ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
02 июля 2013 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Минеевой И.А., с участием представителя истца Гучина С.В., представителя ответчика Кайсаровой А.С., представителя третьего лица Рустина В.Н., при ведении протокола судебного заседания Бондиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г. Павлово (третье лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области) об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Павлово,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г. Павлово (третье лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области) об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Павлово. В обоснование заявленных требований указано следующее.
Нижегородской природоохранной прокуратурой в апреле 2013 года проведена проверка исполнения администрацией г. Павлово Павловского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.
Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории г. Павлово имеются места несанкционированного складирования бытовых отходов. Данные свалки образованы в следующих местах:
- На склоне слева от дороги в сторону г. Н.Новгород в 100 м. от дома №1 по ул. К.Маркса несанкционированное складирование отходов на площади не менее 200 м., общим объемом отходов не менее 60 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
- На склоне оврага на расстоянии 150 м. от поликлиники городской больницы №1 по ул. 8 Марта до гаражного кооператива несанкционированное складирование отходов на площади не менее 1000 м2, общим объемом отходов не менее 100 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
- На склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (слева от гаражного кооператива) несанкционированное складирование отходов на площади не менее 2000 м2, общим объемом отходов не менее 200 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
- На склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (справа от гаражного кооператива) несанкционированное складирование отходов на площади не менее 2000 м2, общим объемом отходов не менее 200 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, фунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается
актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 19.04.2013 года.
На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалок, что является нарушением ст.12 п.п.1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, в соответствии с которой, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2.1,2.4,2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления», утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 года, природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя; предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Отвод земельных участков в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как, на основании ст.29 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст.10 Закона РФ «Об охране окружающей среды», на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Таким образом, складирование отходов на данных земельных участках не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой, согласно ст.1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 года №45-3, следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно ст.14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст.5 п.п.19,20 Устава г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области.
Согласно ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.
В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Просит обязать администрацию г. Павлово организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов, размещенных на территории г. Павлово в следующих местах: на склоне слева от дороги в сторону г. Н.Новгород в 100 м. от дома №1 по ул. К.Маркса общим объемом отходов не менее 60 куб.м.; на склоне оврага на расстоянии 150 м. от поликлиники городской больницы №1 по ул. 8 Марта до гаражного кооператива, общим объемом не менее 100 куб.м.; на склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (слева от гаражного кооператива) общим объемом отходов не менее 200 куб.м.; на склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (справа от гаражного кооператива) общим объемом отходов не менее 200 куб.м. с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
В судебном заседании представитель истца Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучин С.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, а также указал следующее. Просит установить срок для исполнения решения суда до 01.10.2013 года, поскольку считает, что объемы отходов не являются такими большими. У администрации остались средства на ликвидацию несанкционированных свалок, что подтверждается соответствующими документами. По его мнению указанных денежных средств должно хватить для организации мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов. Доказательствами заявленных требований являются: акт обследования от 1904.2013 года, фотоматериалы в количестве 6 штук, устав г.Павлово ст.5 п.19,20. К административной ответственности по данной проверке никто не привлекался, так как не удалось определить виновных. Предписание администрации не выдавалось, был сразу подан иск в суд. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО г. Павлово Кайсарова А.С. в судебном заседании исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора признала частично, пояснив, что администрация МО г. Павлово не согласны с требованиями об обязании совершить указанные действия до 01.10.2013 г., поскольку бюджет муниципального образования г. Павлово уже сформирован и денежных средств на ликвидацию всех свалок не имеется, в связи с чем, она просит установить срок не ранее 01.06.2014 года. Свалка будет ликвидироваться постепенно.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Рустин В.Н. в судебном заседании исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме, указав, что срок, указанный прокурором, считает разумным. Свалки находятся в центре города. Они копились годами. Откладывать исполнение еще на год, считает не обоснованно.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, суд исходит из следующего:
В соответствии с временными «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления», утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 года, природо-пользователи - предприятия, учреждения, организации, пользователи иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Несанкционированные места размещения отходов – территории, не предназначенные для размещения отходов.
Разрешение на размещение отходов - устанавливает объем (массу) размещения размещение на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для размещения отходов.
В соответствии с п.п.2.1,2.4,2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления», утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 года, природопользователь обязан:
-принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами;
-соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;
-обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);
-оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;
-места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;
-предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
В соответствии с ч.1 ст.37 ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п.1,2 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в апреле 2013 года проведена проверка исполнения администрацией г. Павлово Павловского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.
Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории г. Павлово имеются места несанкционированного складирования бытовых отходов. Данные свалки образованы в следующих местах:
- На склоне слева от дороги в сторону г. Н.Новгород в 100 м. от дома №1 по ул. К.Маркса несанкционированное складирование отходов на площади не менее 200 м., общим объемом отходов не менее 60 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
- На склоне оврага на расстоянии 150 м. от поликлиники городской больницы №1 по ул. 8 Марта до гаражного кооператива несанкционированное складирование отходов на площади не менее 1000 м2, общим объемом отходов не менее 100 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
- На склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (слева от гаражного кооператива) несанкционированное складирование отходов на площади не менее 2000 м2, общим объемом отходов не менее 200 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
- На склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (справа от гаражного кооператива) несанкционированное складирование отходов на площади не менее 2000 м2, общим объемом отходов не менее 200 куб.м. (полиэтилен, пластик, стекло, ветки деревьев и т.д.).
Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, фунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается
актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства
Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 19.04.2013 года (л/д.12-13).
На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалок, что является нарушением ст.12 п.п.1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, в соответствии с которой, создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались, доказательств обратного суду не предоставлено.
В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст.10 Закона РФ «Об охране окружающей среды», на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ст.1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 года №45-3, экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых, согласно ст.6 Закона, относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.
Согласно ст.14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.
Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст.5 п.п.19,20 Устава г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области.
Согласно ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, складирование отходов на данных земельных участках не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность.
Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.
При указанном, суд приходит к выводу, что исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Однако суд считает целесообразным установить администрации МО г. Павлово срок для организации мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов, размещенных на территории г. Павлово до 01.11.2013 года.
Доводы представителя ответчика администрации МО г. Павлово Кайсаровой А.С. о том, что бюджет муниципального образования г. Павлово уже сформирован и денежных средств на ликвидацию всех свалок не имеется, в связи с чем, она просит установить срок не ранее 01.06.2014 года, суд находит не состоятельным, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности ответчика по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, отнесенной действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО г. Павлово (третье лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области) об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Павлово удовлетворить.
Обязать администрацию г. Павлово в срок до 01.11.2013 года организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов, размещенных на территории г. Павлово в следующих местах: на склоне слева от дороги в сторону г. Н.Новгород в 100 м. от дома №1 по ул. К.Маркса общим объемом отходов не менее 60 куб.м.; на склоне оврага на расстоянии 150 м. от поликлиники городской больницы №1 по ул. 8 Марта до гаражного кооператива, общим объемом не менее 100 куб.м.; на склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (слева от гаражного кооператива) общим объемом отходов не менее 200 куб.м.; на склоне оврага за домом №58 по ул. Чапаева (справа от гаражного кооператива) общим объемом отходов не менее 200 куб.м. с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.А. Минеева