Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1653/2013 ~ М-1328/2013 от 26.04.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2013 года Железнодорожный районный суд гор. Самары в составе: председательствующего- Ефремовой Т.В.

с участием представителя истца – Матвеева Д.А.

представителя ответчика ФБГУ «ФКП Росреестра по Самарской области» Музыка Е.О.

представителя ответчика Кудашкина Н.М. – Львицына И.Г.

представителя ОАО «Станкозавода» - Давидяна Ю.С.

при секретаре - Петровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Порт-3» к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Васильевой Л. С., Кудашкину Н. М., ОАО «Средневолжскому станкостроительному заводу», третьим лицам Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризации Федеральное БТИ» о признании незаконными действий, признании отсутствующим право собственности, признании недействительной регистрацию и прекращении записи в ЕГРП.

установил:

Истец обратился в суд с исковыми требования изложенными выше в отношении земельных участков кадастровый номер площадью 186 500 кв.м., кадастровый номер , площадью15 992 кв.м., кадастровый номер , площадью 166648,4 кв.м. и кадастровый номер , площадью 3 859,6 кв.м., расположенных по адресу <адрес>.

В обосновании заявленных требований изложили доводы в исковом заявлении, указав, что Постановлением Главы г.о. Самара от 29.08.2007 года Обществу с ограниченной ответственностью «Порт-3» был утвержден проект границ земельного участка площадью 21 378,10 кв.м. для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу <адрес>.

ООО «Порт-3» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства по указанному адресу.

Утвержденный данным постановлением главы г.о. Самара от 29.08.2007 г. проект границ земельного участка площадью 21 378,10 кв.м. содержал информацию о конкретных координатах характерных точек (Х и Y), о расстояниях между характерными точками и о дирекционных углах.

Постановлением от 29.08.2007 года ООО «Порт-3» был утвержден проект границ еще одного земельного участка площадью 116929,60 кв.м. для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу <адрес>

Утвержденный данным постановлением главы г.о. Самара от 29.08.2007 года проект границ земельного участка указанной выше площади содержал информацию о конкретных координатах характерных точек (Х и Y), о расстояниях между характерными точками и о дирекционных углах.

На основании указанных постановлений были составлены акты о выборе земельного участка площадью 21378,10 кв.м. и участка площадью 1169929,60 кв.м. для строительства некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, элементов благоустройства, расположенного по адресу <адрес>.

Указанные акты были направлены в Министерство строительства Самарской области для утверждения.

В последующем выяснилось, что часть указанных выше земельных участков была приобретена в собственность ОАО «Средневолжским станкостроительным заводом». Ими, истцами, установлено, что ОАО «СВСЗ» было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 186500 кв.м., кадастровый номер площадью 186 500 кв.м, расположенного по адресу <адрес>., в границы которого вошла основная часть их участков. В последующем указанный земельный участок был приобретен ОАО «СВСЗ» в собственность на основании сделки купли-продажи земельного участка с Министерством имущественных отношений Самарской области и разделен на три самостоятельных земельных участка, собственниками которых являлась ФИО1

В результате указанных юридических действий площади выделяемых ООО «Порт-3» земельных участков изменились с 116929,60 кв.м. до 28283 кв.м. и с 21378,10 кв.м. до 2 810 кв.м.. В связи с данными обстоятельствами ООО «Порт-3» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду ООО «Порт-3» земельных участков площадью 28 283 кв.м. и 2810 кв.м. соответственно, согласно ранее поданному заявлению путем внесения изменений в постановление главы г.о. Самары от 29.08.2007 г в части изменения площади предоставляемых ООО «Порт-3» земельных участков и утверждения актов о выборе земельных участков для строительства.

В настоящее время указанные заявления ООО «Порт-3» находятся на стадии рассмотрения в Министерстве строительства Самарской области, окончательное решение по ним еще не принято.

Тем самым, полагают, что в результате незаконных действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и ОАО «СВСЗ» по постановке вышеописанного земельного участка площадью186500 кв.м., кадастровый номер площадью 186 500 кв.м, расположенного по адресу <адрес>., были нарушены их права, они лишились большей части земельного участка, которая предоставлялась им в аренду постановлением Главы г.о. Самары № и от 29.08.2007 года.

Спорный земельный участок площадью 186 500 кв.м. выделялся ОАО «СВСЗ» в постоянное бессрочное пользование Постановлением Администрации г. Самары от 22.12.1992 го<адрес>, о чем Средневолжскому станкозаводу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю (постоянное пользование) от 30.12.1992 года.

На основании указанных правоустанавливающих документов ОАО «СВСЗ» была осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет ()и было зарегистрировано право постоянного бессрочного пользованиями за ОАО «СВСЗ» на него.

ОАО «СВСЗ» в порядке приватизации также принадлежало на праве собственности несколько объектов недвижимости, которые располагались на вышеуказанном земельном участке, а именно сооружения- подъездные дороги, площадью 59843,30 кв.м., редуктор, площадью 1757,30 кв.м., резервуар производственной воды, площадью 5700 кв.м., площадка для автомашин в составе пускового комплекса, площадью 11113,40 кв.м., аварийный выпуск сточных вод, площадью 4197,30 кв.м., права на которые также было оформлено на ОАО «СВСЗ» в Управлении регистрационной службы по Самарской области.

В 2008 году, реализуя свое право на приватизацию, ОАО «СВСЗ» на основании договора купли-продажи земельного участка от 7.08.2008 года, заключенного с Министерством имущественных отношений, ответчик приобрел право собственности на него. Затем указанный участок ОАО «СВСЗ» разделив на три участка. передал в собственность ФИО1 на основании договора купли-продажи.

Полагают, что у ОАО «СВСЗ» отсутствовало право на формирование в рассматриваемых границах спорного участка площадью 186 500 кв.м, оформления права постоянного (бессрочного) пользования на него и последующий выкуп, поскольку земельный участок 18,65 га по Постановлению от 22.12.1992 года предоставлялся ОАО «СВСЗ» в других границах.

На момент постановки ОАО «СВСЗ» спорного участка на кадастровый учет и его оформление, ООО «Порт» уже обладало правом аренды на земельный участок, в итоге частично вошедший в состав участка ОАО «СВСЗ» площадью 186500 кв.м.. Следовательно считают ОАО «СВСЗ» были обязаны согласовать с ними, обладателями смежного участка на праве аренды, местоположение границ формируемого спорного земельного участка, их они не уведомляли, границы участка не согласовывали. Указанное согласование границ исключило бы оформление ОАО «СВСЗ» земельного участка в неправильных границах, наложение границ смежных земельных участков и как следствие нарушение прав их, истцов.

Указанные положения федерального законодательства свидетельствуют о том, что за постановкой объекта на кадастровый учет в предоставленных границах обратилось ненадлежащее лицо, не обладающее соответствующими правами на проведение подобных действий.

Полагают, что вследствие этого последующая государственная регистрация права постоянного( бессрочного)пользования спорным земельным участком и выкуп его в собственность были проведены незаконно, поскольку в силу закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты данные акты.

Поскольку за государственной регистрацией обратилось ненадлежащее лицо, не имеющее право на обращение за совершением регистрационных действий, то должно стать основанием для отказа в государственной регистрации.

Тем самым считают, что действия ответчиков по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, а также последующие действия, связанные с его разделом на несколько других земельных участков и последующим предоставлением в собственность ОАО «СВСЗ», являются незаконными и влекущими нарушение прав ООО «Порт-3» на оформление права аренды земельных участков площадью 21378,10 кв.м. и 116929,60 кв.м. по адресу <адрес>, зарегистрированное право постоянного (бессрочного)пользования ОАО «СВСЗ» считают подлежит признанию недействительным, а связи с этим последующие права подлежат признанию отсутствующими.

В судебном заседании представитель истца по доверенности МатвеевД.А. уточнил стороны в судебном заседании, в соответствии с тем, что они просят признать отсутствующим право собственности ФИО1 на спорные земельные участки, а она умерла в настоящее время. просили привлечь наследницу Васильеву Л.С. и Кудашкина Н.М., который приобрел земельные участки. В остальной части полностью поддержали заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Музыка Е.О. исковые требования не признала, представив отзыв, доводы которого поддержала в судебном заседании, указав при этом, что сведения о земельном участке с кадастровым номером были внесены в ГКН 24.09.2007 года по заявлению от 9.08.2007 года о постановке на государственный кадастровый учет на основании представленного свидетельство праве собственности на землю от 30.12.1992 , описания земельного участка. Также в ГКН содержатся сведения о земельных участках : кадастровый номер , площадью15 992 кв.м., кадастровый номер , площадью 166648,4 кв.м. и кадастровый номер , площадью 3859,60 кв.м. с категорией земель -земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования- фактически занимаемый участок филиалом завода и пожарным депо, расположенных по адресу : <адрес>, правообладателем которых является ФИО1

Сведения об указанных учтенных земельных участках внесены в ГКН 19.12.2008 года по заявлению представителя заявителя ОАО «СВСЗ» ФИО2 от 512.2008 года о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с представленным описанием земельного участка от 2.12.2008 года, подготовленным ООО ГП «Гео-Стандарт».

В соответствии со ст.16 ФЗ РФ от 24.07.2007 года « О государственном кадастре недвижимости» государственный учет, в том числе государственный кадастровый учет изменений земельного участка, осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. В указанном случае основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета данных земельных участков отсутствовали. На момент постановки на кадастровый учет указанных земельных участков представленные документы никем не оспорены и признаны в установленном порядке незаконными не были, в связи с чем довод истца о неправомерности осуществления кадастрового учета считает незаконным и необоснованным. Кроме того, истцом заявлены требования в части признания отсутствующим права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , , , признании недействительным зарегистрированного права постоянного (бессрочного ) пользования ОАО «СВСЗ» земельным участком с кадастровым номером площадью 186500 кв.м., прекращения в ЕГРП регистрации постоянного (бессрочного) пользования. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. В ЕГРП содержится информация о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества и сведения о правообладателях. Сведения о любом объекте недвижимости, содержащими в ЕГРП представляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Согласно п.1ст.9 Закона государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Данным органом на территории Самарской области является Управление Федеральной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. В связи с чем в их компетенцию, как привлеченных ответчиков не входят действия по регистрации и прекращении прав на недвижимое имущество. Полагают, что в данном случае имеет место спор о праве относительно имеющихся сделок со спорными земельными участками.

Представитель ответчика – ОАО «Средневолжский станкостроительный завод» по доверенности Давидян Ю.С. иск не признал, при этом поддержал доводы представителя кадастрового органа, кроме того полагает в материалы дела представлены документы, опровергающие доводы истца по делу, подтверждающие права собственности, как завода, так и последующих собственников и постановка на кадастровый учет осуществлена в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика – Кудашкина Н.М. по доверенности Львицин И.Г. иск не признал, считает, что его доверителю перешло право собственности в соответствии со сделками, которые никем не оспорены и полностью поддержал доводы остальных ответчиков, считая, что они полностью подтверждены представлены доказательствами.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не явились, извещены надлежаще, отзывов не представили

Заслушав стороны, изучив материалы дела, в том числе, документы о формировании истцом земельных участков в аренду; свидетельства о государственной регистрации права собственности и технические паспорта на объекты недвижимости – нежилые здания и сооружения, располагавшиеся на спорном земельном участке; справки о сносе объектов капитального строительства; свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок; выписки из ЕГРП на объекты недвижимости; свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные участки; приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.08.2008 г. о предоставлении земельного участка в собственность; договор купли-продажи земельного участка от 07.08.2008 г. ; кадастровые паспорта спорных земельных участков; договор купли-продажи недвижимого имущества между ОАО «СВСЗ» и ФИО1 от 10.08.2009 г.; постановление Администрации г. Самары от 22.12.1992 г. ; свидетельство о праве собственности на землю от 30.12.1992 г.; договор купли-продажи недвижимого имущества между ФИО1 и Кудашкиным Н.М. от 02.11.2010 г.; материалы уголовного дела ; материалы кадастровых дел на спорные земельные участки, суд находит иск не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Как следует из п. 1 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721) (далее - Положение) обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежат все производственные предприятия, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга.

Как следует из материалов дела, а именно из свидетельств о государственной регистрации права на нежилые здания и сооружения от 04.09.2007 г., ОАО «СВСЗ» в установленном законом порядке в порядке приватизации оформило свое право собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>:

- сооружение - подъездные дороги, лит. 410, площадью 59843,30 кв.м.,

- нежилое здание - аварийный выпуск сточных вод, лит. 46, площадью 4197,30 кв.м.,

- нежилое здание – редуктора, лит. 216,216-1,216-2,216-3,216-4, площадью 1757,30 кв.м.,

- сооружение - резервуар производственной воды, лит. 421, площадью застройки 5700 кв.м.,

- сооружение - площадка для автомашин в составе пускового комплекса, лит. 242, площадью 11113,40 кв.м.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор, в котором указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе, цена земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.

25.02.1994 г. между Фондом имущества Самарской области и Акционерным обществом «Средневолжский станкостроительный завод» был заключен Договор передачи имущества в собственность акционерного общества , согласно которому Фонд имущества Самарской области передал в собственность завода имущество, определенное в приложениях и дополнительных соглашениях к договору.

Указанный договор является основанием возникновения права собственности ОАО «СВСЗ» на предприятие, в состав которого входят вышеописанные здания и сооружения.

Так согласно Акту оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 г. Средневолжского станкозавода, дополнительному соглашению от 09.10.1996 г., решению Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области от 13.10.2013 г. в собственность ОАО «СВСЗ» перешли объекты недвижимости, в том числе, данные сооружения и здания.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 09.06.1993 г. был утвержден план приватизации предприятия Средневолжского станкостроительного завода. Утвержденный комитетом план приватизации предприятия является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа - АО «Средневолжский станкостроительный завод».

29.03.1994 г. ОАО «СВСЗ» было выдано соответствующее Свидетельство , удостоверяющее право собственности завода на имущество, приобретенное в порядке приватизации.

В августе 2007 г. указанные объекты недвижимости был проинвентаризированы и поставлены на технический учет в Самарском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», что подтверждается соответствующими техническими паспортами и выписками из реестра объектов капитального строительства, представленными в дело. Указанными действиями и материалами было зафиксировано фактическое существование сооружений и нежилых зданий по указанному адресу и их технические характеристики, а также подтверждено существование в реестре объектов капитального строительства принадлежащего ОАО «СВСЗ» объектов.

Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют его выделить из других объектов недвижимого имущества, осуществляется посредством технического учета.

В соответствии с Положением «Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.Обязанность по описанию и индивидуализации объектов недвижимости возложена на органы технического учета, которым также предоставлено право, проводить предварительную оценку объекта в качестве недвижимого. Объекты, земельный участок под которыми был приватизирован ОАО «СВСЗ» поставлены на технический учет как объекты капитального строительства, о чем свидетельствует имеющиеся в деле технические паспорта, выданные Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

В соответствии со ст.ст. 1, 5 Федерального закона «О государственной кадастре недвижимости» уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер присваивается при осуществлении технического учета объекта недвижимости. Именно в результате кадастрового и технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости определяются характеристики объекта недвижимости, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Следовательно, законодатель относит вопрос обособления объектов недвижимости к компетенции органов, осуществляющих технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости.

Орган технической инвентаризации в пределах своей компетенции определил вышеописанные объекты на земельном участке как объекты учета – сооружения (подъездные дороги, резервуар производственной воды, площадка для автомашин в составе пускового комплекса) и нежилые здания (аварийный выпуск сточных вод, редуктора) с присвоением им соответствующих инвентарных номеров.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Исполняя требования действующего законодательства ОАО «СВСЗ» обратилось в УФРС по Самарской области с соответствующим заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данные объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>

04.09.2007 г. регистрирующий орган провел регистрацию заявленных прав ОАО «СВСЗ», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АВ , , , и от 04.09.2007 года.

Таким образом, ОАО «СВСЗ» и другими участниками приватизации были соблюдены все предусмотренные действующим на тот период законодательством требования, составлены, подписаны и согласованы все необходимые документы, т.е. процедура приватизации Государственного предприятия «Средневолжский станкостроительный завод» была проведена в рамках и в строгом соответствии с законодательством о приватизации.

Вышеизложенное свидетельствует, что рассматриваемые здания и сооружения принадлежали государственному предприятию, существовали в натуре, находились в границах земельного участка , отведенного ОАО «СВСЗ» постановлением Администрации г. Самары от 22.12.1992 г., были переданы в порядке приватизации ОАО «СВСЗ», проинвентаризированы и в соответствии с действующим законодательством были оформлены в собственность ОАО «СВСЗ».

В связи с тем, что указанные объекты длительное время не функционировали руководством завода было принято решения о сносе объектов. Данный факт был зафиксирован органами технической инвентаризации в октябре 2008 года, что подтверждено соответствующими ответами Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на запрос о предоставлении информации о сносе объекта капитального строительства от 06.11.2008 г., представленными в материалы дела.

Факт нахождения сооружений и нежилых зданий на земельном участке с кадастровым номером также подтверждается материалами уголовного дела , в которых имеются протоколы осмотра места происшествия, схемы расположения объектов и многочисленные фотографии территории завода, на которых по результатам визуального осмотра земельного участка было обнаружены остатки вышеописанных объектов, а именно остатки фундаментов сооружений, металлические трубы, углубления в земле от объектов, остатки строительных материалов, бетонных блоков, железные арматуры, обломки асфальтового покрытия и т.п.

Таким образом, основания для оспаривания права собственности завода на данные объекты недвижимости отсутствуют, объекты в действительности существовали, и сделка приватизации объектов была проведена с соблюдением норм гражданского законодательства. Основания и доказательства, подтверждающие незаконность процедуры технической инвентаризации и процедуры внесения объектов в реестр капитального строительства отсутствуют, указанные процедуры проведены с соблюдением норм законодательства и без нарушения прав третьих лиц.

Представленные в суд правоустанавливающие документы на объекты отражают наименование и описание недвижимого имущества, его местонахождение, год его постройки (1978-1980 гг.) и стоимость, а также однозначно подтверждают право собственности ОАО «СВСЗ» на объекты недвижимости - подъездные дороги, резервуар производственной воды, площадка для автомашин в составе пускового комплекса, аварийный выпуск сточных вод и редуктора, расположенные по адресу: <адрес>, зарегистрированное за заводом в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в 2007 году.

Следовательно, представленные ОАО «СВСЗ» на регистрацию права документы, устанавливающие переход прав на объекты недвижимости соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что указанные нежилые здания и сооружения располагались на земельном участке, который в установленном законом порядке был предоставлен ОАО «СВСЗ» на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением Администрации г. Самары от 22.12.1992 г., о чем ответчику выдано соответствующее свидетельство о праве собственности на землю (постоянное пользование) от 30.12.1992 г.

Участок предоставлялся как фактически занимаемый филиалом завода и пожарным депо, которое в плане приватизации завода не отражено, и права на которое в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировались.

Факт выделения ОАО «СВСЗ» указанного земельного участка подтверждается также справкой от 31.07.2007 г. Территориального отдела № 1 Управления Роснедвижимости по Самарской области, подготовленной с соблюдением действующих норм земельного законодательства.

В последующем на основании указанных правоустанавливающих документов ОАО «СВСЗ» в установленном законом порядке была проведена постановка земельного участка на кадастровый учет (кадастровый номер ) и регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ОАО «СВСЗ» земельным участком в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АВ от 10.10.2007 г..

Основания и доказательства, подтверждающие незаконность процедуры постановки на кадастровый учет земельного участка , занятого объектами недвижимости, отсутствуют, кадастровый учет земельного участка проведен с соблюдением норм законодательства и без нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

Участок, на который претендует ООО «Порт-3» не формировался, до настоящего времени участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, т.е. не имеет собственника.

В связи с чем, довод ООО «Порт-3» о том, что при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и заключении договора купли-продажи ОАО «СВСЗ» необходимо было согласовать местоположение границ земельного участка с истцом, является необоснованным и противоречит закону.

Часть 1 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию. Однако, далее закон в ч. 3 указанной статьи устанавливает с какими именно лицами проводится согласование местоположения границ.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Следует отметить, что при проведении государственного кадастрового учета земельных участков ОАО «СВСЗ» (кадастровый номера , , и ) кадастр объектов недвижимости не содержал каких-либо сведений о сформированном земельном участке, на который претендует истец, а, следовательно, и не содержал каких-либо сведений о том, что данный земельный участок принадлежит какому-либо лицо на каком-либо праве.

Истец не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у него какого-либо права или переход прав на испрашиваемый земельный участок, являющегося основанием для обязательного согласования с ним местоположения границ спорных земельных участков.

Следовательно, описания спорных земельных участков ОАО «СВСЗ» подготовлены в соответствии с действующим законодательством, при его подготовке согласование местоположения границ земельного участка с истцом не требовалось, поскольку смежные землепользователи на момент проведения работ отсутствовали. Все необходимые согласования истцом были получены, а постановка участка на кадастровый учет также проведена в соответствии с законом, что следует из материалов кадастровых дел на земельные участки.

В настоящее время спорные земельные участки не включают площадь участка, которую истец намерен оформить в аренду для строительства некапитальных строений.

До настоящего времени земельный участок под зданием ООО «Порт-3» не сформирован, какие-либо права на него не оформлены и не оформлялись. Правоустанавливающих документов истцом не представлено.

Следовательно, истцом не доказано каким образом нарушаются его права существованием спорных земельных участков, а также в чем заключается нарушение норм закона органом кадастрового учета при постановке земельных участков на кадастровый учет.

Таким образом, действия заинтересованных лиц по постановке земельного участка, площадью 186 500 кв.м., кадастровый номер , по адресу: <адрес>, на кадастровый учет, а также все последующие действия, связанные с его разделом на несколько других земельных участков и последующим предоставлением в собственность ОАО «СВСЗ», являются законными и не влекут нарушение прав ООО «Порт-3» на оформление права аренды земельных участков площадью 21378,10 кв.м. и 116929,60 кв.м. по адресу: <адрес>.

Совокупность собранных доказательств, подтверждает, что ОАО «СВСЗ» имело законное право на формирование участка площадью 186500 кв.м. в установленных границах, оформление права постоянного (бессрочного) пользования на него и последующий выкуп. Границы данного земельного участка соответствуют границам земельного участка, который был отведен ОАО «СВСЗ» постановлением Администрации г. Самары от 22.12.1992 г.

Таким образом, ОАО «СВСЗ» являлось законным правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 186 500 кв.м. кадастровый учет которого был произведен в соответствии с нормами законодательства на основании постановления Администрации г. Самары от 22.12.1992 г. и свидетельства о праве собственности на землю (постоянное пользование) от 30.12.1992 г.

На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» ОАО «СВСЗ» имело законное право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести его в собственность, в том числе, в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ под принадлежащими на праве собственности объектами недвижимости.

В 2007 году ОАО «СВСЗ» имело законное право на формирование спорного участка площадью 186 500 кв.м. в указанных в кадастровом паспорте координатах, поскольку расположение земельного участка по кадастровому паспорту соответствует ранее отведенным ОАО «СВСЗ» границам земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 186 500 кв.м. был сформирован и поставлен на кадастровый учет согласно подготовленного в соответствии с нормами земельного законодательства плана, выполненного ООО <данные изъяты>, утвержденного Управлением Роснедвижимости по Самарской области Территориальным отделом №1 от 25.12.2003 года, в тех же границах, которые были отведены ОАО «СВСЗ» постановлением Администрации г. Самары от 22.12.1992 г. и свидетельством о праве собственности на землю (постоянное пользование) от 30.12.1992 г.

В последующем указанный земельный участок был поделен ОАО «СВСЗ» на три земельных участка - , площадью 15992 кв.м., , площадью 166648,4 кв.м. и , площадью 3859,6 кв.м. в соответствии с положениями закона и материалами межевания.

Согласно кадастровым паспортам на земельные участки объекты расположены в водоохранной зоне, однако, указанное также не исключало приватизацию земельных участков, поскольку они не расположены в береговой полосе водного объекта, оформление которой в собственность исключено.

10.08.2009 г. между ОАО «СВСЗ» и ФИО1 был заключен договор купли-продажи указанных земельных участков , , и .

02.11.2010 г. вышеуказанные земельные участки были проданы ФИО1 Кудашкину Н.М.

Исходя из смысла ст. 36 Земельного кодекса РФ и материалов дела следует, что ОАО «СВСЗ», как собственник вышеуказанных объектов недвижимости, имело исключительное право на приватизацию земельного участка , площадью 186 500 кв.м., занятого указанными объектами.

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 11 от 24.03.2005 г. исключительность предоставляемого ст. 36 ЗК РФ права следует понимать в том смысле, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

При этом следует учитывать, что на указанном земельном участке, который был сформирован 24.09.2007 г., с 1978-1980 годов расположены объекты недвижимого имущества – сооружения и нежилые здания, принадлежащие на праве собственности ОАО «СВСЗ» в результате процедуры приватизации государственного предприятия.

Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок с кадастровым номером (стр. 3), в котором указано, что большая часть земельного участка занята указанными объектами недвижимости.

Кроме того, как свидетельствует указанный кадастровый паспорт, который является приложением к Договору купли-продажи от 07.08.2008 г., заключенному между Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО «СВСЗ», данный земельный участок не обременен правами третьих лиц. Данное обстоятлеьство свидетельствует о том, что испрашиваемый ОАО «СВСЗ» у Министерства земельный участок свободен от прав третьих лиц и не обременен никакими ограничениями, препятствующими его приватизации в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В связи с этим, Министерством и был принят приказ от 07.08.2008 г. о предоставлении в собственность ОАО «СВСЗ» спорного земельного участка и заключен Договор купли-продажи земельного участка от 07.08.2008 г.

В связи с перечисленными основаниями несостоятельными являются доводы истца о том, что существование спорного земельного участка и земельных участков, образованных из него (кадастровые номера , , ), создает препятствия для реализации его субъективного права, поскольку право ОАО «СВСЗ» на приватизацию данного земельного участка (кадастровый номер ) является исключительным согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, поскольку завод выкупал участок, занятый нежилыми зданиями и сооружениями, находившимися на момент приобретения участка в собственности ОАО «СВСЗ».

Таким образом, при наличии вышеописанных обстоятельств и положений гражданского и земельного законодательства истец не имеет законных оснований претендовать на оформление в аренду спорного земельного участка, занятого объектом недвижимости, принадлежащем на праве собственности иному лицу.

Кроме того, истцом не доказано, каким образом существование спорного земельного участка в существующих границах нарушает права и законные интересы ООО «Порт-3», которое имеет возможность оформить земельный участок меньшей площадью, не принадлежащий на праве собственности иному лицу. Указанное подтверждается также и доводами искового заявления, в котором указано, что ООО «Порт-3» продолжает мероприятия по оформлению своего права аренды на земельные участки, не входящие в состав спорных земельных участков.

Кроме того, при оценке доводов истца и его материальной заинтересованности по делу необходимо также учитывать материальный статус истца по настоящему делу, влияющий соответственно на объем его прав и обязанностей. Истец является лишь претендентом на оформление в аренду земельного участка и согласно ст.ст. 30-33 Земельного кодекса РФ ООО «Порт-3» еще необходимо пройти процедуру предоставления земельных участков для строительства, которая подразумевает в том числе возможность получения истцом отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Указанное, не позволяют истцу обращаться в суд с заявленными по настоящему делу требованиями и свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца, и как следствие, отсутствие необходимости судебной защиты в рамках заявленного иска (ст. 3 ГПК РФ).

Возможность нарушения прав и законных интересов других лиц на предоставление земельного участка, предоставленного ОАО «СВСЗ» в соответствии с приказом от 07.08.2008 г. и договором купли-продажи земельного участка от 07.08.2008 г., исключается самой природой исключительного права, установленного п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Формирование земельного участка площадью 186 500 кв.м., его кадастровый учет, оформление права постоянного (бессрочного) пользования ОАО «СВСЗ» на участок и последующий его выкуп в собственность завода проведены в соответствии с законом, поскольку ОАО «СВСЗ» на праве собственности принадлежало несколько объектов недвижимости (сооружений), расположенных на данном земельном участке, и завод имел исключительное право согласно ст. 36 ЗК РФ на выкуп данного участка и его раздел на несколько участков.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований ООО «Порт-3». Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Порт-3» о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области и ФГПУ «ФКП Росреестра» по самарской области по постановке на кадастровый учет земельных участков : кадастровый номер площадью 186 500 кв.м., кадастровый номер , площадью15 992 кв.м., кадастровый номер , площадью 166648,4 кв.м. и кадастровый номер , площадью 3 859,6 кв.м., расположенных по адресу <адрес>.

Отказать в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим право собственности ФИО1 на следующие земельные участки : кадастровый номер , площадью15 992 кв.м., кадастровый номер , площадью 166648,4 кв.м. и кадастровый номер , площадью 3 859,6 кв.м., расположенных по адресу <адрес>.

Отказать в удовлетворении исковых требований о признании недействительным зарегистрированного права постоянного (бессрочного)пользования Открытого акционерного общества « Средневолжского станкостроительного завода» на земельный участок кадастровый номер площадью 186 500 кв.м, расположенного по адресу <адрес>.

Отказать в удовлетворении требований прекращения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Открытого акционерного общества«Средневолжский станкостроительный завод» на земельный участок кадастровый номер площадью 186 500 кв.м, расположенного по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2013 года

2-1653/2013 ~ М-1328/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Порт-3"
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Васильева А.Г.
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ОАО "Средневожский станкостроительный завод"
Управление Росреестра по Самарской области
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Ефремова Т. В.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
26.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2013Передача материалов судье
29.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2013Подготовка дела (собеседование)
16.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2013Предварительное судебное заседание
07.06.2013Предварительное судебное заседание
17.06.2013Судебное заседание
20.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее