Судья Мокрецов В.А. Дело № 12-298/2019
(№5-145/2019)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев 04 декабря 2019 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника ООО "Северное тепло" Королевой Т.И. на постановление судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 10 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "Северное тепло",
установила:
постановлением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 10.10.2019 Общество с ограниченной ответственностью "Северное тепло" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ООО "Северное тепло" Королева Т.И. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми защитники ООО "Северное тепло" Королева Т.И. и Грефенштейн С.Л. в судебном заседании вину общества не признали.
Потерпевшие Смирнов В.И., Гайдаржи Ю.К. в суде участия не принимали, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не усматриваю.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических - (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 2); юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).
Санитарные правила (СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях") (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) изданы в развитие положений статьи 23 названного Федерального закона и устанавливают, согласно их пункту 9.1 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемых путем как действия, так бездействия.
Сам факт нарушения юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений образует состав данного правонарушения.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет бездействие, выразившееся в несоблюдении лиц ответственными за содержание многоквартирных домов, санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
Объектом посягательства, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, являются установленные государством санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В силу пункта 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (абз. 2 п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Из материалов дела следует, что на основании поступивших в прокуратуру Корткеросского района обращений потерпевших Смирнова В.Н., Гайдаржи Ю.К. о затоплении квартиры сточными водами, ненадлежащей эксплуатации канализационной сети, территориальным отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе 05.07.2019 в отношении ООО "Северное тепло" возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
По результатам проведенного административного расследования установлено, что ООО "Северное тепло", имеющее соответствующую лицензию, в соответствии с заключенным договором от 30.12.2016, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <Адрес обезличен>, на основании договора на управление многоквартирного жилого дома от 29.04.2015.
Согласно акту по разграничению ответственности за эксплуатацию инженерных сетей, устройств и оборудования между исполнителем (ООО "Северное тепло") и заказчиком (администрацией МР "Корткеросский), граница ответственности за эксплуатацию канализационной сети определена до первого раструба в помещении.
15.07.2019 в период с 10 час. 10 мин. до 10 час. 40 мин, по адресу: <Адрес обезличен> Обществом с ограниченной ответственностью "Северное тепло" допущено нарушение требований санитарного законодательства РФ, предусмотренные ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", выразившиеся в затоплении указанного жилого помещения фекально-сточными водами. Затопление фекально-сточными водами квартиры № 4 имело место через санитарно-техническое оборудование в результате неисправности инженерных сетей (канализации), входящую в зону ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Северное тепло".
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.07.2019, протоколом об административном правонарушении от 23.07.2019 <Номер обезличен>; лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015, выданной ООО "Северное тепло"; обращениями потерпевших ..., поступивших в прокуратуру Коткеросского района; договором на управление многоквартирным домом от 30.12.2016; актом по разграничению ответственности за эксплуатацию инженерных сетей (приложение <Номер обезличен> к договору); перечнем периодичности выполнения работ и услуг (приложение <Номер обезличен> к договору); техническими условиями на присоединение к коммунальным системам водоснабжения и канализации от 07.06.2011, от 04.06.2014; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.07.2019, из которого следует, что 15.07.2019 в <Адрес обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, санитарно-техническое оборудование (унитаз, ванна) со следами фекально-сточных вод, имеется запах сырости и фекальных сточных вод, внутренняя система канализации в рабочем состоянии, в подъезде на стенах имеются влажные следы и плесень; фотоматериалами, показаниями свидетелей ФИО. и других лиц, из которых следует, что причиной выхода канализационных стоков в квартире мог быть засор в стояке дома (вертикальная канализационная труба) <Адрес обезличен> квартиры, расположенной над ней; и иными доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в постановлении судьи на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям ООО "Северное тепло", и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и виновности ООО "Северное тепло" в его совершении.
Выводы, по которым судья районного суда принял одни доказательства и отверг другие, в том числе доводы заявителя, мотивированы в судебном акте. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, данной судьей районного суда, не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, за нарушение которого ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные изложенным управляющей компанией в жалобе, в том числе на то, что факт затопления квартиры по причине неисправности внутренней системы канализации по внешней стене дома, находящихся в ведении ООО "Северное тепло" на основании Правил № 491, материалами дела не подтвержден, общество проводило как плановые, так и внеплановые проверки технического состояния общего имущества, обществом предоставлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер по соблюдению требований санитарных правил и норм по содержанию общего имущества; невозможность соблюдения санитарно-эпидемиологических требований вызвано чрезвычайными обстоятельствами, а именно, аварийным состоянием всей системы, находящейся на балансе администрации МР "Коткеросский", которую невозможно обслуживать без полного ремонта, и соответственно, необоснованности привлечения общества к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом проверки судьей нижестоящей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном постановлении, и не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на фактические обстоятельства совершения правонарушения или обоснованность вывода судебной инстанцией о доказанности вины ООО "Северное тепло" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод жалобы защитника общества о том, что судьей районного суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела и дана неверная оценка имеющимся в деле доказательствам, является его субъективным мнением и не может повлечь отмену обоснованного судебного решения. Новых, значимых доводов, содержащих правовые аргументы, опровергающие выводы суда о доказанности вины ООО "Северное тепло" в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, жалоба не содержит.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание в виде штрафа ООО "Северное тепло" назначено в пределах санкции статьи закона и в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ. Штраф определен судьей с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, характера деятельности юридического лица, характера и объема совершенных им действий (бездействия), является мотивированным, справедливым и соразмерным содеянному.
Указанные в постановлении должностного лица нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу жизни, здоровья людей и могут способствовать возникновению и распространению инфекционных и паразитарных болезней.
Из этого следует, что правонарушение в указанной сфере по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, направленных на защиту жизни и здоровья людей, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности, в связи с чем оснований для уменьшения размера административного штрафа не усматриваю. Назначение административного штрафа в меньшем размере не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 10 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Северное тепло" Королевой Т.И. - без удовлетворения.
Судья подпись И.М. Машкина
Копия верна: судья -