Дело № 2- 164/ 2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ленинск 02 апреля 2015 года.
Ленинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Петровой Т.П.,
при секретаре Фроловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области к В.И.В., К.Р.Ю., Администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области о признании сделки недействительной, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> (далее Мингосимущество) обратилось в суд с иском к В.И.В., К.Р.Ю., Администрации Ленинского муниципального района <адрес> о признании сделки недействительной, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения. В обоснование заявленных требований указало, что администрацией Ленинского муниципального района <адрес> В.А.И. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, посёлок 8 Марта, <адрес> г. ДД.ММ.ГГГГ указанный участок был продан В.А.И. ответчику К.Р.Ю. на основании договора купли – продажи. Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделён на 6 земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты>. В свою очередь, К.Р.Ю. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продал В.И.В. спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ленинского муниципального района <адрес> поставлен на кадастровый учёт, то есть в момент существования границ природного парка «<данные изъяты>». Однако, администрация Ленинского муниципального района <адрес> не вправе была распоряжаться землями особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк <данные изъяты>», ограниченном в обороте.
Спорный земельный участок не мог быть объектом сделки, связанной с отчуждением, и не мог быть предоставлен органом местного самоуправления в частную собственность.
В связи с чем просит суд признать недействительным договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 34:15:060301:360, расположенного по адресу: <адрес>, поселок 8 Марта, <адрес> заключенный ДД.ММ.ГГГГ между К.Р.Ю. и В.И.В., и истребовать из чужого незаконного владения В.И.В. спорный земельный участок порный земельны���������������������������������������������������������������������������������������������������������������.
Представитель истца - Мингосимущества в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Мингосимущества, на удовлетворении исковых требований настаивают.
Ответчик В.И.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
Ответчик К.Р.Ю., в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В суд вернулись почтовые отправления с отметкой «истек срок хранения». При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст. 117 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что ответчик, не получив повестку, фактически отказался от её получения и поэтому считается извещёнными о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика - администрации Ленинского муниципального района <адрес> в заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещён, о чем в материалах дела имеется расписка. Согласно телефонограмме, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель 3-го лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещён.
Представитель 3-го лица – Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещён, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель 3-его лица исковые требования Мингосимущества полностью поддерживает, просит удовлетворить в полном объёме, указывая, что сведения о территориальной зоне природный парк <данные изъяты>», в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно схеме и описанию границ парка, установленных впервые ДД.ММ.ГГГГ и повторно установленных ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 417 кв. метров, расположенный в посёлке <адрес>, расположен на особо охраняемой природной территории ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», и, соответственно, ограничен в обороте.
Право собственности на указанный земельный участок возникло на основании договора купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым впервые земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2500 кв. метров в посёлке <адрес>, был продан администрацией Ленинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В.А.И., то есть после утверждения в <данные изъяты> границ природного парка «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи В.А.И. продал К.Р.Ю. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м метров по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> указанный земельный участок был разделен новым собственником и перепродан В.И.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и соответственно также является собственностью <адрес>, в связи с чем может быть истребован из чужого незаконного владения. Администрация Ленинского муниципального района <адрес> в <данные изъяты> году не вправе была распоряжаться землями особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «<данные изъяты>» и предоставлять в собственность ограниченный в обороте земельный участок. На момент совершения сделки <адрес> являлась собственником всей территории в границах природного парка, за исключением земельных участков, принадлежащих лицам на праве собственности, либо являющихся муниципальной собственностью до момента его создания в силу закона. Отсутствие государственной регистрации права собственности <адрес> на рассматриваемый земельный участок его принадлежности к государственной собственности не изменяет, поскольку в соответствии со ст.18 ЗК РФ в собственности субъектов РФ находятся участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Мингосимущество в указанном случае не выражало свою волю на отчуждение как образованного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, так и исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Последний земельный участок выбыл из владения Мингосимущества помимо его воли, на основании договора купли – продажи, заключенного между администрацией Ленинского муниципального района <адрес> и В.А.И., в связи с чем указанные договоры являются ничтожными.
Представитель 3-го лица – ООО «<данные изъяты>» и В.А.И. в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мингосимущества обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земля и земельные участки.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с ч.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий : природные парки.
Согласно ч. 6 ст. 2 того же Закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – Закон об особо охраняемых природных территориях), с учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений, различаются среди прочих категорий указанных территорий, в том числе и природные парки.
Согласно части 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, указанные природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, при этом особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 21 Закона об особо охраняемых природных территориях, конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяется положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании государственного учреждения «<данные изъяты>» на территории <адрес> было создано Государственное учреждение «<данные изъяты> «<данные изъяты>».
В соответствии с пунктом 1 Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ государственного учреждения «<данные изъяты>», были утверждены прилагаемые границы государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
В связи с утверждением главой администрации <адрес> Положения о природном парке «<данные изъяты> постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ государственного учреждения «<данные изъяты>» признано утратившим силу.
В силу подпунктов 1.3 и 1.4 Положения о природном парке «<данные изъяты>», утверждённого Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также, согласно приложению 1 к постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий <адрес>», территория природного парка «<данные изъяты>» является особо охраняемой территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации <адрес>.
В силу положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Согласно схеме и описанию границ, установленных впервые ДД.ММ.ГГГГ и повторно установленных ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположен на особо охраняемой природной территории ГУ <данные изъяты>» и ограничивается в обороте.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты> разделен на 6 земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в посёлке <адрес> расположен в границах природного парка «<данные изъяты>», утвержденных постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, спорный земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории «Природный парк «<данные изъяты>», ограничен в обороте, в связи с чем, он не может быть объектом сделок, связанных с отчуждением, и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судом установлено, что на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ К.Р.Ю. продал указанный земельный участок В.И.В.
ДД.ММ.ГГГГ В.И.В. было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Оснований для отчуждения земельного участка у К.Р.Ю. не имелось, в связи с чем, договор купли – продажи земельного участка между К.Р.Ю. и В.И.В. являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ, как противоречащий требованиям закона.
Ответчик В.И.В. имела возможность предъявить к К.Р.Ю. требование о предоставлении кадастрового паспорта на отчуждаемый земельный участок, либо самостоятельно запросить кадастровую выписку на земельный участок в органе кадастрового учета, однако этого не сделала.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
В соответствии с п. 43 указанного Постановления, в случае, если иск собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен, покупатель чужого имущества вправе в соответствии со статьей 461 ГК РФ обратиться в суд с требованием к продавцу о возмещении убытков, причиненных изъятием товара по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ В.И.В. было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, суд считает необходимым признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за В.И.В. на земельный участок, расположенный по адресу : <адрес>, <адрес> <адрес>, так как сделка по купле-продаже указанного земельного участка не соответствует требованиям закона и является ничтожной с момента ее совершения и поэтому не может порождать правовых последствий, в том числе по передаче имущества от продавца к покупателю и последующей государственной регистрации этой сделки.
Учитывая то, что спорный земельный участок выбыл из владения администрации Волгоградской области помимо воли этой администрации, суд приходит к выводу о том, что право собственности у В.И.В. на этот земельный участок не возникло, он подлежит истребованию из чужого незаконного владения в пользу Волгоградской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворить.
Признать недействительным договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между К.Р.Ю. и В.И.В..
Истребовать из чужого незаконного владения В.И.В. в пользу <адрес> земельный участок с кадастровым номером 34<данные изъяты>
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности В.И.В. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья