УИД 63RS0025-01-2022-003642-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3729/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к Савельевой ТМ о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд
с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество за 2016 год, поскольку в указанный период за ней было зарегистрировано недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 32 НК РФ в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление об уплате налога на имущество № 32059560 от 21.09.2017. Однако в нарушение статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога на имущество не исполнена, в связи с чем Савельевой Т.М. было направлено требование
№ 23515 от 27.08.2018, которое до настоящего времени не исполнено. Судебный приказ от 14.07.2022, выданный по заявлению налогового органа о взыскании с Савельевой Т.М. недоимки по налогу и задолженности по пени, по заявлению должника отменен. Однако задолженность до настоящего времени не погашена, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявленными требованиями.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Савельевой Т.М. задолженность по налогу в общей сумме 29 353,85 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2016 год: налог в размере 433 руб., пени в размере 5,96 руб., начисленные за период с 01.07.2018 по 26.08.2018.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении дела суд не просил.
Административный ответчик – Савельева Т.М. в судебное заседание не явилась,
о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом путем направления посредством почтовой связи судебной корреспонденции по месту ее регистрации, уважительных причин неявки суду не сообщила, об отложении дела суд не просила, в связи с чем учитывая положения ст. 96, ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней. Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
Как видно из материалов дела, и не оспаривалось административным ответчиком, на имя Савельевой Т.М. зарегистрировано недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>.
В связи с наличием в собственности вышеуказанного имущества, Савельевой Т.М. был начислен налог на имущество за 2016 год в размере 433 руб., и в соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес Савельевой Т.М. направлено налоговое уведомление№ *** от <дата>, согласно которому Савельевой Т.М. предлагалось произвести уплату налога на имущество за 2016 год в сумме 433 руб. не позднее <дата>.
В установленный в налоговых уведомлениях срок Савельева Т.М. не исполнила обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 23515 по состоянию на 27.08.2018, согласно которому предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 03.12.2018.
Срок исполнения требования № 23515 установлен до 03.12.2018.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения с заявлением о взыскании недоимки, истекал 03.06.2019.
23.06.2022 мировым судьей судебного участка №79 судебного района г. Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-2815/2022 о взыскании с Савельевой Т.М. задолженности (недоимки): по налогу на имущество физических лиц за 2017 годв размере 438,96 руб.
14.07.2022 определением того же мирового судьи судебный приказ от 23.06.2022 по заявлению должника отменен.
В связи с отменой судебного приказа Межрайонная России № 23 по Самарской области 20.10.2022 обратилась в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования суд приходит к выводы от отказе в удовлетворении заявленных требований поскольку налоговым органом пропущен без уважительных причин установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд, поскольку заявление о выдаче судебного приказа подано мировому судье с пропуском установленного законом для подачи заявления шестимесячного срока, исчисляемого со дня истечения срока для уплаты налога, указанного в требовании.
При этом факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, поскольку вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.
Таким образом, налоговый орган, обратившись и суд после отмены судебного приказа, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспорены, уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению в суд, по делу не установлено и налоговым органом не указано. Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока налоговым органом не заявлено.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 479-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области о взыскании с Савельевой Т.М. обязательных платежей и санкций, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к Савельевой ТМ о взыскании обязательных платежей и санкций, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Демихова
Мотивированное решение составлено <дата>.
.