Производство № 2-420/2021
УИД 28RS0012-01-2021-000934-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2021 года п. Магдагачи
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,
при секретаре Губеевой Ю. А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Пнёва А. А.,
истца Попович Л. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах Попович Л. И. к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района Амурской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации,
установил:
прокурор Магдагачинского района в интересах Попович Л. И. обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района Амурской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указано, что в прокуратуру Магдагачинского района поступило обращение Попович Л. И. по вопросу отказа в получении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с тем, что она не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
С 1995 года Попович Л. И. добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется как своим собственным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлялось супругу Попович Л. И., который указанное жилое помещение не приватизировал. После смерти мужа Попович Л. И. продолжила проживать в жилом помещении. Попович Л. И. с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию в данном жилом помещении.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 18.05.2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был подтоплен паводком. Заключением межведомственной комиссии от 08.07.2021 № 497 указанное жилое помещение было признано аварийным и подлежащим сносу.
Иного имущества, пригодного для проживания, Попович Л. И. в собственности не имеет. Попович Л. И. проживает в подвергшемся затоплению жилом доме.
В соответствии с уведомлением министерства социальной защиты населения Амурской области от 06.08.2021 Попович Л. И. отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что она не являлась собственником пострадавшего жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации.
Попович Л. И. проживает в пострадавшем жилом помещении и несет бремя его содержания с 1995 года по настоящее время. Факт нахождения спорного имущества во владении не скрывает. В муниципальной собственности жилое помещение не находится, по договору социального найма Попович Л. И. не предоставлялось. Какое-либо иное лицо в течение всего периода владения не предъявляло своих прав в отношении данного имущества и не проявляло к нему интереса, в том числе, как к наследственному либо выморочному имуществу.
Таким образом, на день введения режима чрезвычайной ситуации Попович Л. И. имел право быть признанным собственником пострадавшего жилого дома, так как открыто и непрерывно владел им как своим собственным на протяжении более 15 лет с 1995 года.
Отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права Попович Л. И. на защиту от чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного прокурор Магдагачинского района просит суд установить факт владения и пользования Попович Л. И. на праве собственности недвижимым имуществом – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на день введения на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации.
От ответчика администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района Амурской области поступило письменное отношение к иску, в котором они не возражают против удовлетворения искового заявления прокурора Магдагачинского района в интересах Попович Л. И. Дополнительно сообщено, что Попович Л. И. непрерывно проживает в доме по адресу: <адрес>. Жилое помещение не является муниципальной собственностью, на балансе администрации не состоит. Правопритязаний на данное жилое помещение со стороны администрации не имеется. Факт владения и пользования Попович Л. И. данным жилым домом администрацией не оспаривается.
От третьего лица УМВД России по Амурской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что по существу заявленных требований возражений не имеют, просят суд принять законное и обоснованное решение основываясь на доказательствах и пояснении сторон.
Помощник прокурора Магдагачинского района Пнёв А. А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Истица Попович Л. И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в жилом помещении по адресу: <адрес> она проживает с 1996 года, имеет регистрацию - с 2003 года. Жилое помещение было предоставлено родителям ФИО6 Черняевским совхозом, правоустанавливающих документов на дом нет. С ФИО6 она состояла в фактических брачных отношениях, имели совместных детей. Она была вселена в указанное жилое помещение ФИО6 в качестве члена семьи. С 1996 года они семьей проживали в спорном жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер, она продолжала с детьми проживать в доме и на день введения режима чрезвычайной ситуации и на день паводка, никуда на длительное время не выезжала, без присмотра дом не оставляла, принимала все необходимые меры к сохранности имущества, ежегодно осуществляла текущий ремонт дома и надворных построек, произвела замену окон, засаживала ежегодно огород, оплачивала электроэнергию. Никто о себе в качестве собственника спорного жилого помещения за весь период владения и пользования – не заявлял. Жилое помещение по адресу: <адрес> пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Она ранее обращалась по вопросу оформления права собственности на квартиру, однако ей было разъяснено, что жилой дом входит в зону подтопления. В 2013,2018г.г. топило огород, вода заходила в подполье, выше пола не поднималась, какие – либо выплаты не осуществлялись.
Представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, об уважительных причинах неявки – в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено.
В силу положений ч.ч.1,2 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.
С учетом того, что ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела - не заявили, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки - суду не представили, суд, с учетом мнения помощника прокурора Магдагачинского района, истца считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Магдагачинского района Амурской области, Министерства строительства и архитектуры Амурской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, УМВД России по Амурской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, губернатор Амурской области, ГУ МЧС России по Амурской области, третьи лица ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено, о причинах неявки в суд не сообщено.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора Магдагачинского района, истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе, Магдагачинского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне 2021 года в с. Черняево Магдагачинского района был подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования № 478 от 08.07.2021 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией по результатам обследования выявлены основания для признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Причиной появления данных дефектов и повреждений является ситуация, возникшая вследствие прохождения паводка на реке Амур на территории села Черняево в период с 21 июня 2021 года.
Заключением межведомственной комиссии № 478 от 08.07.2021 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области (далее - чрезвычайная ситуация), выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета и (или) средства областного бюджета (п. 1.1 Правил).
Согласно уведомлению от 06.08.2021 министерством социальной защиты населения Амурской области Попович Л. И. было отказано в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием права на предоставление выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку согласно выписке из ЕГРН на день введения режима чрезвычайной ситуации она не являлась собственником утраченного дома.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч. 1, п.п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
В судебном заседании из совокупности исследованных доказательств установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено родителям ФИО6 Черняевским совхозом, Попович Л.И. в 1996 году ФИО6, с которым состояла в фактических брачных отношениях, была вселена в спорную квартиру.
В судебном заседании установлено, что право собственности на жилое помещение зарегистрировано не было. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер. После его смерти Попович Л. И. продолжала проживать в указанном жилом помещении с детьми ФИО8, ФИО6, ФИО9, ФИО10, несла расходы по его содержанию, владела и пользовалась им как своим собственным. Никуда из жилого помещения на длительное время с 1996 года не уезжала, принимала меры к сохранности имущества. Ежегодно засаживает огород, несет расходы по содержанию имущества, производит косметический и технический ремонт жилого помещения, оплачивает электроэнергию. За весь период пользования никто о себе в качестве собственника дома не заявлял. Иного жилого помещения в пользовании либо в собственности не имеет.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Согласно п. 5, 6 указанных Правил трансферты предоставляются на следующие цели:
а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;
б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение и (или) строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
е) компенсация понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации затрат, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта (за исключением мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, в случае совершения террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями).
Мероприятия реализуются в отношении:
а) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
в) граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
г) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
д) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, совершения террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Попович Л. И. фактически проживала по адресу: <адрес> на момент подтопления в июне 2021 года.
В судебном заседании установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории с. Черняево Магдагачинского района Амурской области, пострадало жилое помещение Попович Л. И.
В судебном заседании также установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Попович Л. И. владела жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным.
Спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не состоит.
В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Попович Л. И. на объекты недвижимости.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области» предусмотрено, что в целях получения выплат наличие на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности на поврежденное (или утраченное) жилое помещение, не зарегистрированное в ЕГРН может быть подтверждено в том числе соответствующим судебным актом.
Установление указанного юридического факта имеет существенное значение для истца Попович Л. И., поскольку позволит ей реализовать право на получение мер социальной поддержки.
Отказом в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации существенно нарушаются права Попович Л. И. на защиту от чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, рассматриваемые в рамках настоящего дела исковые требования прокурора Магдагачинского района подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах Попович Л. И. к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Черняевского сельсовета Магдагачинского района Амурской области об установлении факта владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом на день введения на территории Амурской области регионального режима чрезвычайной ситуации – удовлетворить в полном объеме.
Установить факт владения и пользования Попович Л. И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженкой <адрес> на праве собственности недвижимым имуществом – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на день введения на территории Амурской области распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р регионального режима чрезвычайной ситуации.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021