Дело № 2-165/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Рамешки 18 августа 2010 года
Рамешковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.Н.
с участием прокурора Рамешковского района Михеева С.В.
представителей заинтересованных лиц Сухарева В.А., Колесовой Н.А., Казакова В.И.
при секретаре Башкировой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рамешковского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным и возложении обязанности на главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение трех дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда,
у с т а н о в и л :
Дата обезличена прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным и возложении обязанности на главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение трех дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда. Указанным постановлением утверждены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью ... кв. метр, местоположение которого определено ..., сельское поселение ... принадлежащего на праве собственности ФИО1 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на использование «для дачного хозяйства»
Прокурор полагает, что указанное постановление издано в нарушение требований действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, также определяются при зонировании территории.
Так как правила землепользования и застройки сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области до настоящего времени не приняты, то изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения не возможно.
Статья 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает один случай предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления, только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ч. 1 ст. 34, п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений, с учетом результатов публичных слушаний.
Данные полномочия органами местного самоуправления муниципального образования «Сельское поселение ...» органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район» не передавались.
Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к компетенции органов местного самоуправления района отнесены вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению прокурора, администрация муниципального района не наделена полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности.
Приведенные нормы земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а также Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускают использование для садоводства, огородничества, дачного некоммерческого объединения и дачного строительства земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей в установленном законом порядке.
Какого-либо иного права, на получение данной категории земельного участка с данным видом разрешенного использования действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего заявления прокурор обуславливает защитой неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивают выявленные нарушения требований федерального законодательства, непостоянна и персонально изменчива.
Предъявление настоящего заявления в интересах Российской Федерации обусловлено тем, что все нормативные правовые акты РФ, конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и законам РФ. Верховенство Конституции и законов РФ означает также обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соотносить свое поведение с Конституцией и законами РФ.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в ... года прокуратурой проводились проверки соблюдения действующего земельного законодательства. Выявлены ряд постановлений главы администрации района, вынесенных с нарушением действующего законодательства, в том числе постановление от Дата обезличена Номер обезличен, которым разрешено изменение вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... на другой вид использования. Согласно указанному постановлению утверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гр. ФИО1 на праве собственности из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для дачного хозяйства». По мнению прокуратуры данное постановление издано главой администрации с превышением предоставленных ему законом полномочий. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки территорий. Ст. 4 ч.1 п.3 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», обязывает органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки территории, для чего - подробно указано в заявлении.
Федеральным законом № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ст. 12 зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определяются при зонировании территории. Правила землепользования и застройки территорий в сельском поселении Высоково не разработаны до настоящего времени. Статья 14 указанного ФЗ предусматривает только один случай предоставления земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления, только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводства, огородничества или дачного некоммерческого объединения. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает перевод земель сельскохозяйственного назначения при условии отсутствия разработанных сельскими поселениями правил землепользования и застройки территорий для ведения дачного хозяйства. Считает, что это невозможно в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ 29 декабря 2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ч. 1 ст. 34; п. 20 ч. 1 ст. 14; п. 15 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений с учетом результатов публичных слушаний. Данные полномочия органами местного самоуправления МО «Сельское поселение ...» органам местного самоуправления МО «Рамешковский район» не передавались, в заключенном соглашении о передаче полномочий такие полномочия не указаны.
Имеется два основания для признания постановления главы района об изменении вида разрешенного пользования земель вынесенным с нарушениями действующего законодательства.: первое – в данном конкретном случае было не возможно изменить вид разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на использование для дачного хозяйства, второе - данное постановление издано неуполномоченным лицом, т. е. с превышением полномочий, предоставленных действующим законодательством главе администрации Рамешковского района. Фактически произошел завуалированный перевод земель из одной категории в другую.
С учетом того, что в данном случае затрагиваются интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, незаконно меняется правовой режим земель, потому что дачное хозяйство предусматривает жилищное строительство. Прокурор полагает, что могут быть нарушены интересы не только РФ, но и неопределенного круга лиц, поскольку условия использования земель для дачного хозяйства совсем другие, это и устройство дорог, и обеспечение возможности вывоза бытовых отходов, изменение какой-то социальной инфраструктуры, все это не может не отразиться на правовом режиме использования земель. Права Российской Федерации это верховенство закона, соответствие всех подзаконных актов, действующему федеральному законодательству. Постановление не соответствует требованиям Земельного, Градостроительного законодательства и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Могут быть нарушены и права неопределенного круга лиц, основная масса земельных участков приобретается жителями не Рамешковского района, а жителями г. Москвы и Санкт-Петербурга. В основном они приобретают земельные участки не вблизи п.Рамешки, а те которые находятся в деревнях подальше, отдаленные, тупиковые, где есть речка, лес, где движение ограничено, где жить спокойно. В данном случае, если эти ... кв. метр поделят на участки, и потом будут их использовать для дачного хозяйства, поменяется правовой режим земель, т. е. увеличится грузопоток, изменится количество лиц, пребывающих здесь, будет вестись жилищное строительство, соответственно экология нарушится, так как это связано с какими-то отходами производства, строительство подъездных путей. Цель заявления – предупредить возможные нарушения прав неопределенного круга лиц.
Публичные слушания проводились, в целом порядок принятия решения был соблюден. Содержание оспариваемого решения требованиям закона, регулирующего земельные отношения, не соответствует. Статья 14 ФЗ ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает только один случай предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
3-х месячный срок для обращения с данным заявлением в суд начинается со дня подготовки прокурором акта прокурорского реагирования. Если даже допустить, что прокуратуре стало известно о нарушениях, допущенных при издании постановления Дата обезличена в день поступления в прокуратуру постановления, то 3-х месячный срок не пропущен. Прокуратурой выявлено нарушение Дата обезличена по окончании внеплановой проверки.
Представитель заинтересованного лица администрации Рамешковского района Сухарев В.А. в судебном заседании не согласился с заявлением прокурора, суду пояснил, что в возражениях все изложено. Просит обратить внимание суда на то, что ФИО1 было подано два заявления, одно в сельское поселение ... с просьбой провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного пользования, сельскохозяйственное производство поменять на дачное хозяйство. Публичные слушания были проведены в сельском поселении, а само Постановление было принято далее уже в силу соглашения, администрацией района. Второе заявление с просьбой утвердить изменение вида разрешенного использования ФИО1 подал в Администрацию Рамешковского района. Вся процедура была соблюдена. Все материалы по публичным слушаниям были направлены в комиссию по рассмотрению вопросов о градостроительной деятельности, которая создана при администрации Рамешковского района. Население, которое проживает на тех земельных участках, которые граничат с земельным участком ФИО1 одобрило изменение вида разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на дачное хозяйство. Районная комиссия сделала заключение, что возможно утвердить изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственного производства на дачное хозяйство, было вынесено Постановление главы Администрации Рамешковского района. Рассматривая законность Постановления, следует руководствоваться разъяснениями Министерства экономического развития РФ. В данном письме от 8 апреля 2010 года № Д 23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» четко дано разъяснение, что до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. изменение разрешенного использования земельного участка, на которые градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слушания и вся процедура проводилась в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса. И процедура проведения публичных слушаний, и само оспоренное Постановление вынесены в соответствии с действующим законодательством. Глава администрации Рамешковского района является тем лицом, которое имело полномочия издать такое Постановление.
В соответствии с Федеральным законодательством, имеется в виду 131-ФЗ, понятие местной администрации является общим понятием, поэтому ссылки прокурора на ст. 34 не доказывают позицию, что муниципальным образованием может быть исполнительно-распорядительный орган местной администрации. Под местной администрацией понимали администрацию Рамешковского района, а поэтому просит в заявлении прокурору отказать.
Статьей 256 ГПК РФ дана возможность заявителю в 3-х месячный срок обратиться в суд в том случае, если права заявителя ущемлены. В данном случае прокурор выступает в защиту РФ и неопределенного круга лиц, но ни в заявлении, ни в судебном заседании заявителем не указаны, какие конкретные права нарушены, за исключением экологических. Заявитель пояснил, что никаких доводов и доказательств фактически нарушенных экологических права неопределенного круга лиц нет, и что возможно они будут. Отсюда следует, что заявитель необоснованно обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, оспаривая данное Постановление. В то же время данное Постановление, как бы затрагивает действительно только права собственника этого земельного участка ФИО1 В то же время действия прокурора Рамешковского района нарушают конституционные права ФИО1 так как ФИО1 лишен в данном случае заниматься дачным хозяйством на данном земельном участке, он не может его зарегистрировать. Прокурор пропустил срок обращения в суд, четко не сказал, что администрация района не направила копии постановлений в прокуратуру. Срок, когда прокуратура могла узнать о существовании данного постановления, следует считать с Дата обезличена с даты направления постановления прокурору.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения ... Колесова Н.А. суду пояснила, что в администрацию поселения поступило заявление от Казакова В.И., действующего по доверенности от ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, сельскохозяйственное производство поменять на дачное хозяйство Дата обезличена Советом депутатов был рассмотрен этот вопрос и принято решение Номер обезличен от Дата обезличена о проведении публичных слушаний. Публичные слушания были назначены на Дата обезличена был создан оргкомитет, население было извещено, было вывешено объявление о проведении публичных слушаний, которые провели Дата обезличена на них присутствовали жители сельского поселения Высоково, представитель ФИО1Казаков. Были выступления, выступали наши жители и глава ... сельского поселения, которая как эксперт отметила, что земельный участок в деревне ... площадью ... кв. метров, уже более ... лет не используется по назначению и поэтому она высказала свое мнение, что целесообразно изменить вид разрешенного использования земельного участка с сельхозпроизводства на дачное хозяйство. Итоговый документ публичных слушаний был опубликован в районной газете «Родная земля», после этого опубликования весь пакет документов отправили на комиссию в районную администрацию. В этих документах было оговорено, что построенные дома люди используют только как дачные, то есть без регистрации, будет строительство подъездных путей, вывоз бытовых отходов, то есть будут заключены договоры и все это будет учтено. Администрация поселения считала, что те полномочия, которые есть у сельского поселения по закону 131-ФЗ, по закону о градостроительной деятельности переданы администрации Рамешковского района, в том числе полномочия по изменению вида разрешенного использования.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 по доверенности Казаков В.И. пояснил суду, что его позиция изложена в отзыве на заявление. В соответствии со ст. 14 п. 20 ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», утверждение правил землепользования и застройки относится к компетенции органов поселения. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса, правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты и карту градостроительного зонирования и порядок применения внесения изменений. Одна из составляющих правил землепользования и застройки это порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, та же ст. 30 п. 3 включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков. Следовательно изменение видов разрешенного использования относится к компетенции органов поселения, на эти же пункты ссылается и прокуратура. Полномочиями по принятию изменения вида разрешенного использования обладают главы администраций поселений, это п. 3 ч. 1 ст. 4 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», где сказана общая фраза- глава местной администрации, нет никакого уточнения, глава администрации района или глава местного поселения. Статья 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» раскрывает нам структуру органов местного самоуправления, в которой опять же не видно ни полномочий, ни компетенции, как органов поселения, так и органов муниципального района. Статья 14 п. 20 ч. 1, единственный пункт из всего этого перечня, который нам что-то разъясняет, это вопрос правил землепользования и застройки. Пункт 15 ч. 1 ст. 15 закона гласит, что это компетенция органов муниципального района, речь идет о подтверждении правил землепользования и застройки межселенных территорий. Можно предположить, что прокуратура, определяя компетентность администрации поселения по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, руководствуется лишь п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», то есть это вопросы утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки.
В представленных суду заинтересованным лицом администрацией Рамешковского района возражениях, а также в возражениях заинтересованного лица ФИО1 указаны доводы, изложенные представителем администрации Сухаревым В.А. и представителем ФИО1 по доверенности Казаковым В.И. в судебном заседании.
Суд, заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Рамешковского района подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», площадью ... кв. метр, по адресу ... кадастровый Номер обезличен что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена Кадастровым паспортом также подтверждается разрешенный вид использования участка – для сельскохозяйственного производства ...
Дата обезличена ФИО1 (по доверенности Казаков В.И.) обратился в Совет депутатов сельского поселения ... Рамешковского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного хозяйства», а Дата обезличена обратился с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Советом депутатов сельского поселения ... Дата обезличена было принято решение Номер обезличен о проведении публичных слушаний ... которое было опубликовано в газете «Родная земля» Дата обезличена
Дата обезличена по данному вопросу состоялись публичные слушания, в результате которых было разрешено изменить вид использования указанного земельного участка, что подтверждается протоколом публичных слушаний ...
Итоговый документ публичных слушаний ... был опубликован в газете «Родная земля» Дата обезличена
Прокурором не оспаривается порядок проведения публичных слушаний и принятые документы.
Главой сельского поселения ... материалы публичных слушаний были переданы в администрацию Рамешковского района ...
Дата обезличена Главой администрации Рамешковского района вынесено постановление Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» ... которое прокурор считает незаконным.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 1 п.1 п.п.8 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
Ст. 7 п.2 ЗК РФ регламентировано, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Ст.8 Градостроительного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения отнесено, в частности, утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки.
Судом установлено, что в сельском поселении ... Рамешковского района Тверской области зонирование территории не произведено, правила землепользования и застройки не приняты.
Согласно ст. ст. 30, 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и содержат, в том числе, градостроительные регламенты, карты градостроительного зонирования с отражением границ территориальных зон. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в том числе, и положения об изменении разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, что предусмотрено ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
В ч.2 ст. 37 Градостроительного кодекса предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Исходя из требований ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Прокурор суду пояснил, что изменять вид разрешенного использования земельных участков нельзя до тех пор, пока не будут приняты правила землепользования и застройки.
Суд не может согласиться с данным утверждением прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды разрешенного использования земель сельхозназначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Ст. 4 ч.1 п.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» разрешает вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до Дата обезличена принимать решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
Данные положения закона позволяют изменять вид разрешенного использования в установленном законом порядке.
Прокурор ссылается на положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предусматривающие предоставление гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления из фонда перераспределения для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. По мнению суда указанная норма закона в данном случае неприменима, поскольку ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, за его получением из фонда перераспределения не обращался.
В судебном заседании прокурор пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка - «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, поэтому попадает под исключение, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ». Соответственно переход с вида разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» на вид – «дачное хозяйство» запрещено законом.
Однако суд не может согласиться с этими доводами прокурора. Ст. 4 ч.1 п. 3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в редакции ФЗ от 27.12.2009 г. № 343-ФЗ, предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Вид разрешенного использования земельного участка «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, а именного строительство жилого дома, гаража, других хозяйственных построек, в порядке ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Оспариваемое постановление было принято Дата обезличена в момент действия редакции от 18.12.2006 г. № 206-ФЗ Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст. 4 ч.1 п.3 которой предусматривала, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 указанного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид, предусматривающий жилищное строительство, еще не существовало, запрета на переход с вида разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» на вид – «дачное хозяйство» не было.
Судом принимаются доводы прокурора о том, что спорное постановление принято ненадлежащим лицом по следующим основаниям. Ст. 4 ч.1 п.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Под главой местной администрации следует понимать, согласно Уставу сельского поселения ... главу сельского поселения.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Соглашение от Дата обезличена «О передаче органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ... решения отдельных вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район», в частности п.1 п.п. 1.3 ... предусматривает передачу отдельных полномочий: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки,
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В данном соглашении не содержится положения о передаче полномочий по изменению вида разрешенного использования земельных участков. По мнению суда полномочия, переданные соглашением, указаны конкретно и расширенному толкованию не подлежат. Таким образом, суд приходит к убеждению, что оспариваемое постановление было принято за пределами полномочий.
Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения является одним из основных принципов оборота земель данной категории, что следует из ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По мнению суда незаконноеизменение вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения Высоково, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранению окружающей среды, ведет к изменению сложившейся инфраструктуры поселения. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц, что прокурором района нарушен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Прокурор обратился в суд с заявлением Дата обезличена Из пояснений прокурора следует, что оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом и прокуратурой планово не проверялось, нарушение было выявлено по результатам внеплановой проверки ряда постановлении в сфере земельного законодательства, поскольку ранее были выявлены нарушения при принятии аналогичных постановлений, направлялись протесты в администрацию Рамешковского района. Согласно сопроводительному письму администрации Рамешковского района в адрес прокурора постановление главы администрации Рамешковского района от Дата обезличена Номер обезличен направлено Дата обезличена за Номер обезличен, получено прокуратурой Дата обезличена Таким образом, по мнению суда, прокурором соблюден установленный срок обращения в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ.
Судом не принимаются доводы представителя администрации Рамешковского района Сухарева В.А. о том, что срок обращения прокурора с заявлением в суд следует считать с даты направления оспариваемого постановления в прокуратуру, то есть с Дата обезличена поскольку не приведены доказательства направления прокурору именно оспариваемого постановления, а также не подтвержден факт получения прокуратурой указанного постановления в ... году. Прокурором представлены доказательства получения указанного постановления Дата обезличена Ссылка Сухарева В.А. на сопроводительное письмо администрации района от Дата обезличена не состоятельна, так как в указанном письме не перечислены все направленные постановления, доказательства получения прокурором указанных в сопроводительном письме постановлений суду не представлены.
С учетом всех собранных и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» является незаконным, требования прокурора Рамешковского района обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Рамешковского района удовлетворить.
Признать постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области», незаконным.
Обязать главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение 3 (трех) дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района Тверской области вступившего в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Л.Н. Смирнова
Мотивированное решение составлено 23 августа 2010 года.
Судья Л.Н.Смирнова
Решение обжаловано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 сентября 2010 года решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Дело № 2-165/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Рамешки 18 августа 2010 года
Рамешковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.Н.
с участием прокурора Рамешковского района Михеева С.В.
представителей заинтересованных лиц Сухарева В.А., Колесовой Н.А., Казакова В.И.
при секретаре Башкировой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рамешковского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным и возложении обязанности на главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение трех дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда,
у с т а н о в и л :
Дата обезличена прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» незаконным и возложении обязанности на главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение трех дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района вступившего в законную силу решения суда. Указанным постановлением утверждены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен площадью ... кв. метр, местоположение которого определено ..., сельское поселение ... принадлежащего на праве собственности ФИО1 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на использование «для дачного хозяйства»
Прокурор полагает, что указанное постановление издано в нарушение требований действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
Статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Кроме того, правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, также определяются при зонировании территории.
Так как правила землепользования и застройки сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области до настоящего времени не приняты, то изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения не возможно.
Статья 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает один случай предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления, только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ч. 1 ст. 34, п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений, с учетом результатов публичных слушаний.
Данные полномочия органами местного самоуправления муниципального образования «Сельское поселение ...» органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район» не передавались.
Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к компетенции органов местного самоуправления района отнесены вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению прокурора, администрация муниципального района не наделена полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности.
Приведенные нормы земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а также Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускают использование для садоводства, огородничества, дачного некоммерческого объединения и дачного строительства земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей в установленном законом порядке.
Какого-либо иного права, на получение данной категории земельного участка с данным видом разрешенного использования действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего заявления прокурор обуславливает защитой неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивают выявленные нарушения требований федерального законодательства, непостоянна и персонально изменчива.
Предъявление настоящего заявления в интересах Российской Федерации обусловлено тем, что все нормативные правовые акты РФ, конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и законам РФ. Верховенство Конституции и законов РФ означает также обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соотносить свое поведение с Конституцией и законами РФ.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в ... года прокуратурой проводились проверки соблюдения действующего земельного законодательства. Выявлены ряд постановлений главы администрации района, вынесенных с нарушением действующего законодательства, в том числе постановление от Дата обезличена Номер обезличен, которым разрешено изменение вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... на другой вид использования. Согласно указанному постановлению утверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гр. ФИО1 на праве собственности из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для дачного хозяйства». По мнению прокуратуры данное постановление издано главой администрации с превышением предоставленных ему законом полномочий. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки территорий. Ст. 4 ч.1 п.3 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», обязывает органы местного самоуправления разрабатывать правила землепользования и застройки территории, для чего - подробно указано в заявлении.
Федеральным законом № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ст. 12 зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определяются при зонировании территории. Правила землепользования и застройки территорий в сельском поселении Высоково не разработаны до настоящего времени. Статья 14 указанного ФЗ предусматривает только один случай предоставления земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления, только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводства, огородничества или дачного некоммерческого объединения. Таким образом, действующее законодательство не предусматривает перевод земель сельскохозяйственного назначения при условии отсутствия разработанных сельскими поселениями правил землепользования и застройки территорий для ведения дачного хозяйства. Считает, что это невозможно в силу п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ 29 декабря 2004 года № 191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ч. 1 ст. 34; п. 20 ч. 1 ст. 14; п. 15 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений с учетом результатов публичных слушаний. Данные полномочия органами местного самоуправления МО «Сельское поселение ...» органам местного самоуправления МО «Рамешковский район» не передавались, в заключенном соглашении о передаче полномочий такие полномочия не указаны.
Имеется два основания для признания постановления главы района об изменении вида разрешенного пользования земель вынесенным с нарушениями действующего законодательства.: первое – в данном конкретном случае было не возможно изменить вид разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на использование для дачного хозяйства, второе - данное постановление издано неуполномоченным лицом, т. е. с превышением полномочий, предоставленных действующим законодательством главе администрации Рамешковского района. Фактически произошел завуалированный перевод земель из одной категории в другую.
С учетом того, что в данном случае затрагиваются интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, незаконно меняется правовой режим земель, потому что дачное хозяйство предусматривает жилищное строительство. Прокурор полагает, что могут быть нарушены интересы не только РФ, но и неопределенного круга лиц, поскольку условия использования земель для дачного хозяйства совсем другие, это и устройство дорог, и обеспечение возможности вывоза бытовых отходов, изменение какой-то социальной инфраструктуры, все это не может не отразиться на правовом режиме использования земель. Права Российской Федерации это верховенство закона, соответствие всех подзаконных актов, действующему федеральному законодательству. Постановление не соответствует требованиям Земельного, Градостроительного законодательства и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Могут быть нарушены и права неопределенного круга лиц, основная масса земельных участков приобретается жителями не Рамешковского района, а жителями г. Москвы и Санкт-Петербурга. В основном они приобретают земельные участки не вблизи п.Рамешки, а те которые находятся в деревнях подальше, отдаленные, тупиковые, где есть речка, лес, где движение ограничено, где жить спокойно. В данном случае, если эти ... кв. метр поделят на участки, и потом будут их использовать для дачного хозяйства, поменяется правовой режим земель, т. е. увеличится грузопоток, изменится количество лиц, пребывающих здесь, будет вестись жилищное строительство, соответственно экология нарушится, так как это связано с какими-то отходами производства, строительство подъездных путей. Цель заявления – предупредить возможные нарушения прав неопределенного круга лиц.
Публичные слушания проводились, в целом порядок принятия решения был соблюден. Содержание оспариваемого решения требованиям закона, регулирующего земельные отношения, не соответствует. Статья 14 ФЗ ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает только один случай предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления только в отношении земель фонда перераспределения и только для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
3-х месячный срок для обращения с данным заявлением в суд начинается со дня подготовки прокурором акта прокурорского реагирования. Если даже допустить, что прокуратуре стало известно о нарушениях, допущенных при издании постановления Дата обезличена в день поступления в прокуратуру постановления, то 3-х месячный срок не пропущен. Прокуратурой выявлено нарушение Дата обезличена по окончании внеплановой проверки.
Представитель заинтересованного лица администрации Рамешковского района Сухарев В.А. в судебном заседании не согласился с заявлением прокурора, суду пояснил, что в возражениях все изложено. Просит обратить внимание суда на то, что ФИО1 было подано два заявления, одно в сельское поселение ... с просьбой провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного пользования, сельскохозяйственное производство поменять на дачное хозяйство. Публичные слушания были проведены в сельском поселении, а само Постановление было принято далее уже в силу соглашения, администрацией района. Второе заявление с просьбой утвердить изменение вида разрешенного использования ФИО1 подал в Администрацию Рамешковского района. Вся процедура была соблюдена. Все материалы по публичным слушаниям были направлены в комиссию по рассмотрению вопросов о градостроительной деятельности, которая создана при администрации Рамешковского района. Население, которое проживает на тех земельных участках, которые граничат с земельным участком ФИО1 одобрило изменение вида разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на дачное хозяйство. Районная комиссия сделала заключение, что возможно утвердить изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственного производства на дачное хозяйство, было вынесено Постановление главы Администрации Рамешковского района. Рассматривая законность Постановления, следует руководствоваться разъяснениями Министерства экономического развития РФ. В данном письме от 8 апреля 2010 года № Д 23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» четко дано разъяснение, что до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. изменение разрешенного использования земельного участка, на которые градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слушания и вся процедура проводилась в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса. И процедура проведения публичных слушаний, и само оспоренное Постановление вынесены в соответствии с действующим законодательством. Глава администрации Рамешковского района является тем лицом, которое имело полномочия издать такое Постановление.
В соответствии с Федеральным законодательством, имеется в виду 131-ФЗ, понятие местной администрации является общим понятием, поэтому ссылки прокурора на ст. 34 не доказывают позицию, что муниципальным образованием может быть исполнительно-распорядительный орган местной администрации. Под местной администрацией понимали администрацию Рамешковского района, а поэтому просит в заявлении прокурору отказать.
Статьей 256 ГПК РФ дана возможность заявителю в 3-х месячный срок обратиться в суд в том случае, если права заявителя ущемлены. В данном случае прокурор выступает в защиту РФ и неопределенного круга лиц, но ни в заявлении, ни в судебном заседании заявителем не указаны, какие конкретные права нарушены, за исключением экологических. Заявитель пояснил, что никаких доводов и доказательств фактически нарушенных экологических права неопределенного круга лиц нет, и что возможно они будут. Отсюда следует, что заявитель необоснованно обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, оспаривая данное Постановление. В то же время данное Постановление, как бы затрагивает действительно только права собственника этого земельного участка ФИО1 В то же время действия прокурора Рамешковского района нарушают конституционные права ФИО1 так как ФИО1 лишен в данном случае заниматься дачным хозяйством на данном земельном участке, он не может его зарегистрировать. Прокурор пропустил срок обращения в суд, четко не сказал, что администрация района не направила копии постановлений в прокуратуру. Срок, когда прокуратура могла узнать о существовании данного постановления, следует считать с Дата обезличена с даты направления постановления прокурору.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения ... Колесова Н.А. суду пояснила, что в администрацию поселения поступило заявление от Казакова В.И., действующего по доверенности от ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка, сельскохозяйственное производство поменять на дачное хозяйство Дата обезличена Советом депутатов был рассмотрен этот вопрос и принято решение Номер обезличен от Дата обезличена о проведении публичных слушаний. Публичные слушания были назначены на Дата обезличена был создан оргкомитет, население было извещено, было вывешено объявление о проведении публичных слушаний, которые провели Дата обезличена на них присутствовали жители сельского поселения Высоково, представитель ФИО1Казаков. Были выступления, выступали наши жители и глава ... сельского поселения, которая как эксперт отметила, что земельный участок в деревне ... площадью ... кв. метров, уже более ... лет не используется по назначению и поэтому она высказала свое мнение, что целесообразно изменить вид разрешенного использования земельного участка с сельхозпроизводства на дачное хозяйство. Итоговый документ публичных слушаний был опубликован в районной газете «Родная земля», после этого опубликования весь пакет документов отправили на комиссию в районную администрацию. В этих документах было оговорено, что построенные дома люди используют только как дачные, то есть без регистрации, будет строительство подъездных путей, вывоз бытовых отходов, то есть будут заключены договоры и все это будет учтено. Администрация поселения считала, что те полномочия, которые есть у сельского поселения по закону 131-ФЗ, по закону о градостроительной деятельности переданы администрации Рамешковского района, в том числе полномочия по изменению вида разрешенного использования.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 по доверенности Казаков В.И. пояснил суду, что его позиция изложена в отзыве на заявление. В соответствии со ст. 14 п. 20 ФЗ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», утверждение правил землепользования и застройки относится к компетенции органов поселения. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса, правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты и карту градостроительного зонирования и порядок применения внесения изменений. Одна из составляющих правил землепользования и застройки это порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, та же ст. 30 п. 3 включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков. Следовательно изменение видов разрешенного использования относится к компетенции органов поселения, на эти же пункты ссылается и прокуратура. Полномочиями по принятию изменения вида разрешенного использования обладают главы администраций поселений, это п. 3 ч. 1 ст. 4 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», где сказана общая фраза- глава местной администрации, нет никакого уточнения, глава администрации района или глава местного поселения. Статья 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» раскрывает нам структуру органов местного самоуправления, в которой опять же не видно ни полномочий, ни компетенции, как органов поселения, так и органов муниципального района. Статья 14 п. 20 ч. 1, единственный пункт из всего этого перечня, который нам что-то разъясняет, это вопрос правил землепользования и застройки. Пункт 15 ч. 1 ст. 15 закона гласит, что это компетенция органов муниципального района, речь идет о подтверждении правил землепользования и застройки межселенных территорий. Можно предположить, что прокуратура, определяя компетентность администрации поселения по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, руководствуется лишь п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», то есть это вопросы утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки.
В представленных суду заинтересованным лицом администрацией Рамешковского района возражениях, а также в возражениях заинтересованного лица ФИО1 указаны доводы, изложенные представителем администрации Сухаревым В.А. и представителем ФИО1 по доверенности Казаковым В.И. в судебном заседании.
Суд, заслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Рамешковского района подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», площадью ... кв. метр, по адресу ... кадастровый Номер обезличен что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена Кадастровым паспортом также подтверждается разрешенный вид использования участка – для сельскохозяйственного производства ...
Дата обезличена ФИО1 (по доверенности Казаков В.И.) обратился в Совет депутатов сельского поселения ... Рамешковского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного хозяйства», а Дата обезличена обратился с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Советом депутатов сельского поселения ... Дата обезличена было принято решение Номер обезличен о проведении публичных слушаний ... которое было опубликовано в газете «Родная земля» Дата обезличена
Дата обезличена по данному вопросу состоялись публичные слушания, в результате которых было разрешено изменить вид использования указанного земельного участка, что подтверждается протоколом публичных слушаний ...
Итоговый документ публичных слушаний ... был опубликован в газете «Родная земля» Дата обезличена
Прокурором не оспаривается порядок проведения публичных слушаний и принятые документы.
Главой сельского поселения ... материалы публичных слушаний были переданы в администрацию Рамешковского района ...
Дата обезличена Главой администрации Рамешковского района вынесено постановление Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» ... которое прокурор считает незаконным.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 1 п.1 п.п.8 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
Ст. 7 п.2 ЗК РФ регламентировано, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Ст.8 Градостроительного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения отнесено, в частности, утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки.
Судом установлено, что в сельском поселении ... Рамешковского района Тверской области зонирование территории не произведено, правила землепользования и застройки не приняты.
Согласно ст. ст. 30, 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и содержат, в том числе, градостроительные регламенты, карты градостроительного зонирования с отражением границ территориальных зон. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в том числе, и положения об изменении разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, что предусмотрено ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
В ч.2 ст. 37 Градостроительного кодекса предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Исходя из требований ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Прокурор суду пояснил, что изменять вид разрешенного использования земельных участков нельзя до тех пор, пока не будут приняты правила землепользования и застройки.
Суд не может согласиться с данным утверждением прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Виды разрешенного использования земель сельхозназначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Ст. 4 ч.1 п.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» разрешает вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до Дата обезличена принимать решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования.
Данные положения закона позволяют изменять вид разрешенного использования в установленном законом порядке.
Прокурор ссылается на положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", предусматривающие предоставление гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления из фонда перераспределения для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. По мнению суда указанная норма закона в данном случае неприменима, поскольку ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, за его получением из фонда перераспределения не обращался.
В судебном заседании прокурор пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка - «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, поэтому попадает под исключение, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ». Соответственно переход с вида разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» на вид – «дачное хозяйство» запрещено законом.
Однако суд не может согласиться с этими доводами прокурора. Ст. 4 ч.1 п. 3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в редакции ФЗ от 27.12.2009 г. № 343-ФЗ, предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Вид разрешенного использования земельного участка «дачное хозяйство» предусматривает жилищное строительство, а именного строительство жилого дома, гаража, других хозяйственных построек, в порядке ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Оспариваемое постановление было принято Дата обезличена в момент действия редакции от 18.12.2006 г. № 206-ФЗ Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст. 4 ч.1 п.3 которой предусматривала, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 указанного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления запрета на изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид, предусматривающий жилищное строительство, еще не существовало, запрета на переход с вида разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» на вид – «дачное хозяйство» не было.
Судом принимаются доводы прокурора о том, что спорное постановление принято ненадлежащим лицом по следующим основаниям. Ст. 4 ч.1 п.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Под главой местной администрации следует понимать, согласно Уставу сельского поселения ... главу сельского поселения.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Соглашение от Дата обезличена «О передаче органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ... решения отдельных вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального образования «Рамешковский район», в частности п.1 п.п. 1.3 ... предусматривает передачу отдельных полномочий: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки,
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории сельского поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В данном соглашении не содержится положения о передаче полномочий по изменению вида разрешенного использования земельных участков. По мнению суда полномочия, переданные соглашением, указаны конкретно и расширенному толкованию не подлежат. Таким образом, суд приходит к убеждению, что оспариваемое постановление было принято за пределами полномочий.
Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения является одним из основных принципов оборота земель данной категории, что следует из ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
По мнению суда незаконноеизменение вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения затрагивает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе жителей сельского поселения Высоково, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранению окружающей среды, ведет к изменению сложившейся инфраструктуры поселения. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц, что прокурором района нарушен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Прокурор обратился в суд с заявлением Дата обезличена Из пояснений прокурора следует, что оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом и прокуратурой планово не проверялось, нарушение было выявлено по результатам внеплановой проверки ряда постановлении в сфере земельного законодательства, поскольку ранее были выявлены нарушения при принятии аналогичных постановлений, направлялись протесты в администрацию Рамешковского района. Согласно сопроводительному письму администрации Рамешковского района в адрес прокурора постановление главы администрации Рамешковского района от Дата обезличена Номер обезличен направлено Дата обезличена за Номер обезличен, получено прокуратурой Дата обезличена Таким образом, по мнению суда, прокурором соблюден установленный срок обращения в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ.
Судом не принимаются доводы представителя администрации Рамешковского района Сухарева В.А. о том, что срок обращения прокурора с заявлением в суд следует считать с даты направления оспариваемого постановления в прокуратуру, то есть с Дата обезличена поскольку не приведены доказательства направления прокурору именно оспариваемого постановления, а также не подтвержден факт получения прокуратурой указанного постановления в ... году. Прокурором представлены доказательства получения указанного постановления Дата обезличена Ссылка Сухарева В.А. на сопроводительное письмо администрации района от Дата обезличена не состоятельна, так как в указанном письме не перечислены все направленные постановления, доказательства получения прокурором указанных в сопроводительном письме постановлений суду не представлены.
С учетом всех собранных и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» является незаконным, требования прокурора Рамешковского района обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Рамешковского района удовлетворить.
Признать постановление главы администрации Рамешковского района Тверской области от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области», незаконным.
Обязать главу администрации Рамешковского района Тверской области отменить постановление от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка в районе ... сельского поселения ... Рамешковского района Тверской области» в течение 3 (трех) дней со дня поступления в администрацию Рамешковского района Тверской области вступившего в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Л.Н. Смирнова
Мотивированное решение составлено 23 августа 2010 года.
Судья Л.Н.Смирнова
Решение обжаловано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 23 сентября 2010 года решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.