Дело № 3а-134/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 2 марта 2017 года.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Войлошникова В.А. к Правительству Красноярского края и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Войлошников В.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 1 рубль.
В обоснование заявленных требований указал, что при определении кадастровой стоимости данного участка были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, в связи с чем его кадастровая стоимость в размере 2 679 973 рублей 34 копеек установлена неверно. По мнению административного истца, вышеуказанный земельный участок относится к участкам общего пользования (уличная сеть), для которых кадастровая стоимость устанавливается в 1 рубль.
В судебное заседание Войлошников В.А., представитель Правительства Красноярского края, а также представитель заинтересованного лица – администрации Зыковского сельсовета не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Кувшиновой М.В., представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Самозванцевой П.В., просивших в удовлетворении административного иска отказать, изучив материалы дела, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12). Кадастровая стоимость также может быть установлена путём оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 2 статьи 24.18). Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при её определении, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 2 части 11 статьи 24.18).
Из пунктов 4, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316, следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; она проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее – Методические указания), согласно пункту 1.2 которых кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования, в том числе: земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13); земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельных участков земель резерва; земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные (1.2.16).
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, отнесён к категории земель населённых пунктов, разрешённое использование – «прокладка подземных инженерных коммуникаций (вне проезжей части)».
По сведениям из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 2 679 973 рубля 34 копейки, что соответствует 654 рублям 61 копейке за 1 кв.м. (л.д. 13).
Право собственности Войлошникова В.А. на этот земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 апреля 2016 г. (л.д. 14).
Из дела также усматривается, что при постановке земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на государственный кадастровый учет его кадастровая стоимость на основании пункта 2.5 Методических указаний не рассчитывалась и была установлена в размере 1 рубль, что соответствует 16 группе видов разрешённого использования (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные).
Вместе с тем, разрешенное использование «прокладка подземных инженерных коммуникаций (вне проезжей части)» соответствует 13 группе видов разрешенного использования, включающей земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Для земельных участков 13 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале <данные изъяты> постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края» установлен удельный показатель кадастровой стоимости (далее – УПКС) в размере 654 рубля 61 копейка за 1 кв.м. (приложение N 2, таблица 4, строка 10, группа 13).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) органом кадастрового учета 7 апреля 2016 г. было принято решение об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. На основании указанного решения в сведения государственного кадастра недвижимости внесена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 2 679 973 рубля 34 копейки, определенная с применением УПКС для 13 группы видов разрешенного использования.
Требуя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной 1 рублю, административный истец ошибочно полагает, что при определении кадастровой стоимости в рамках проведённой государственной кадастровой оценки были использованы недостоверные сведения о разрешённом использовании объекта оценки, предназначенного для общего пользования.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (абзац 4 пункта 11). При этом к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13).
Представленные административным истцом доказательства не свидетельствуют о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> использовались недостоверные сведения об этом участке, в том числе о его разрешённом использовании.
Пунктом 70 порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. № 42, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Согласно материалам кадастрового дела земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 30 марта 2016 г. с видом разрешенного использования «прокладка подземных инженерных коммуникаций (вне проезжей части)».
Данный земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты><данные изъяты> которые на основании постановлений администрации Зыковского сельсовета от 17 ноября 2015 г. также имели вид разрешенного использования «прокладка подземных инженерных коммуникаций (вне проезжей части)».
Именно эти достоверные сведения о разрешённом использовании земельного участка, а также иные содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения были использованы при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Утверждение административного истца о том, что принадлежащий ему земельный участок предназначен для общего пользования, противоречит сведениям о виде разрешённого использования земельного участка, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Более того, в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Следовательно, земельный участок общего пользования не мог быть предоставлен Войлошникову В.А. в собственность.
Таким образом, оснований полагать, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, не имеется.
При таких обстоятельствах административный иск Войлошникова В.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Войлошникова В.А. к Правительству Красноярского края, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.