражданским мужем, сестра, брат. Когда Сенатову В.В. исполнилось 18 лет, они с ним ходили в опеку, подавали заявление о предоставлении отдельного жилья как сироте, т.к. в закрепленном за ним помещении по <адрес>, г.Смоленск жить было невыносимо. Такие заявления они подвали неоднократно, однако какого - либо результата это не приносило. Подавали не одно такое заявление, она лично с ним ездила. На их обращения давали ответ «подождите, ваш вопрос решается». Обращались неоднократно, очень много в опеку, в жилищный отдел, но это тоже результата не принесло. Стали обращаться после 2009 года, постоянно ходили, когда он один, когда вместе. Когда истец женился, уже обращался по вопросу обеспечения жильем самостоятельно.
ДД.ММ.ГГГГ. Сенатов В.В. обратился в Управление опеки и попечительства Администрации г. Смоленска с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по <адрес> и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Письменным отношением Управления опеки и попечительства Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. истцу в этом отказано со ссылкой на то, что он не относится к категории лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, т.к. достиг возраста 27 лет.
При таком положении, учитывая то обстоятельство, что истец был выявлен органом опеки и попечительства, как лицо, оставшееся без родительского попечения, его проживание в закрепленном за ним жилом помещении признается невозможным, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано истцом не по его вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з).
При этом доводы ответчика о том, что заявленные истцом исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду того, что последний достиг возраста 28 лет в связи с чем не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996г., суд при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, фактах неоднократных обращений истца в различные инстанции о предоставлении жилья, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, и не реализации этого права до 23 лет не по его вине, суд находит необоснованными. Частью 9 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.2-3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Исходя из того, что согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, а также п.3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 №820, на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в целях своевременной реализации жилищных прав Сенатова В.В. суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанность по осуществлению финансирования исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением.
Руководствуясь ст.ст.194,197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.07.2020░.