УИД 63RS0025-01-2021-003624-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г.о.Самара
Волжский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Серовой С.Н.,
При ведении протокола помощником судьи Кирюшиным Д.О..
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-593/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Куку А. АлексА.у о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Куку А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 448 руб., пени по страховым взносам в размере 45,97 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2020 год в размере 8 426руб., пени в размере 11,94руб..В обоснование требований указывалось, что административный ответчик обязан уплачивать страховые взносы, налоговым органом в его адрес было направлено требование об уплате страховых взносов и пени от ДД.ММ.ГГГГ №, в установленный срок сумма задолженности им уплачена не была.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Куку А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения, пояснив, что он, является военным пенсионером, работает адвокатом. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П нормы, обязывающие адвокатов из числа военных пенсионеров в обязательном порядке отчислять взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, признаны неконституционными, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 502-ФЗ внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в связи с чем задолженность по страховым взносам за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ не может быть взыскана. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Куку А. АлексА. является адвокатом, статус присвоен ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ. в Куку А.А. выставлено требование № о наличии недоимки по оплате указанных взносов, со сроком оплаты – ДД.ММ.ГГГГ.. Предоставлен срок для исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ..
В установленный срок Куку А.А. требование не исполнил, недоимку по страховым взносам не оплатил.
В связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № судебного района <адрес> в заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Куку А.А. страховых взносов и пени в вышеуказанном размере. 05.05.2021г. судебный приказ был вынесен, впоследствии на основании заявления должника судебный приказ был отменен, о чем имеется определение от ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган обратились в суд с настоящим исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ т.е. в установленный законом 6-ти месячный срок.
Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и страховые взносы, обязательность требований налогового органа следует из положений Конституции Российской Федерации (ст. 57), Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (ст. 7), Налогового кодекса Российской Федерации (ст. ст. 3, 8, 12, 19, 31).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Размер страховых взносов, уплачиваемых названными плательщиками определен в пункте 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что административный ответчик является военным пенсионером, получает пенсию по инвалидности с 25.08.1996г. (инвалидность 2 группы установлена бессрочно по причине заболевания, полученного в период военной службы.
Суд считает, что доводы административного ответчика, подразумевающие, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П нормы, обязывающие адвокатов из числа военных пенсионеров в обязательном порядке отчислять взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, признаны неконституционными, не соответствуют действительности.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде определений (от 18 октября 2012 года N 1948-О, от 23 октября 2014 года N 2346-О и в других), отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии; приобретение статуса адвоката не только дает возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и др.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Федеральному законодателю предписывалось исходя из требований Конституции Российской Федерации незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания вышеназванных норм законодательства применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном постановлении.
Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Закона N 502-ФЗ - с 10 января 2021 года.
Следовательно, к установленному сроку уплаты административным ответчиком страховых взносов (до 31.12.2020г.) в законодательство не были внесены изменения, исключающие из числа плательщиков страховых взносов категории лиц, к которым относится административный истец.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ отсутствует указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, а в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П нормы законодательства признаны противоречащими Конституции Российской Федерации лишь в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания, при этом конкретный результат законотворческой деятельности в виде исключения соответствующей категории лиц из числа плательщиков страховых взносов в этом постановлении не был предопределен.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 3 февраля 2021 г. N БС-4-11/1213@ и письму Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2021 г. N 03-15-05/20613, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с вышеуказанным Законом Российской Федерации, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с 10 января 2021 г. - момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ, и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в установленном размере.
При этом, сохранение за отдельной категорией граждан, являющихся получателями пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
При таких обстоятельствах возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования не нарушает их конституционные права.
Учитывая, что в период, за который выставлено требование об уплате Куку А.А. страховых взносов, в законодательство не были внесены изменения, исключающие из числа плательщиков страховых взносов категории лиц, к которым относится административный ответчик, следовательно, неисполненная в установленном порядке обязанность плательщика по уплате страховых взносов за 2020 г., сохранилась, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Куку А. АлексА.у о взыскании недоимки по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать с Куку А. АлексА.а задолженность в сумме 40 931,41 рублей, из которых:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ 32 448 рублей;
- пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 45рублей 97 копеек;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 426 рублей;
- пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 11 рублей 94 копейки.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий: С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2022г.