Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2109/2014 от 02.09.2014

Судья Самойлова Ю.С.                         Дело №33-2109

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2014 года                         город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Забелиной О.А.

судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н.

при секретаре Аксютич А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 14 июля 2014 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Сафонова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения и социального развития <адрес> об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения – удовлетворить.

Установить факт участия Сафонова Владимира Александровича в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с <дата> по <дата> в составе воинской части <...>. <адрес> в пределах зоны отчуждения».

Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав возражения на апелляционную жалобу Сафонова В.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Сафонов В. А. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития <адрес> об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

В обоснование исковых требований указал, что в период с <дата> по <дата> он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе воинской части <...>, что подтверждается записью в военном билете <...>, почетной грамотой за самоотверженный героический труд по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и архивной справкой Министерства обороны <адрес>.

В январе 2014 года он обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Управления социальной зашиты населения Департамента здравоохранения и социального развития <адрес> для получения удостоверения нового образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в <...> году.

Однако решением комиссии ему было отказано в выдаче данного удостоверения по тем основаниям, что им не были представлены документы, предусмотренные п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Считая данный отказ незаконным, истец просил суд признать факт его участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Считает, что представленные истцом в качестве доказательства: военный билет и архивная справка Министерства обороны Республики Белоруссии, не подтверждают факт его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30 – километровой зоне). При этом свидетельские показания без дополнительного подтверждения письменными доказательствами не могут подтверждать факт нахождения Сафонова В.А. в населённых пунктах, отнесённых к зоне отчуждения, и участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Указывает, что д. <адрес> не поименована в перечне населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 1582. Согласно же постановлению Совета Министров Республики Беларусь от <дата> «Об утверждении перечня территорий (населённых пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» вышеуказанный населённый пункт соответствует зоне с правом на отселение.

Считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцом выполнялись работы в зоне отчуждения, подпадающие под перечень работ, содержащийся в Списке, утверждённом Постановлением Верховного Совета РФ от <дата> № 5625-1, поскольку, исходя из архивной справки Центрального архива Министерства обороны Республики Белоруссии от <дата> истцом выполнялись работы по организации и постройке полевого лагеря на батальон, организации работ батальона по оказанию помощи населению, пострадавшему после аварии на Чернобыльской АЭС, которые в данном Списке не поименованы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Из материалов дела усматривается, что Сафонов В.А. обратился в Управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако решением комиссии от <дата> в выдаче данного удостоверения ему было отказано, в связи отсутствием документов, подтверждающих его работу по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Разрешая спор и удовлетворяя заявление Сафонова В.А., суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении настоящего дела, с учетом представленных заявителем документов нашел свое подтверждение факт участия Сафонова В.А. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата> в пределах 30-километровой зоны отчуждения.

Между тем судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.

В соответствии с положениями ст. ст. 264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Пунктом 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, наряду с другими категориями отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в ст. 7 определяет, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.В соответствии со ст. 8 настоящего Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 года утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 4 названного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

В п. 6 Порядка перечислены документы, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года № 5625-1.

В соответствии с пунктом 2 «Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года № 5625-1 установлено, что к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения относятся погрузка и транспортировка всеми видами транспорт материальных ресурсов, животных, сельскохозяйственной продукции, оборудования, перевозка людей и их имущества.

Материалами дела установлено, что Сафонов В.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобальской АЭС в период с <дата> по <дата> в составе воинской части <...> в д.<адрес>, где занимался организацией и строительством полевого лагеря на батальон, а также организацией работ по оказанию помощи населению, пострадавшему после аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается архивной справкой Центрального архива Министерства обороны <адрес> от <...>.

Батальон в составе воинской части <...> в котором проходил службу Сафонов В.А., дислоцировался в районе с повышенной радиоактивностью.

Материалы дела не содержат сведений о том, что д.<адрес> относится к зоне отчуждения. Как и не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что Сафонов В.А. осуществлял работы в зоне отчуждения. Приглашенные Сафоновым В.А. свидетели не могут являться безусловным доказательством его участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения. Наличие у допрошенных свидетелей статуса «участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» при отсутствии письменных доказательств не может доказывать факт участия самого Сафонова В.А. в работах в зоне отчуждения.

    Согласно записи в военном билете Сафонов В.А. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата>, сведений об участии в зоне отчуждения не содержит.

Указанная запись в военном билете не признана недействительной.

Таким образом, указанная запись в военном билете и доказательства представленные истцом суду, не подтверждают факта того, что участие в ликвидации последствий катастрофы производилось истцом в составе указанной части в зоне отчуждения при ликвидации последствий на ЧАЭС.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Сафонова В.А. к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционную жалобу Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области удовлетворить.

Решение Советского районного суда г. Орла от 14 июля 2014 года – отменить.

В удовлетворении исковых требований Сафонова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения – отказать.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Самойлова Ю.С.                         Дело №33-2109

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2014 года                         город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Забелиной О.А.

судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н.

при секретаре Аксютич А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафонова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 14 июля 2014 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Сафонова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения и социального развития <адрес> об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения – удовлетворить.

Установить факт участия Сафонова Владимира Александровича в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с <дата> по <дата> в составе воинской части <...>. <адрес> в пределах зоны отчуждения».

Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав возражения на апелляционную жалобу Сафонова В.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Сафонов В. А. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития <адрес> об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

В обоснование исковых требований указал, что в период с <дата> по <дата> он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе воинской части <...>, что подтверждается записью в военном билете <...>, почетной грамотой за самоотверженный героический труд по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и архивной справкой Министерства обороны <адрес>.

В январе 2014 года он обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Управления социальной зашиты населения Департамента здравоохранения и социального развития <адрес> для получения удостоверения нового образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в <...> году.

Однако решением комиссии ему было отказано в выдаче данного удостоверения по тем основаниям, что им не были представлены документы, предусмотренные п. 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

Считая данный отказ незаконным, истец просил суд признать факт его участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.

Считает, что представленные истцом в качестве доказательства: военный билет и архивная справка Министерства обороны Республики Белоруссии, не подтверждают факт его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30 – километровой зоне). При этом свидетельские показания без дополнительного подтверждения письменными доказательствами не могут подтверждать факт нахождения Сафонова В.А. в населённых пунктах, отнесённых к зоне отчуждения, и участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Указывает, что д. <адрес> не поименована в перечне населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 1582. Согласно же постановлению Совета Министров Республики Беларусь от <дата> «Об утверждении перечня территорий (населённых пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» вышеуказанный населённый пункт соответствует зоне с правом на отселение.

Считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцом выполнялись работы в зоне отчуждения, подпадающие под перечень работ, содержащийся в Списке, утверждённом Постановлением Верховного Совета РФ от <дата> № 5625-1, поскольку, исходя из архивной справки Центрального архива Министерства обороны Республики Белоруссии от <дата> истцом выполнялись работы по организации и постройке полевого лагеря на батальон, организации работ батальона по оказанию помощи населению, пострадавшему после аварии на Чернобыльской АЭС, которые в данном Списке не поименованы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Из материалов дела усматривается, что Сафонов В.А. обратился в Управление социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако решением комиссии от <дата> в выдаче данного удостоверения ему было отказано, в связи отсутствием документов, подтверждающих его работу по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Разрешая спор и удовлетворяя заявление Сафонова В.А., суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении настоящего дела, с учетом представленных заявителем документов нашел свое подтверждение факт участия Сафонова В.А. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата> в пределах 30-километровой зоны отчуждения.

Между тем судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.

В соответствии с положениями ст. ст. 264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Пунктом 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, наряду с другими категориями отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в ст. 7 определяет, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.В соответствии со ст. 8 настоящего Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 года утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 4 названного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

В п. 6 Порядка перечислены документы, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года № 5625-1.

В соответствии с пунктом 2 «Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года № 5625-1 установлено, что к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения относятся погрузка и транспортировка всеми видами транспорт материальных ресурсов, животных, сельскохозяйственной продукции, оборудования, перевозка людей и их имущества.

Материалами дела установлено, что Сафонов В.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобальской АЭС в период с <дата> по <дата> в составе воинской части <...> в д.<адрес>, где занимался организацией и строительством полевого лагеря на батальон, а также организацией работ по оказанию помощи населению, пострадавшему после аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается архивной справкой Центрального архива Министерства обороны <адрес> от <...>.

Батальон в составе воинской части <...> в котором проходил службу Сафонов В.А., дислоцировался в районе с повышенной радиоактивностью.

Материалы дела не содержат сведений о том, что д.<адрес> относится к зоне отчуждения. Как и не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что Сафонов В.А. осуществлял работы в зоне отчуждения. Приглашенные Сафоновым В.А. свидетели не могут являться безусловным доказательством его участия в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения. Наличие у допрошенных свидетелей статуса «участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» при отсутствии письменных доказательств не может доказывать факт участия самого Сафонова В.А. в работах в зоне отчуждения.

    Согласно записи в военном билете Сафонов В.А. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с <дата> по <дата>, сведений об участии в зоне отчуждения не содержит.

Указанная запись в военном билете не признана недействительной.

Таким образом, указанная запись в военном билете и доказательства представленные истцом суду, не подтверждают факта того, что участие в ликвидации последствий катастрофы производилось истцом в составе указанной части в зоне отчуждения при ликвидации последствий на ЧАЭС.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Сафонова В.А. к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционную жалобу Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области удовлетворить.

Решение Советского районного суда г. Орла от 14 июля 2014 года – отменить.

В удовлетворении исковых требований Сафонова Владимира Александровича к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения – отказать.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33-2109/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сафонов Владимир Александрович
Ответчики
Департамент здравоохранения и социального развития орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Зубова Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
16.09.2014Судебное заседание
24.09.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее