Дело № 2-705/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 17 июля 2014 года.
Сорочинский районный суд <адрес> в составе председательствующего - судьи Банниковой Н.Н.,
при секретаре Губарь Е.Ю.,
с участием помощника Сорочинского межрайонного прокурора Шубиной Т.А.,
представителя ответчика: администрации муниципального образования <адрес> – Оришич А.Е., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Самойленко В. П. к Министерству образования <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействие и обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Сорочинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Самойленко В.А., обратился в Сорочинский районный суд с вышеуказанным иском, указав, что в ходе проведения проверки по обращению Самойленко В.П. о не предоставлении ему жилья было установлено, что Самойленко В.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – Кубрина Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Сорочинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец – Самойленко П.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения главы муниципального образования «Федоровский сельсовет <адрес>» № ДД.ММ.ГГГГ он поставлен в очередь на регистрационный учет по приобретению жилья детям-сиротам. ДД.ММ.ГГГГ он окончил <данные изъяты>» <адрес>, своего жилья не имеет. По окончании учебного заведения жилье ему предоставлено не было.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неосуществлении мер по предоставлению вне очереди жилого помещения Самойленко В.П., являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию МО <адрес> устранить нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» путем предоставления Самойленко В.П. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник Сорочинского межрайонного прокурора Шубина Т.А. исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Добавила, что основания для предоставления жилого помещения Самойленко В.П. возникли в ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени Самойленко В.П. не обеспечен жилым помещением, в этом заключается бездействие администрации.
Истец Самойленко В.П. в судебном заседании участие не принимал, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора, заявленные в его интересах поддержал.
Представитель ответчика – администрации МО <адрес> Оришич А.Е. исковые требования признала частично. Пояснила, что Самойленко В.П. состоит на регистрационном учете по приобретению жилья детям-сиротам с ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> строится несколько двухквартирных домов. В настоящее время возникли проблемы по оформлению земельного участка из одной категории в другую. Полагает, что к ДД.ММ.ГГГГ Самойленко В.П. будет предоставлена квартира в <адрес>.
Не признает требования прокурора в части признания незаконными бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении мер по предоставлению вне очереди жилого помещения Самойленко В.П., поскольку ими предпринимаются все необходимые меры по предоставлению жилья детям – сиротам.
Представитель ответчика – Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В представленном в суд отзыве указано, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей до достижения возраста <данные изъяты> должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижению возраста <данные изъяты> указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска – Министерства социального развития <адрес>, в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства социального развития <адрес>. В предоставленном возражении указано, что с заявленными требованиями Сорочинского межрайонного прокурора не согласны по следующим основаниям: Самойленко В.П. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, и реализация его права на получение жилья возможна только в порядке очередности. В случае предоставления жилья Самойленко В.П. жилого помещения по решению суда, будут нарушены конституционные права других детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет и должны были бы реализовать свое гарантированное право на жилье ранее. Формирование двух очередей (первая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставляется по решению суда, и вторая – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включенные в список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичного решения суда) приводит к нарушению конституционных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих во второй очереди. Просили в исковых требованиях прокурора, действующего в интересах Самойленко В.П., отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8 ст.8 Закона).
Согласно ч.2 ст.4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает, что предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Согласно ст. 5 вышеуказанного <адрес>, государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 6 закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий <адрес> осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Самойленко В. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие того, что его мать – Кубрина Е. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Сорочинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец – Самойленко П. А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии IРА № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Самойленко В.П. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается распоряжением Администрации муниципального образования Федоровский сельсовет <адрес> № 28–р от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь». Включен в Список подлежащих обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа под №7. Данный список направлен в Министерство образования <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ Самойленко В.П. окончил Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» <адрес>, до настоящего времени он жильем не обеспечен.
В соответствии с п.9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными ст. 8 указанного закона сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Самойленко В.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже уровня установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированных жилых помещений.
Разрешая требование прокурора о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неосуществлении мер по предоставлению вне очереди жилого помещения Самойленко В.П., суд также считает данное требование подлежащим удовлетворению, поскольку как было указано выше Самойленко В.П. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ года.
Правоотношения возникли в период действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N159-ФЗ до вступления в силу изменений, внесенных в него Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N15-ФЗ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем вторым п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из содержания указанных выше положений предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очерёдности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания ни на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Такое право у Самойленко В.П. возникло с ДД.ММ.ГГГГ года, когда он окончил среднее специальное учебное заведение.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих принятие необходимых мер по обеспечению жилым помещением Самойленко В.П. на указанную дату.
В связи с изложенным суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в интересах Самойленко В.П. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Самойленко В. П. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неосуществлении мер по предоставлению вне очереди жилого помещения Самойленко В. П., являющемуся лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21.12.1996г., № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» путем предоставления Самойленко В. П. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В иске к Министерству образования <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н.Банникова