Дело № 2-675/2020 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2020 года гор. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Пасичник З.В.,
с участием старшего помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области Барабановой А.М.,
при секретаре Бойко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УМВД России по Калининградской области к Козловскому Сергею Владимировичу, Козловской Татьяне Юрьевне, Козловской Карине Сергеевне, несовершеннолетней Козловской Милене Сергеевне в лице законных представителей Козловского Сергея Владимировича и Козловской Татьяны Юрьевны о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истец УМВД России по Калининградской области обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, с учетом последних уточнений исковых требований, указывая, что по договору найма служебного жилого помещения от 01.12.2013 года №40 Козловскому С.В. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес >
До 22.07.2018 года Козловский С.В. проходил службу на должности старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела полиции №3 УМВД России по городу Калининграду.
В настоящее время Козловский С.В. замещает должность начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Багратионовский».
Козловскому С.В. во внесудебном порядке было предложено занять квартиры, расположенные по месту прохождения им службы, однако до настоящего времени документы для рассмотрения на заседании ЦЖБК не поступили.
Козловскому С.В. вручалось уведомление 02.07.2019 года о том, что на территории обслуживания МО МВД России «Багратионовский» имеются три незаселенные двухкомнатные служебные квартиры, расположенные по адресам: <адрес > площадью 49,9 кв.м., <адрес > площадью 50,8 кв.м. и <адрес >, площадью 65,9 кв.м.
В связи с переводом Козловского С.В. для дальнейшего прохождения службы в другой населенный пункт, служебное жилое помещение находящееся в оперативном управлении УМВД России по Калининградской области подлежит освобождению.
Однако требование УМВД России по Калининградской области об освобождении занимаемого служебного жилого помещения ответчик в добровольном порядке не удовлетворил и до настоящего времени служебное жилое помещение не освобождено.
Просят признать Козловского С.В., Козловскую Т.Ю., Козловскую К.С. и несовершеннолетнюю Козловскую М.С. утратившими право пользования жилым помещением, закреплённым на праве оперативного управления за УМВД России по калининградской области расположенное по адресу: <адрес > и выселить Козловского С.В., Козловскую Т.Ю., Козловскую К.С. и несовершеннолетнюю Козловскую М.С. без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель УМВД России по Калининградской по доверенности Комарова И.В. исковые требования поддержала по изложенным выше доводам и основаниям, просила их удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании ответчики Козловский С.В. и Козловская Т.Ю., являющиеся также законными представителями несовершеннолетней Козловской М.С. возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать в их удовлетворении. В судебном заседании и в письменных возражениях на исковое заявление указали, что в 2012 году Козловский С.В. обратился с рапортом в Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД о признании его и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения. При этом в указанный период Козловский С.В. проходил службу в Отделе полиции №3 УМВД России по Калининградской области в должности старшего участкового уполномоченного. 01.12.2013 года принято решение о предоставлении их семье служебного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес >. В декабре 2016 года Козловский С.В. обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Распоряжением УМВД от 17.01.2017 года №1/11 он был принят на учет, однако до настоящего времени данное право не реализовано. С 16.06.2016 года переведен в МО МВД России «Багратионовский», в связи с чем место прохождения его службы является <адрес >. Полагают, что выселение их семьи из спорного служебного жилого помещения ухудшает их жилищные условия, в связи с фактическим перераспределением истцом служебных жилых помещений, не предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того, указали, что все три предлагаемые истцом квартиры длительное время пустуют, имеют печное отопление и не соответствуют нормам предоставления площади жилого помещения 72 кв.м.
Ответчица Козловская К.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего исковые требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст.93 ЖК РФ).
Как видно из выписки из Единого Государственного реестра недвижимости от 10.02.2020 года на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес > площадью 97,2 кв.м. зарегистрировано 21.03.2013 года право оперативного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области.
Из предоставленной в материалы дела справки объективки на Козловского С.В. установлено, что в период с апреля 2002 года по октябрь 2009 года, он проходил службу в должности участкового уполномоченного милиции отдела внутренних дел Октябрьского района г.Калининграда, с октября 2009 года по август 2011 года в должности участкового уполномоченного милиции отдела №3 УМВД по г.Калининграду, с августа 2011 года по апрель 2014 года в должности старшего участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции отдела УУП и ПДН отдела полиции №3 УМВД России г.Калининграда, с апреля 2014 года по июль 2016 года в должности старшего участкового уполномоченного полиции отделения уполномоченных полиции отдела УУП и ПДН отдела полиции №3 МВД России по г. Калининграду, с 25.07.2016 года по 11.02.2016 года в должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Багратионовский», с 11.02.2019 года по настоящее время в должности заместителя начальника отдела МВД России-начальника штаба МО МВД России «Багратионовский».
01.12.2013 года между УМВД РФ по Калининградской области и Козловским С.В. на основании решения ЦЖБ УМВД от 14.11.2013 года (протокол №14) был заключен договор найма служебного жилого помещения N 40, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату в владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закреплённое на праве оперативного управления за УМВД, состоящее из трехкомнатной квартиры общей площадью 97,2 кв.м. расположенное по адресу: пос.Луговое Гурьевского района Калининградской области, ул.Мира, д.9, кв.4, для временного проживания в нем (п. 1 договора).
Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы в УМВД (п. 2 договора).
Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены члены семьи: Козловская Т.Ю., (супруга), Козловская Карина Сергеевна (дочь ДД.ММ.ГГ года рождения) и ФИО1 (дочь ДД.ММ.ГГ года рождения) (п. 4 договора).
В соответствии с п. 5 договора он вступает в силу с момента его заключения и действует 2 года при отсутствии оснований для его досрочного расторжения либо прекращения. По истечению указанного срока договор может быть продлен в установленном порядке по решению ЦЖБК УМВД на основании вновь представленных документов, необходимых для принятия такого решения. Срок продления договора не может превышать срок прохождения нанимателем службы в УМВД. О продлении договора сторонами заключается дополнительное соглашение.
Основания расторжения договора предусмотрены п. 15-17.
В соответствии с п. 18 договор прекращается в связи: с утратой (разрушением ) жилого помещения; со смертью нанимателя; с окончанием службы в УМВД; с приобретением нанимателем или членами его семьи в собственность, по договору найма, иным предусмотренным законодательством основаниям жилого помещения в населенном пункте по месту службы или в непосредственной близости от него в течение одного месяца со дня такого приобретения; с утратой права нанимателя на пользование служебным жилым помещением, включая предоставление ему социальных гарантий по обеспечению жилыми помещениями.
В случае расторжения или прекращения договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (п. 19 договора).
Дополнительными соглашениями №1 и №2 к договору найма служебного жилого помещения от 01.12.2013 года №40 от 12.05.2016 года и от 10.10.2018 года срок действия договора продлевался, последний раз срок его действия продлен на два года, то есть до 10.10.2020 года.
Ответчик Коловский С.В. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес > площадью 69,2 кв.м.
В соответствии с выпиской из протокола №13 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Калининградской области от 20.12.2016 года Козловский С.В. составом семьи 4 человека (супруга Козловская Т.Ю., дочери Козловская К.С. и Козловская М.С.) приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (потребность в общей площади жилого помещения 32.14 кв.м.).
02.07.2019 года Козловскому С.В. вручено уведомление, из которого следует, что в связи с прохождением службы в должности заместителя начальника отдела МВД России – начальника штаба МО МВД России «Багратионовский» ему было предложено на выбор занять одну из трех двухкомнатных незаселенных квартир в Багратионовском районе Калининградской области. Отсутствие письменного ответа в течение 10 дней с даты получения уведомления будет расцениваться как отказ от заселения в предлагаемые квартиры.
11.10.2019 года по месту прохождения службы в МО МВД России «Багратионовский» истцом направлено сообщение о разъяснении порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в соответствии с требованиями Федерального закона от 19.07.2011 года №247-ФЗ, а также о возможном заселении в жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенного на территории Багратионовского района (по месту прохождения службы).
14.10.2019 года Козловский С.В. письменно выразил свое не согласие на освобождение спорного жилого помещения.
В настоящее время ответчики зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении.
В обоснование заявленных требований УМВД России по Калининградской области ссылалось на положения под. 4,5 п. 18 договора найма служебного жилого помещения, в соответствии с которыми договор найма прекращается, в связи с приобретением нанимателем и членами его семьи жилого помещения в населенном пункте по месту службы или в непосредственной близости от него в течение одного месяца со дня такого приобретения. В настоящее время Козловский С.В. проходит службу в должности заместителя начальника отдела МВД России-начальника штаба МО МВД России «Багратионовский», в связи с чем ему на выбор были предоставлены три служебных жилых помещения в Багратионовском районе Калининградской области, то есть по месту прохождения службы, от которых он отказался.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу п. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (ст.44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
Отношения по обеспечению сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями урегулированы Федеральным законом от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - жилое помещение специализированного жилищного фонда).
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его ст. 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с п. 27 Типового положения, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку Козловский С.В. совместно с членами семьи не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения ввиду выслуги лет в правоохранительных органах более 10 лет.
Так, исходя из смысла пунктов 27 и 28 Типового положения, сотрудники, прекратившие службу, не могут быть выселены без предоставления другого в случае, если имеют выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Поскольку ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, ни в иных нормативно-правовых актах специально не урегулировано выселение действующего сотрудника органа внутренних дел из занимаемого по найму служебного жилого помещения по иным основаниям, чем предусмотрены в общих нормах жилищного законодательства, указанный в п. 28 Типового положения прямой запрет выселения сотрудников, имеющих выслугу более 10 лет, подлежит применению при разрешении настоящего спора. Противное означало бы, что сотрудник, прекративший службу, имеющий выслугу не менее 10 лет имеет преимущественное положение перед сотрудником, имеющим также не менее 10 лет выслуги, но продолжающим службу.
Также Козловский С.В. с членами своей семьи состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Кроме того, п. 2 договора найма служебного жилого помещения, предусмотрено предоставление его Козловскому С.В. на период прохождения службы в УМВД.
Таким образом, из буквального толкования условий договора выявлен смысл о найме служебного жилого помещения не на период службы в конкретной должности, а на время прохождения службы нанимателя в целом в системе органов УМВД по Калининградской области.
Суд также принимает во внимание, что спорное служебное жилое помещение по адресу: <адрес > было предоставлено Козловскому С.В. в 2013 году для создания жилищно-бытовых условий для исполнения служебных обязанностей на территории иного муниципального образования, то есть не по месту прохождения службы на тот момент в отделе полиции №3 УМВД России г.Калининграда, в связи с отсутствием свободных служебных жилых помещений.
В соответствии с п. 5 договора найма служебного жилого помещения он действует два года при отсутствии оснований для его досрочного расторжения либо прекращения.
Однако в ходе судебного разбирательства стороной истца таких требований заявлено не было, договор найма служебного жилого помещения от 01.12.2013 года №40 является действующим, в соответствии с дополнительным соглашением от 10.10.2018 года, срок его действия истекает лишь 10.10.2020 года.
При этом, дополнительное соглашение №2 от 10.10.2018 года к договору найма служебного жилого помещения от 01.12.2013 года было подписано с Козловским С.В. уже в период прохождения им службы в МО МВД России «Багратионовский», что безусловно было очевидным для стороны истца.
При установленных выше фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований УМВД России по Калининградской области к Козловскому Сергею Владимировичу, Козловской Татьяне Юрьевне, Козловской Карине Сергеевне, несовершеннолетней Козловской Милене Сергеевне в лице законных представителей Козловского Сергея Владимировича и Козловской Татьяны Юрьевны о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес > и выселении, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2020 года.
Судья: Пасичник З.В.