Дело №2-3962/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2015 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова А.А. к УМВД России по Смоленской области, УМВД России по г.Смоленску, Министерству финансов РФ о денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Жуков А.А. обратился в суд с указанным выше иском к УМВД России по Смоленской области и Министерству финансов РФ, сославшись на нарушение изолятором временного содержания УМВД России по Смоленской области в период нахождения в нем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. его прав, выразившееся в необеспечении надлежащих условий содержания (переполненность камер, отсутствие в них санузла и водопровода, непредоставление постельного белья), в связи с чем, в иске поставлен вопрос о взыскании с ответчиков денежной компенсации причиненного истцу морального вреда, оцененного им в <данные изъяты> руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по г.Смоленску, структурным подразделением которого с 2009г. является упомянутый изолятор временного содержания, находившийся до этого в ведении УМВД России по Смоленской области.
Жуков А.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечил; право на ведение дела через представителя истцу разъяснялось.
Представители УМВД России по Смоленской области, УМВД России по г.Смоленску Чернобурова О.В. и Каштанова Е.С. (соответственно) в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, отметив, что истец содержался в условиях, необходимых для его нормальной жизнедеятельности.
Представитель Министерства финансов РФ Попова Ю.В., возражая против удовлетворения иска, поддержала приведенные выше доводы, указав также на отсутствие правовых оснований для взыскания с государства в пользу Жукова А.А денежной компенсации морального вреда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании ст.23 Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ заключенным создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно п.п.43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950, камеры ИВС оборудуются, в частности, индивидуальными нарами или кроватями; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом); постельным бельем (двумя простынями, наволочкой).
По правилам ст.ст.151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В ходе судебного разбирательства установлено, что подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.158 УК РФ, Жуков А.А. в период времени с 21 час. 25 мин. ДД.ММ.ГГГГ. до 08 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ. и с 15 час. 15 мин. ДД.ММ.ГГГГ. до 03 час. 15 мин. ДД.ММ.ГГГГ. содержался в ИВС УМВД России по Смоленской области, который включает 10 камер (четыре одиночные камеры: №1 площадью 7,6 кв.м., №2 площадью 5,8 кв.м., №3 площадью 6 кв.м., №4 площадью 5,8 кв.м., а также шесть трехместных камер: №5 площадью 12,8 кв.м., №6 площадью 14 кв.м., №7 площадью 15,1 кв.м., №8 площадью 13 кв.м., №9 площадью 12,7 кв.м., №10 площадью 13,5 кв.м.) с лимитом мест, равным 22.Как следует из объяснений представителей УМВД России по г.Смоленску и УМВД России по Смоленской области, в настоящее время установить в каких камерах изолятора в упомянутые периоды находился Жуков и соблюдалась ли в отношении него норма санитарной площади не представляется возможным, поскольку ведение покамерного журнала учета подозреваемых в ИВС не предусмотрено нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность изоляторов временного содержания (л.д.41-50).
Вместе с тем, как следует из доводов иска и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителями УМВД России по г.Смоленску и УМВД России по Смоленской области, в упомянутых камерах отсутствовал кран с водопроводной водой, а также санузел, в связи с чем, сотрудниками ИВС осуществлялся лишь покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых в имеющийся в изоляторе туалет площадью 7,6 кв.м. (п.98 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утв. приказом МВД РФ от 7 марта 2006 года №140 ДСП).
Кроме того, при рассмотрении дела ответчиками по существу не оспаривался и тот факт, на который указывает в иске Жуков А.А., что в связи с отсутствием в камерах санузлов, в них в ночное время было было установлено ведро для отправления естественных надобностей, что не отвечало требованиям гигиены и, очевидно, не обеспечивало соответствующую приватность при использовании данного аналога туалета.
Таким образом, условия содержания Жукова А.А. в названном ИВС не соответствовали п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2005г. №950, что, в свою очередь, повлекло нарушение гарантированных законодательством прав истца и само по себе, вопреки доводам ответчиков, является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.
С учетом доказанности факта нарушения личных неимущественных прав Жукова А.А., а также вины Российской Федерации в нарушении этих прав, суд применительно к правилам ст.ст.151, 1069 и 1071 ГК РФ считает возможным взыскать в пользу Жукова А.А. с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ денежную компенсацию причиненного морального вреда, определив его размер, исходя из требований разумности и справедливости, длительности пребывания истца в изоляторе (непродолжительное время) и характера допущенных нарушений, равным <данные изъяты> руб.
Доводы представителя Министерства финансов РФ о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, признаются несостоятельными, поскольку в данном случае объектом нарушения являются конституционные права Жукова А.А., гарантированные государством (принятыми им законами), по делу имеет место нарушение ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, соответственно, ответственность перед Жуковым должно нести само государство - Российская Федерация - в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
Что касается ссылок Жукова А.А. на непредоставлениеему в период содержания в ИВС матраса и постельного белья, то они проверялись в ходе судебного разбирательства, однако, своего объективного подтверждения не нашли.
Представители УМВД России по г.Смоленску и УМВД России по Смоленской области при рассмотрении дела оспаривали эти доводы, ссылаясь на то, что в данной части права истца не нарушались и ему предоставлялись необходимые постельные принадлежности.
С учетом изложенных обстоятельств, исходя из недоказанности упомянутых выше нарушений и связанных с ними неблагоприятных последствий, повлекших причинение истцу действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага (личные неимущественные права), физических или нравственных страданий, оснований для вывода о возможности удовлетворения иска в части денежной компенсации морального вреда за подобного рода, имевшие место, по мнению Жукова А.А. нарушения, у суда в силу ст.151, п.2 ст.1099 ГК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░