Гражданское дело № 2-6486/2017 (29)
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2017 г. г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Тяжовой Т.А. при секретаре Квинт В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубритских Е. В. к публичному акционерному обществу «Страховая акционерная компания «Энергогарант» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Зубрицких Е.В. обратилась в суд с иском к ПАО «САК «Энергогарант» о взыскании страхового возмещения, с учетом уточнений просила взыскать расходы на оплату услуг эксперта в размере 14000 рублей, неустойку в размере 83346 рублей 10 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, расходов на оплату почтовых услуг в размере 180 рублей, расходы на оплату нотариальных услуг в размере 1 380 рублей, расходов на оплату копировальных услуг в размере 4 430 рублей, компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей, штраф.
В обоснование требований указано на то, что 28.12.2016 произошло дорожно-транспортное происшествие, автомобилю истца Хендэ IX35 гос. номер № причинены механические повреждения. На момент ДТП гражданская ответственность истца была застрахована ответчиком. 10.01.2017 истец обратился в страховую компанию с заявлением о возмещении убытков. 23.01.2017 ответчиком выплачено страховое возмещение в размере 284241 рубль 47 копеек.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Хорева М.О. исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала.
Представитель ответчика ПАО «САК «Энергогарант» по доверенности Зайчикова Р.С. просила в удовлетворении исковых требований по изложенным в отзыве на иск основаниям отказать, указывая на выплату ответчиком страхового возмещения в полном объеме в пределах установленного законом лимита. В случае удовлетворения судом исковых требований заявила ходатайство о применении положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, просила снизить размер штрафных санкций, расходов на оплату услуг представителя, копировальных услуг, в удовлетворении остальных требований отказать.
Третьи лица Мосунов А.А. и ООО НСГ «Росэнерго» о времени и месте рассмотрения дела извещались, в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы административного расследования, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях, в соответствии с положениями п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 931 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено страхование риска ответственности страхователя или иного лица по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу других лиц; такой договор считается заключённым в пользу лиц, которым может быть причинён вред (выгодоприобретателей); в случае обязательного страхования лицо, в пользу которого считается заключённым договор страхования, вправе предъявить требования о возмещении вреда непосредственно страховщику в пределах страховой суммы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции, действующей на момент ДТП) потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с В соответствии с ч. 14 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Из справки о ДТП следует, что 28.12.2016 в 14 часов 10 минут по адресу: г. Асбест, ул. Луговая, 31, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей ВАЗ-21102 гос. номер № под управлением собственника Мосунова А.А., Хендэ IX35 гос. номер № под управлением собственника Зубрицких Е.В. ДТП произошло вследствие нарушения требований п. 13.9 Правил дорожного движения Российской Федерации водителем Мосуновым А.А., допустившим столкновение с автомобилем истца. Вина Мосунова А.А. кем-либо не оспаривалась.
Из материалов дела следует, что гражданская ответственность Мосунова А.А. застрахована ООО НСГ «Росэнерго» (полис ЕЕЕ №), гражданская ответственность истца застрахована в ПАО «САК «Энергогарант» (полис ЕЕЕ №).
После произошедшего ДТП 10.01.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, что сторонами не оспаривается.
Платежным поручением от 23.01.2017 № ответчиком выплачено страховое возмещение в размере 284241 рубль 47 копеек.
Истец обратился к ИП Пескову О.В. В соответствии с отчетом (эксперт-техник Песков О.В.) от 28.02.2017 №, предоставленным истцом, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 390 400 рублей, утрата товарной стоимости – 52600 рублей. Истцом оплачены услуги эксперта в размере 20 000 рублей, что подтверждается квитанцией от 06.03.2017.
23.03.2017 истец направил ответчику претензию, заключения и квитанции. 24.03.2017 указанные документы были получены ответчиком.
Истец обратился в суд с настоящим иском 06.04.2017.
Платежным поручением № 1900 от 13.04.2017 ответчиком произведена выплата страхового возмещения в размере 115758 рублей 59 копейки.
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей (подпункт "б" статьи 7 Закона об ОСАГО).
Учитывая, что на момент разрешения спора судом страховое возмещение ответчиком выплачено в полном объеме, оснований для удовлетворения иска о взыскании суммы страхового возмещения не имеется.
Вместе с тем, учитывая то, что расходы на оплату услуг эксперта в размере 20000 рублей истцом понесены с целью восстановления прав, нарушение которых нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд полагает данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
Статья 12 Закона об ОСАГО, которая устанавливает размер и порядок подлежащих возмещению расходов при причинении вреда имуществу потерпевшего, указывает, что стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования (пункт 5 статьи 12 Закона об ОСАГО).
С учетом обращения потерпевшего к страховщику 10.01.2017, страховая выплата в должна была быть произведена не позднее 30.01.2017. С 31.01.2017 по 12.04.2017 неустойка составляет 83346 рублей 14 копеек (115758 рублей 53 копейки х 1 % х 22 дня).
В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Поскольку страховое возмещение было выплачено ответчиком в полном объеме после подачи иска в суд, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца штраф в размере 57879 рублей 29 копеек (115758,59 х 50 %).
Представителем ответчика заявлено о снижении размера штрафных санкций на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из чего суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Из разъяснений, содержащихся в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 29.01.2015 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует, что применение ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации об уменьшении судом неустойки возможно лишь в исключительных случаях, когда подлежащие уплате неустойка, финансовая санкция и штраф явно несоразмерны последствиям нарушенного обязательства. Уменьшение неустойки, финансовой санкции и штрафа допускается только по заявлению ответчика. В решении должны указываться мотивы, по которым суд полагает, что уменьшение их размера является допустимым.
В п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 263-О указано, что положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат не право, а обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
В силу положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации наличие оснований для снижения неустойки (штрафа) и определение критериев соразмерности неустойки (штрафа) является прерогативой суда первой инстанции и определяется в каждом конкретном случае судом самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и период просрочки исполнения обязательства, выплату страхового возмещения в добровольном порядке до обращения с иском в суд, суд приходит к выводу, что определенный судом размер неустойки и штрафа в своей совокупности по сравнению с суммой выплаченного после подачи иска в суд, но до разрешения спора судом страхового возмещения, несоразмерен приведенным последствиям нарушения обязательств ответчиком и не отвечает принципу справедливости, предполагающему соблюдение баланса прав и законных интересов сторон.
Принимая во внимание характер возникшего спора, суд усматривает законные основания для снижения размера исчисленной неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая то, что требуемый размер неустойки является чрезмерным, приведет к получению истцом необоснованной выгоды, в связи с чем, снижает размер неустойки до 15000 рублей, штрафа до 15000 рублей.
Оценивая заявленные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 16.1 Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Приходя к выводу об обоснованности в целом требований иска о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает положения ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В связи с этим, в качестве компенсации морального вреда суд находит необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае частичного удовлетворения иска, судебные расходы подлежат взысканию пропорционально удовлетворенной части требований.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд, оценивая заявленную истцом сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей (договор от 29.12.2016), объем оказанной помощи (подача иска, участие в двух судебных заседаниях), среднерыночную стоимость аналогичных услуг, несложность дела, взыскивает с ответчика в пользу истца расходы в разумном размере 8 000 рублей.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что требования истца удовлетворены, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы истца на оплату услуг почтовой связи размере 180 рублей.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленной в материалы дела доверенности № от 29.12.2016 следует, что она выдана для участия по представлению интересов истца по вопросам, связанным с ДТП 28.12.2016, в связи с чем понесенные истцом расходы на оплату указанной доверенности в размере 1 200 рублей и нотариальное удостоверение копий документов в размере 180 рублей (квитанция от 29.12.2016) подлежат взысканию с ответчика.
Из представленного в суд договора на выполнение копировальных работ следует, что стоимость одного листа составляет 10 рублей.
Исходя из согласованной в договоре и оплаченной истцом по квитанции АА № 004533 суммы стоимость составляет 10 рублей за 1 лист, стоимость услуг по копированию составила 4430 рублей.
По общему правилу расходы, которые несет сторона, должны быть разумными и обоснованными. Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания понесенных истцом расходов разумными.
Понятие "разумный предел судебных расходов" не означает "самый экономичный (минимально возможный) размер судебных расходов", но в данном случае разумными и экономичными считает расходы на оплату копировальных работ в сумме 2 215 рублей, исходя из стоимости одной страницы - 5 рублей. При этом суд учитывает, что необходимости представления копии экспертного заключения у истца не имелось, поскольку в силу ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 700 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу п. 2 ч. 4 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зубритских Е. В. к публичному акционерному обществу «Страховая акционерная компания «Энергогарант» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворить частично.
Взыскать с публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «Энергогарант» в пользу Зубритских Е. В. неустойку в размере 15000 рублей, штраф в размере 15000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, расходы на оплату услуг представителя 8000 рублей, расходы на оплату копировальных услуг в размере 2 215 рублей, на оплату услуг нотариуса в размере 1 380 рублей, почтовых услуг 180 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «Энергогарант» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Тяжова Т.А.