Дело №2-111/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 апреля 2017 года с. Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего судьи Банзай Ю.З.,
при секретаре судебного заседания ККК.,
с участием истца – помощника прокурора <адрес> РТ ЖЖЖ.,
представителя ответчика МММ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» об обязании создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
установил:
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» (далее по тексту – администрация муниципального района) об обязании создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при формировании резервов материальных ресурсов, создании и поддержании в постоянной готовности систем оповещения и информирования поселения о чрезвычайной ситуации на территории района. В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Пунктом «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 органам местного самоуправления установлено создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно статье 25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются также органами местного самоуправления. В соответствии с п.п. 2-4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 №1340 резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Постановлением администрации Овюрского района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим же постановлением утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пунктом № данного постановления установлено, что создание резерва материальных ресурсов осуществляется за счет средств бюджета органа местного самоуправления. Проведенной проверкой установлено, что администрацией муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не создан. Отсутствие резерва материальных ресурсов в администрации <адрес> свидетельствует о невыполнении администрацией обязанности, предусмотренной п. 21 ч. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Подобное бездействие нарушает гарантированное ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 конституции Российской Федерации право каждого на охрану жизни и здоровья, а также нарушает принцип заблаговременности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению размеров ущерба и потерь (ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать при разрешении дела - граждан и иных лиц, проживающих и прибывающих на территории <адрес>.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить, установив срок для исполнения в № месяца.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности МММ. иск признала, просила предоставить срок № месяцев для исполнения решения суда, поскольку необходимо провести аукцион для определения исполнителя.
Выслушав участвующих лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку невозможно индивидуализировать граждан и иных лиц, проживающих и прибывающих на территории <адрес>, подача прокурором района в интересах неопределенного круга лиц данного иска представляется обоснованной.
В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Часть 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, развивается система социальных служб (ч.2 ст.7 Конституции РФ).
В соответствии со ст.ст.20, 40, 42 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется Государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы.
В соответствии с п.п.7 и 21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. «а» ч. 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина является одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Пунктом «д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 органам местного самоуправления установлено создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются также органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2-4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 №1340 (далее – Порядок), резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
В соответствии с п. 3 Порядка запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 Положения о накоплении, хранении в целях гражданской бороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379, установлено, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ответу администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района установлено, что постановлением председателя администрации кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в подпрограмму «Предупреждение и ликвидация ЧС на территории муниципального района «Овюрский кожуун» на № годы». На приобретение материальных ресурсов в бюджете предусмотрено № на приобретение ГСМ, при необходимости будет заключены договора с ИП на отпуск ГСМ. По резерву материальных ресурсов необходимых при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации принято постановление администрации Овюрского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций». Во ДД.ММ.ГГГГ будут внесены изменения в бюджет кожууна для приобретения материальных ценностей необходимых при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и приняты меры по приобретению материальных ценностей необходимых при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. По обеспечению резерва продовольствия администрацией кожууна и ИП ЭЭЭ. будет заключен договор по обеспечению продуктами питания.
Согласно справке специалиста по ГО и ЧС администрации Овюрского кожууна в администрации муниципального района Овюрский кожуун» создается резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайной ситуацией муниципального характера является ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 чел., либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера, в связи с чем администрации Овюрского кожууна рекомендуется рассчитать объемы своих резервов с учетом обеспечения 50 чел. Приведен расчет номенклатуры и объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Овюрского кожууна, из которого видно, что для создания резерва необходимы денежные средства в общей сумме № рублей. Для закупки резервов материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Овюрского кожууна понадобится № месяцев.
Судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований закона администрация муниципального района резерв материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций фактически не создан, несмотря на наличие постановления администрации района о создании данного резерва, что является нарушением требований федерального законодательства в области ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанные нарушения законодательства нарушают гарантированные права неопределенного круга лиц - жителей <адрес> на безопасность жизни и здоровья, на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязанность по организации на территории муниципального района мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе создания резервов материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возложена на данный муниципальный район, нарушают принцип заблаговременности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению размеров ущерба и потерь от них.
Иных требований и иных доказательств, кроме вышеизложенного суду не представлено.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
При таких обстоятельствах, суд находит иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
При определении срока исполнения, несмотря на доводы представителя ответчика о том, что для создания резерва необходимо значительное время, в связи с чем срок исполнения решения суда необходимо установить на срок не менее № месяцев, суд полагает разумным и достаточным установить №-месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.333.36 НК РФ прокурор и администрация <адрес> Республики Тыва освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Овюрский кожуун Республики Тыва» создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение № (трех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Овюрский районный суд Республики Тыва.
Мотивированная часть решения суда изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.З. Банзай