31 мая 2018 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего - Кузиной Н.Н.
при секретаре - Шуманеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-660/18 по иску Новиковой Н.Ю. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Новикова Н.Ю. обратилась в суд с иском о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как медицинскому работнику, выработавшему специальный медицинский стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обосновании исковых требований указала, что с 10.04.1989 г. работала и по настоящее время работает на должностях среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. 17.08.2017 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) отказала ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы, засчитав ей 20 лет 09 месяцев 27 дня. Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 10.04.1989 г. по 30.04.1990 г., с 01.04.1992 г. по 09.07.1993 г., с 05.04.1995 г. по 09.10.1995 г. – в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии в <...>; с 01.05.1990 г. по 20.08.1991 г., с 21.08.1991 г. по 31.03.1992 г. – нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; с 04.11.1995 г. по 31.08.2000 г. – в должности палатной медицинской сестры в <...>. Комиссия не применила льготный порядок исчисления специального стажа как 1 год работы за 1 год 3 месяца (сельская местность) к периоду: с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г. – работа в должности медсестры палатной терапевтического отделения <...>. Комиссия не применила льготный порядок исчисления специального стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев к периоду: с 18.10.2007 г. по 31.12.2007 г. – работа в должности операционной медицинской сестры в операционном блоке в <...>. Считает решение комиссии незаконным, нарушающим ее права.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца также период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. – работа в должности медсестры палатной терапевтического отделения <...>.
В судебном заседании истец Новикова Н.Ю. и ее представитель Ковалева О.Г., действующая на основании ордера, поддержали исковые требования в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении. Просили исковые требования удовлетворить, обязать ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) засчитать истцу в специальный страховой стаж указанные периоды работы и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением такой пенсии, то есть с 17.08.2017 г.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) – Лыжова А.М., действующая на основании доверенности иск не признала. Суду пояснила, что досрочная страховая пенсия по старости может быть назначена Новиковой Н.Ю. при выработке специального медицинского стажа 30 лет. Специальный трудовой стаж истицы на момент обращения за пенсией составил всего 20 лет 9 месяцев 27 дней. Новиковой Н.Ю. обоснованно не засчитали в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении следующие периоды работы в должности медсестры-анестезиста в отделение реанимации и анестезиологии в <...>: с 10.04.1989 г. по 30.04.1990 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, так как ответ на запрос в компетентный орган республики Узбекистан на подтверждение медицинского стажа не поступил, также документально не подтверждена работа в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья, предусмотренная Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, как года и шесть месяцев; с 01.05.1990 г. по 20.08.1991 г.– работа в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком 20.02.1990 г.р., до достижения им возраста 1,5 лет), специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 21.08.1991 г. по 31.03.1992 г. – работа в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком 20.02.1990 г.р., до достижения им возраста трех лет), специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 01.04.1992 г. по 09.07.1993 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 10.07.1993 г. по 04.04.1995 г. – работа в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком 29.04.1993 г.р. до достижения им возраста двух лет); с 05.04.1995 г. по 09.10.1995 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 04.11.1995 г. по 31.08.2000 г. – работа в должности палатной медицинской сестры в <...>, так как документы не подтверждают медицинскую деятельность. Согласно нормам Соглашения от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. Согласно действующему законодательству периоды работы в странах - бывших республиках СССР с 01.12.1991 г. могут быть включены в подсчет стажа только при условии их подтверждения компетентными органами той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Таким образом, на момент обращения истца в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) за досрочным назначением трудовой пенсии по старости ее специальный медицинский стаж составлял менее 30 лет, следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии у нее не возникло. Поэтому просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что Новикова Н.Ю. с 10.04.1989 г. работала и по настоящее время работает на должностях среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
17.08.2017 г. Новикова Н.Ю. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, как медицинскому работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения и выработавшему необходимый 30-летний медицинский стаж.
Решением ГУ - УПФ РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) от 30.10.2017 г. № 170 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии. Комиссия засчитала в специальный страховой стаж Новиковой Н.Ю. только 20 лет 9 месяцев 27 дней. Не засчитаны в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периоды работы Новиковой Н.Ю. в должности медсестры-анестезиста в <...> в отделении реанимации и анестезиологии: с 10.04.1989 г. по 30.04.1990 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, так как ответ на запрос в компетентный орган республики Узбекистан на подтверждение медицинского стажа не поступил, также документально не подтверждена работа в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья, предусмотренная Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, как года и шесть месяцев; с 01.05.1990 г. по 20.08.1991 г.– работы в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком 20.02.1990 г.р., до достижения им возраста 1,5 лет), специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 21.08.1991 г. по 31.03.1992 г. – работа в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком 20.02.1990 г.р., до достижения им возраста трех лет, специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 01.04.1992 г. по 09.07.1993 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 10.07.1993 г. по 04.04.1995 г. – работа в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком 29.04.1993 г.р. до достижения им возраста двух лет); с 05.04.1995 г. по 09.10.1995 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, специальный медицинский стаж документально не подтвержден, так как ответ на подтверждение специального медицинского стажа на запрос в компетентный орган республики Узбекистан не поступил; с 04.11.1995 г. по 31.08.2000 г. – палатной медицинской сестры в <...>, так как документы не подтверждают медицинскую деятельность.
Однако данный отказ, по мнению суда, является необоснованным.
В данный период времени действовал Список профессий, должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с которым право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялся и в последующем.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Указанным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрены должности среднего медицинского персонала.
В силу пп. «а», "б" п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы зачитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в разделе 2 указаны медицинские сестры-анестезиста в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка, т.е., в том числе больниц всех наименований, а в числе наименований должностей - средний медицинский персонал, включая должность медицинские сестры-анестезиста.
Родильные дома входят в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшему до 1 октября 1993 года.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066, предусмотрены палатные медицинские сестры военных окружных госпиталей, военных окружных клинических госпиталей.
Исходя из вышеназванного и положений закона периоды работы истицы с 10.04.1989 г. по 30.04.1990 г. – в должности медсестры-анестезиста в <...> в отделении реанимации и анестезиологии подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, а период работы с 04.11.1995 г. по 31.08.2000 г. – в должности палатной медицинской сестра в <...>, подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, поскольку в спорные периоды истец была занята на работах, предусмотренных соответствующим Списком и Перечнем, в связи с чем основания для включения в специальный стаж периодов ее работы в льготном исчислении у суда имеются.
Выполнение истцом работы в должностях и учреждения, предусмотренных законом для назначения страховой пенсии по страсти, подтверждено трудовой книжкой, льготными справками, архивными справками, личной карточкой работника. Сведения о наличии отвлечений от работы истца в материалах дела отсутствуют.
Также подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, период работы с 01.01.2017 г. по 16.08.2017 г. в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения <...>.
Факт лечебной деятельности в данный период подтверждается справкой уточняющей занятость № от 29.12.2017 г.
Не подлежит включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы истца с 17.08.2017 г. по 31.12.2017 г. в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения <...>, поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 17.08.2017 г., в связи с этим указанный период не может быть взят в расчет при назначении досрочной страховой пенсии.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд с учетом того, что истец в период до предоставления отпуска по уходу за ребенком осуществляла лечебную деятельность в должности медсестры-анестезиста в отделении реанимации и анестезиологии в <...>, который засчитывается в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год 6 месяцев, суд не усматривает правовых препятствий к исчислению периода нахождения Новиковой Н.Ю. в указанных отпусках в льготном порядке, и применяет указанный порядок при включении в специальный стаж истца спорных периодов.
При этом судом учтены для оценки спорных периодов Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, постановлением ЦК КППСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 "О увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11.
Так, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" устанавливался частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного закона, вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных основаниях (статья 167 КЗоТ РСФСР). Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.
Согласно п. п. 2 и 3 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В п. 27 указанного постановления разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно п. 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Исходя из смысла приведенных выше положений, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г. При этом, если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежал включению в стаж независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно письму Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.11.2002 N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данные разъяснения обязательны для исполнения всеми структурными подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Периоды временной нетрудоспособности должны быть включены в специальный стаж истца в льготном исчислении, так как в указанные периоды она получала пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, следовательно, сохранение всех гарантий, в том числе, включение данных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке, как и периодов работы.
В этой связи, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 01.05.1990 г. по 20.08.1991 г., в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 21.08.1991 г. по 12.03.1992 г.
При этом суд не находит оснований для включения в специальный стаж Новиковой Н.Ю. в льготном исчислении периодов работы в <...> в отделении реанимации и анестезиологии: с 13.03.1992 г. по 31.03.1992 г. – в должности медсестры-анестезиста (нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет); с 01.04.1992 г. по 09.07.1993 г. – работа в должности медсестры-анестезиста, с 10.07.1993 г. по 04.04.1995 г. - работа в должности медсестры-анестезиста (отпуск по уходу за ребенком до достижения 2-х лет); с 05.04.1995 г. по 09.10.1995 г. - работа в должности медсестры-анестезиста.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 г. компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 г. необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что пенсионным органом соответствующие запросы были направлены, однако компетентные учреждения (органов) Республики Узбекистан то обстоятельство, что медицинские работники пользуются правом на досрочное пенсионное на территории данного государства в спорный период работы Новиковой Н.Ю. не подтвердили, данное обстоятельство не было подтверждено соответствующими доказательствами и истцом Новиковой Н.Ю.
Поскольку периоды работы Новиковой Н.Ю. с 13.03.1992 г. по 31.03.1992 г., с 01.04.1992 г. по 09.07.1993 г., с 10.07.1993 г. по 04.04.1995 г., с 05.04.1995 г. по 09.10.1995 г. имели место на территории республики Узбекистан, то в силу приведенной выше нормы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Не подлежат удовлетворению требования истца об обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) применить льготный порядок исчисления специального стажа к периоду с 18.10.2007 г. по 31.12.2007 г. – работа в должности операционной медицинской сестры в хирургическом отделение № 2 <...> (<...>), с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г. – работа в должности медсестры палатной терапевтического отделения <...>, поскольку из пенсионного дела и показаний представителя ответчика в судебном заседании следует, что к указанным периодам ответчиком уже применен льготный порядок исчисления специального стажа.
В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поэтому трудовая пенсия Новиковой Н.Ю. должна быть назначена с момента возникновения права, то есть с 17.08.2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 ч. 1, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Новиковой Н.Ю. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самары (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Новиковой Н.Ю.
в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы:
- с 10.04.1989 г. по 30.04.1990 г. – в должности медсестры-анестезиста в <...> в отделении реанимации и анестезиологии;
- с 01.05.1990 г. по 20.08.1991 г. - в должности медсестры-анестезиста в <...> в отделении реанимации и анестезиологи (отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
- с 21.08.1991 г. по 12.03.1992 г. - в должности медсестры-анестезиста в <...> в отделении реанимации и анестезиологи (отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет);
в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца периоды работы:
- с 04.11.1995 г. по 31.08.2000 г. – в должности палатной медицинской сестры в <...>;
- с 01.01.2017 г. по 16.08.2017 г. в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения <...>, и досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 17.08.2017 г.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок с момента изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 05.06.2018 г.
Судья Н.Н. Кузина