Дело №57RS0022-01-2021-003006-16 Производство 2-1760/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махутдиновой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ершова Александра Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
установил:
Ершов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ-УПФ РФ) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Заявленные требования обоснованы тем, что Ершов А.А. с 20.02.1989 по 12.11.1990 и с 24.10.1991 по настоящее время зарегистрирован и проживает в д. Карпова Орловского района Орловской области, то есть на территории, которая до 31.01.1998 относилась к территории с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
17.05.2021 истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по указанным основаниям, однако в назначении пенсии ему было отказано со ссылкой на то, что период проживания истца на загрязненной территории не подтвержден документально.
Не согласившись с указанным отказом в назначении досрочной пенсии, Ершов А.А. просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить и производить истцу выплату пенсии с 17.05.2021.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, аргументируя их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Горохова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отказе истцу в назначении пенсии. Указала, что согласно представленным документам истец был зарегистрирован в населенном пункте д. Карпова, не предусмотренном соответствующим Перечнем.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В свою очередь пп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определено, что граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста: на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшийся до 01.02.1998, Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582, действовавший с 01.02.1998 по 08.10.2015, а также Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074, действующий до настоящего времени.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-Р действовавшем до 01.02.1998, предусмотрена д. Карпово Троицкого сельсовета Орловского района Орловской области.
Населенный пункт с наименованием «д. Карпова» Перечнем не предусмотрен.
При разрешении спора судом было установлено, что 17.04.2021Ершов А.А. обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготно-экономическим статусом.
Письмом от 28.05.2021 (номер обезличен), решением от 24.05.2021 (номер обезличен) истцу было отказано в назначении пенсии, поскольку населенный пункт д. Карпова не поименован Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом, пенсионным органом был признан факт проживания истца в период с 20.02.1989 по 12.11.1990 в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – д. Карпово Орловского района Орловской области, что составляет 01 год 08 месяцев 23 дня.
В свою очередь, истец ссылался на то, что д. Карпова, в которой он проживает, ранее называлась д. Карпово и является населенным пунктом, поименованном в Перечне.
Согласно справке, выданной Главой Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области, д. Карпово была переименована в д. Карпова на основании Закона Орловской области от 26.11.1999 «Об административно-территориальном устройстве Орловской области».
Иных населенных пунктов со сходным названием на территории поселения не имеется.
Из приложения №1 к названному закону в составе Орловского района Орловской области, среди прочего, определен Троицкий сельсовет.
В соответствии с приложением №2 к вышеуказанному закону в составе Троицкого сельсовета определены следующий населенные пункты: д. Большая, Деревня, д. Дмитровка, д. Карпова, д. Подчерное, д. Радищево, д. Слободка, д. Сомово, д. Хитрово, д. Хутор Степь.
Д. Карпово в указанном сельском совете Законом не упомянута.
На основании Постановления Главы администрации №23 от 11.05.2007 «О наименовании улиц, присвоении адресов в населенных пунктах Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области» в настоящее время адрес: Орловская область, Орловский район, д. Карпово, где зарегистрирован истец Ершов А.А. с 20.02.1989 по 12.11.1990 и с 24.10.1991 по настоящее время, имеет уточненный адрес: Орловская область, Орловский район, д. Карпова, (адрес обезличен), что подтверждается справкой, выданной Главой Троицкого сельского поселения Орловского района Орловской области.
Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в доме (номер обезличен) д. Карпово Троицкого сельского совета Орловского района Орловской области, Ершов А.А. был зарегистрирован по указанному адресу с 20.02.1989 по 12.11.1990.
Помимо этого, в материалы дела представлены домовые книги: №66 для прописки граждан, проживающих в д. Карпово Орловского района Орловской области, с отметкой о регистрации Ершова А.А. с 24.10.1991, а также домовые книги №63 и №4, где населенный пункт уже указан, как д. Карпова Орловского района Орловской области, но имеется отметка о регистрации Ершова А.А. также с 24.10.1991 по (адрес обезличен).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснила, что до 1998 г. состояла с истцом в зарегистрированном браке. В д. Карпово Орловского района Орловской области они приехали в 1989 г., где продолжают проживать до настоящего времени и после расторжения брака. Изначально жилой дом в д. Карпово им был предоставлен от колхоза, затем, они его выкупили. На период с 1990 по 1991 г.г. Ершов А.А. выписывался из этого дома из-за семейных разногласий, а затем в 1991 г. прописался снова, где и проживает до настоящего времени.
Свидетель ФИО4 пояснила, что знает Ершова А.А. с 1989 г., они вместе работали на ферме, являются соседями, т.к. их дома в д. Карпова находятся напротив. С 1989 по 1990 г.г. Ершов А.А. проживал в указанной деревне, потом на некоторое время уехал и в 1991 г. вернулся жить в тот же дом. Д. Карпово и д. Карпова – это один и тот же населенный пункт, в связи с проживанием в котором свидетель досрочно вышла на пенсию, как проживающая в «чернобыльской» зоне.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела у суда не имеется, их показания логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты, объективно соотносятся с пояснениями истца, а также иными доказательствами по делу.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд, оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к убеждению, что истец проживал на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 24.10.1991 по 31.01.1998.
Поскольку д. Карпово Троицкого сельсовета Орловского района Орловской области была предусмотрена Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-Р, действовавшим до 01.02.1998, суд указывает в качестве даты окончания спорного периода – 31.01.1998.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с отсутствием регистрации на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом в спорный период являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Ершов А.А. в указанный период проживал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
Учитывая период, подтвержденный пенсионным органом в качестве периода проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом, истец имеет право в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за Ершовым А.А. права на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право Ершова А.А., (дата обезличена) рождения, на досрочную пенсию возникло с момента достижения им пятидесяти восьми лет, то есть с (дата обезличена).
Поскольку за назначением пенсии истец обратился 17.05.2021, пенсия истцу должна быть назначена со дня возникновения права на нее, то есть с (дата обезличена).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ершова Александра Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение удовлетворить.
Признать за Ершовым Александром Александровичем право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Федерального закона №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 2 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Ершову Александру Александровичу выплату пенсии по старости с (дата обезличена).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.07.2021.
Судья В.В. Каверин