Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9656/2011 ~ М-10078/2011 от 06.12.2011

Дело № 2 - 9656/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                                                                    ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Исаченко М.В.,

при секретаре Кизикиной О.А.,

с участием представителя истца Башурова В.Н., представителя ответчика Какориной В.А., представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмет спора Арефьевой Е.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поленок Е.В. к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка, возложении обязанности произвести действия, взыскании судебных расходов, -

Установил:

Поленок Е.В. обратилась в Благовещенский городской суд к Комитету по управлению имуществом МО города Благовещенска с иском о признании незаконным бездействия комитета по управлению имуществом муниципального образования ***, выразившегося в уклонении от предоставления истице проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: *** (местоположение по кадастровому паспорту земельного участка от *** *** - ***), общей площадью 1081 кв. м с КН ***, обязании Комитета по управлению имуществом МО *** подготовить и направить проект договора купли - продажи земельного участка, основанный на положениях законодательства, действующего до принятия положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования *** для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от *** ***.

В обоснование требований истица указала следующие обстоятельства. *** на основании заявления Долинского Вячеслава Петровича, действующего по доверенности от имени истицы, принято постановление главы г. Благовещенска *** «О предоставлении в собственность Поленок Е.В. земельного участка для дачи, находящегося в ***». Согласно п. 2 постановления Комитету по управлению имуществом МО г. Благовещенска предписывалось заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** с Поленок Е.В. *** в комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска были сданы постановление администрации города Благовещенска о предоставлении земельного участка в собственность, кадастровый паспорт земельного участка, доверенность, подтверждающая полномочия представителя, копия паспорта доверенного лица и доверителя, квитанция об оплате по договору за землю на сумму 3456 рублей 61 копейки, что составляет 1% от кадастровой стоимости земельного участка. Ответчиком выдана квитанция, что договор будет оформлен через 1 месяц. Однако, спустя 1 месяц договор оформлен не был. ***, представитель по доверенности Долинский В.П. обратился в Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска за разъяснением причин задержки в оформлении договора купли-продажи земельного участка. *** получен ответ от *** *** о том, что *** принято решение Благовещенской городской думы ***, согласно которому вместо 1% кадастровой стоимости земельного участка, истица должна заплатить его рыночную стоимость согласно независимой оценке стоимости участка, которую покупатель должен провести за свой счет. Полагает приведенные обстоятельства незаконными, так как Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска умышленно уклонился от заключения договора купли-продажи земельного участка на основании Постановления главы администрации города Благовещенска *** от ***, ссылаясь на решение Благовещенской городской Думы от *** года, в котором установлен новый порядок установления цены земельного участка. До вступления в законную силу данного решения цена на земельный участок устанавливалась из его кадастровой стоимости. Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска ссылается на пункты Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования города Благовещенска, для целей, не связанных со строительством, утв. решением Благовещенской городской Думы от *** ***, в которых предусмотрено, что положение действует только на те заявления, которые находятся на рассмотрении в администрации города на день вступления в силу положения. В данном случае постановление о предоставлении участка истцу уже было вынесено. Следовательно, Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования города Благовещенска, для целей, не связанных со строительством, утв. решением Благовещенской городской Думы от *** *** не может применяться при установлении цены на землю при заключении договора купли - продажи земельного участка. Договор купли-продажи земельного участка находился в состоянии исполнения, а не принятия решения по заявлению, был оплачен покупателем. В силу ч. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в семидневный со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Все необходимые документы были подготовлены и переданы в Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска ***, следовательно, договор купли-продажи земельного участка должен был быть готов к подписанию ***. На основании изложенного заявлены требования иска, требования о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере *** рублей *** копеек и услуг представителя в размере *** рублей *** копеек.

В судебном заседании представитель истца на требовании иска настаивал со ссылкой на приведенные обстоятельства, указал, что срок подачи заявления об оспаривании бездействия Комитета по управлению имуществом МО города Благовещенска, предусмотренный Главой 25 ГПК РФ, не пропущен. Договор с Поленок Е.В. должен быть заключен исходя из цены, установленной законом Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», применяемый ответчиком до вступлению в силу Положения о предоставлении земельных участков без целей строительства от ***, утв. решением Благовещенской городской думы ***.

Представитель ответчика с иском не согласилась, указала, что Земельным кодексом Российской Федерации регулируется предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам в собственность. Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Земельные участки могут предоставляться в собственность граждан и юридических лиц как для целей, связанных со строительством, так и для целей не связанных со строительством. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован ст. 34 ЗК РФ. Статьей 36 ЗК РФ предусмотрен механизм приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Согласно п. 3 ч. 1.1 ст. 36 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от *** N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка для лиц, не указанных в части 1 ст. 1 Закона Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» и являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Однако земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, не только под объекты недвижимости, расположенные на таких земельных участках, но и при отсутствии таковых, как то предоставление земельных участков для садоводства, огородничества, размещения дач, для дополнительных участков. Поскольку Земельным кодексом РФ не урегулирован данный вид отношений, а муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок, процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам, не являющимся собственниками таких земельных участков, соответственно, определяющий цену продажи таких участков на момент вынесения постановления администрации от *** *** отсутствовал, то по смыслу ст. 6 Гражданского кодекса РФ применялось гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В связи с этим, выкупная цена земельного участка, предоставляемого в собственность гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством до *** определялась в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, по аналогии с порядком, предусмотренным Законом Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений». В связи с вынесением решения Арбитражного суда Амурской области от *** по иску прокурора Амурской области к администрации г. Благовещенска, Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, ООО «Офеня» о признании недействительным постановления и акта выкупной цены, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки, Комитетом было принято решение о приостановлении с *** работы по оформлению договоров купли-продажи земельных участков до вступления в силу решения Благовещенской городской Думы «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Благовещенска, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Пунктом 2 статьи 1 Закона Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» предусмотрено, что в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от *** N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до *** цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений устанавливается в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка для лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Таким образом, обязательным условием определения цены земельного участка в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка является нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений. Из плана земельного участка к постановлению администрации г. Благовещенска от *** *** следует, что на земельном участке объекты недвижимости отсутствуют. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе, при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. На основании выше изложенного, поскольку на земельном участке площадью 1081 кв.м. с кадастровым номером *** отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения, принадлежащие Поленок Е.В. на праве собственности, постольку отчуждаемый по договору купли-продажи земельный участок в силу положений ст. 8 Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит оценке. Таким образом, установление выкупной цены спорного земельного участка на основании Закона Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» противоречит действующему законодательству, положениям ст. 8 Федерального закона от *** № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В связи с изложенным в ходе личной беседы представителя Поленок Е.В. Долинского В.П. с заместителем председателя Комитета Лиманцевой СМ. ему были разъяснены причины приостановления работы по оформлению договора купли-продажи земельного участка Поленок Е.В., объяснен порядок и перечень действий, необходимых для продолжения работы. Кроме того, на обращение Долинского В.П. от *** Комитетом был дан мотивированный ответ от *** *** о причине задержки в оформлении договора купли-продажи с указанием действий, которые необходимо предпринять Поленок Е.В. для продолжения работы по заключению договора купли-продажи земельного участка Поленок Е.В. В соответствии с ГПК РФ оспаривание решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего производится в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Поленок Е.В., в лице своего представителя, обратилась в Комитет для оформления договора *** Согласно доводам истца, со ссылкой на положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, договор купли-продажи земельного участка должен был быть готов к подписанию *** Таким образом, срок исковой давности по настоящему исковому заявлению надлежит исчислять именно с *** Следовательно, срок на обжалование действий Комитета истек *** Истец должен был узнать о нарушении своих прав ***

В судебное заседание не явилась истица Поленок Е.В., извещена судом надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В силу ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.               

В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 28 ФЗ от *** N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

(в ред. Федерального закона от *** N 66-ФЗ)

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В судебном заседании установлено, что *** принято постановление администрации г. Благовещенска *** «О предоставлении в собственность Поленок Е.В. земельного участка для дачи, находящегося в ***».

Согласно п. 2 постановления Комитету по управлению имуществом МО г. Благовещенска указано заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** с Поленок Е.В.

*** в комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска истицей в лице своего представителя сданы постановление администрации города Благовещенска о предоставлении земельного участка в собственность, кадастровый паспорт земельного участка, доверенность, подтверждающая полномочия представителя, копия паспорта доверенного лица и доверителя, квитанция об оплате по договору за землю на сумму *** рублей *** копейки, что составляет 1% от кадастровой стоимости земельного участка.

Ответчиком выдана квитанция о том, что договор будет оформлен через 1 месяц.

В настоящее время договор купли - продажи земельного участка не оформлен.

Учитывая приведенные обоснования, договор купли - продажи земельного участка с истицей должен быть заключен в срок до ***

Истец указывает на незаконное бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от заключения договора купли - продажи земельного участка, при этом, по мнению истца, договор должен быть заключен по цене, установленной законом Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», применяемый ответчиком до вступлению в силу Положения о предоставлении земельных участков без целей строительства от ***, утв. решением Благовещенской городской думы ***.

Решением Благовещенской городской Думы *** *** утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Благовещенска, для целей, не связанных со строительством. Настоящее Положение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявлений и принятия решений.

Согласно ответу от *** Комитетом на основании постановления администрации города Благовещенска от *** *** подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, однако в данном проекте не определено одно из существенных условий договора, а именно условие о цене продажи земельного участка, предоставленного в собственность (за плату) Поленок Е.В. В соответствии с п. 3.10 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования города Благовещенска, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от *** ***, цена земельного участка устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка, определенной на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пп. а) п. 3.10 Положения. Иного порядка определения выкупной цены земельных участков, предоставляемых в собственность физических лиц для целей, не связанных со строительством, действующим законодательством не предусмотрено. Для заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, предоставленного для дачи постановлением администрации города Благовещенска от *** ***, необходимо проведение работ по определению рыночной стоимости данного участка с соблюдением порядка, предусмотренного п. 3.13. Положения. В целях определения рыночной стоимости земельного участка предлагаем выбрать организацию - оценщика, уведомив об этом Комитет. С выбранной организацией - оценщиком будет заключен договор на оценку в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.

При этом, суд не усматривает незаконного бездействия ответчика в виде уклонения от заключения договора купли - продажи земельного участка по цене, установленной Законом Амурской области от *** *** «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений».

Пунктом 2 статьи 1 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» предусмотрено, что в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от *** N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до *** цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений устанавливается в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка для лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, обязательным условием определения цены земельного участка в размере десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка является нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке с КН 28:01:070002:18 объекты недвижимости отсутствуют (ст. 68 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе, при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

На основании выше изложенного, поскольку судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения, принадлежащие истцу на праве собственности, постольку суд приходит к выводу о том, что отчуждаемый по договору купли - продажи земельный участок в силу положений статьи 8 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежит оценке.

Таким образом, установление выкупной цены спорного земельного участка на основании Закона Амурской области от *** г. № *** противоречит действующему законодательству положениям ст. 8 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

При таких данных сторонами не определено одно из существенных условий договора купли - продажи, а именно условие о цене продажи земельного участка, предоставленного в собственность (за плату) Поленок Е.В., в этой связи, несмотря на нарушение ответчиком сроков, установленных ст. 34 ЗК РФ по заключению договора купли - продажи земельного участка, сторонам необходимо прийти к соглашению о цене договора с учетом ст. 8 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Разрешая возражения ответчика о пропуске срока истицей для обращения в суд с иском, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Учитывая, что требования иска Поленок Е.В. о признании незаконным бездействия ответчика в уклонении от заключения договора купли - продажи земельного участка свидетельствуют об оспаривании бездействия Комитета по управлению имуществом МО г. Благовещенска, суд полагает необходимым при рассмотрении этих требований руководствоваться положениями главы 25 ГПК РФ, регламентирующими специальные сроки обращения в суд. По мнению суда, этому не препятствует исковой порядок рассмотрения настоящего дела, обусловленный исключительно тем, что истцом заявлены требования о понуждении к заключению договора купли - продажи земельного участка. Само по себе данное обстоятельство не указывает на возможность применения общих сроков исковой давности ко всем требованиям без учета того, что часть из них в любом случае должна разрешаться в рамках специальных положений действующего процессуального законодательства.

В этой связи судом также принимается во внимание неоднократно выраженная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция, исходя из которой установление в законе специальных сроков для обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, и заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от *** ***, от *** ***-О-О).

Исходя из статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Доводы ответчика о том, что истец узнала о нарушении своего права *** по истечении срока, установленного ст. 34 ЗК РФ установленного для заключения договора купли - продажи земельного участка суд не принимает, так как требования заявлены о признании незаконным бездействия выразившегося в уклонении ответчика от заключения договора. По мнению суда истица узнала о нарушении своего права из ответа, направленного в ее адрес ответчиком *** Учитывая дату поступления иска, срок для предъявления иска не пропущен.

Вместе с тем, поскольку суд пришел к мнению об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчика, отсутствуют основания для удовлетворения иска, требований о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Поленок Елены Вячеславовны- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд либо в кассационном порядке путем подачи кассационной жалобы в срок по *** включительно, либо в апелляционном порядке, предъявив апелляционную жалобу в срок 1 месяц с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                         М.В. Исаченко

2-9656/2011 ~ М-10078/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поленок Елена Вячеславовна
Ответчики
КУИ МО г Благовещенска
Другие
Башуров Виктор Николаевич
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Исаченко Марина Викторовна
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
06.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2011Передача материалов судье
09.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2011Судебное заседание
09.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее