Судья Фойгель И.М. Дело № 33 - 36426/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Заливадней Е.К, Гончаровой С.Ю.
при секретаре Зибиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поздняковой Елены Викторовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.04.2018 г. № 497;
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Заливадней Е.К. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Позднякова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Красноармейском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.04.2018 года № 97.
В обосновании требований указано, что 03 апреля 2018 года Позднякова Е.В. обратилась с заявлением о назначении ей пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края.
Решением ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе от 17.04.2018 года №497 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Свой отказ органы пенсионного фонда мотивируют тем, что она не имеет требуемого специального стажа работы - 25 лет в сельской местности.
Указала, что не согласна с решением комиссии, так как ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе исчисление выслуги лет с 13.08.1993г. по 31.10.1999г. произвело только с применением одной льготы: период работы медицинской сестрой травматологического отделения засчитан в специальный стаж в льготном исчислении - год работы за 1 год 6 месяцев, не применив при этом льготу за работу в сельской местности - 1 год за 1 год 3 месяца.
Не включили в специальный стаж и период нахождения в учебной командировке - повышение квалификации с 14.11.2016г. по 09.12.2016г. - 26 дней, ссылаясь, что в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о начисленных и уплаченных страховых взносов за данный период работы.
Считает отказ необоснованным, так как её работа в спорные периоды неразрывно была связана с медицинской деятельностью в сельской местности в отделении хирургического профиля - медицинская сестра травматологического отделения.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красноармейском районе Краснодарского края с иском не согласна.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2018 года исковое заявление удовлетворено частично.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Красноармейском районе от 17 апреля 2018 ща № 497 - отменено в части не применения льготы за работу в сельской местности, обязан ответчик включить в специальный стаж с применением льготы 1 год работы за 1 год 03 месяца.
Возложена на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края обязанность по включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии пп.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года №400-ФЗ в льготном исчислении с применением двойной льготы: 1 год работы за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности и 1год за 1 год 6 месяцев за работу в отделении хирургического профиля следующие периоды:
- с 13.08.1993 г. по 31.07.1994г. (11мес. 19 дней)
- с 01.08.1994г. по 19.12.1994г. (04 мес. 19 дней) отпуск по беременности и родам
- с 19.01.1996г. по 10.09.1998г. (02 года 07 мес. 22 дня)
- с 02.10.1998г. по 31.10.1999г. (01 год 01 мес.)
Обязано управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края назначить Поздняковой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 апреля 2018 года - со дня её обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края.
В удовлетворении исковых требований Поздняковой Е.В. о включении периода повышения квалификации в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в календарном исчислении с 14.11.2016г. по 09.12.2016г. (26 дней) - отказано.
Указанное решение обжаловано начальником ГУ УПФР в Красноармейском районе – Пучкиным А.В. по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции истица и её представитель просили в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, при этом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что страховой стаж Поздняковой Е.В. на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии 03.04.2018 г. составляет 25 лет 07 месяцев 01 день, специальный – 23 год 09 месяцев 06 дней (лечебная деятельность по охране здоровья населения в сельской местности), без учета оспариваемого периода.
Решением УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края от 17.04.20187 г. № 497 Поздняковой Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости попункту 20 части 1 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, по причине отсутствия требуемого специального стажа (25 лет осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности).
При этом, исчисление периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, ответчик произвел только с применением одной льготы: период работы медицинской сестрой травматологического отделения засчитан в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев: с 13.08.1993 г. по 31.07.1994г. (11мес. 19 дней); с 01.08.1994г. по 19.12.1994г. (04 мес. 19 дней) отпуск по беременности и родам; с 19.01.1996г. по 10.09.1998г. (02 года 07 мес. 22 дня); с 02.10.1998г. по 31.10.1999г. (01 год 01 мес.).
Не включил в специальный стаж период повышения квалификации, за который отсутствуют сведения об уплате страховых взносах: с 14.1ё1.2016 г. по 09.12.2016 г. – 26 дней в период работы медицинской сестрой акушерского физиологического отделения.
Будучи не согласной с этим решением пенсионного органа и полагая, что периоды ее работы в сельской местности подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, также подлежит включению в специальный стаж период повышения квалификации с 14.11.2016 г. по 09.12.2016 г. – 26 дней в период работы медицинской сестрой акушерского физиологического отделения, Позднякова Е.В. обратилась в суд с иском к УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Поздняковой Е.В., суд первой инстанции пришел к выводу о включении периодов работы Поздняковой Е.В. с 13.08.1993 г. по 31.10.1999 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с применением льготного исчисления за работу в сельской местности 1 год работы за 1 год и 3 месяца и 1 год за 1 год и 6 месяцев предусмотренный для лиц, работающих в структурных подразделениях хирургического профиля.
Судебная коллегия считает, что приведенные выводы суда инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии счастью 1 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федеральногозаконаот 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положенийстатей 30и31Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принятопостановлениеот 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласнопункту 3постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии состатьями 30и31Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласноподпункту "в" пункта 3постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в спорные периоды работы Поздняковой Е.В.), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что нормативные положения постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 не исключают возможность одновременного применения двух льгот, их суммирования, является ошибочным. Нормативные правовые акты, действовавшие в периоды трудовой деятельности Поздняковой Е.В. до 1 ноября 1999 г., не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационаров в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Следовательно, у суда не имелось законных оснований для применения к спорным периодам работы истца, имевшим место до 1 ноября 1999 г., одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Впервые суммирование льгот в части исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, стало возможным с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781) и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781).
Так, в силу пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, на который сослался в решении суд первой инстанции в обоснование вывода о включении в специальный стаж Поздняковой Е.В. периодов ее работы до 1 ноября 1999 г. в льготном исчислении из расчета один год и 9 месяцев за один год работы, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы (абзац второй подпункта "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
По причине введения такого правового регулирования после окончания спорных периодов работы Поздняковой Е.В. в занимаемых ею должностях среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля и с учетом того, что весь период трудовой деятельности Поздняковой Е.В. проходил в сельской местности, следовательно, смешанный стаж работы у нее отсутствует, выводы суда первой инстанцит о применении к спорным периодам работы истца, имевшим место до 1 ноября 1999 г., одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения нельзя признать правомерными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для включения Саломатиной Л.Ю. в специальный стаж периодов ее работы с 13.08.1993 г. по 31.07.1994г. (11мес. 19 дней); с 01.08.1994г. по 19.12.1994г. (04 мес. 19 дней) отпуск по беременности и родам; с 19.01.1996г. по 10.09.1998г. (02 года 07 мес. 22 дня); с 02.10.1998г. по 31.10.1999г. (01 год 01 мес.) в занимаемых ею должностях среднего медицинского персонала хирургического профиля в льготном исчислении как один год и 3 месяца за один год работы.
С учетом изложенного судебное постановление суда первой в части применения льготы за работу в сельской местности 1 год работы за 1 год 3 месяца нельзя признать законными, поскольку оно принято в этой части с существенными нарушениями норм материального права.
Отменяя решение суда в данной части, судебная коллегия принимает новое решение, которым отказывает в удовлетворении требований о применении льготы за работу в сельской местности и обязании ответчика включить в специальный стаж с применением льготы 1 год работы за 1 год 03 месяца, обязании управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 апреля 2018 года – со дня её обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 02 июля 2018 года в части удовлетворения требований о применении льготы за работу в сельской местности и обязании ответчика включить в специальный стаж с применением льготы 1 год работы за 1 год 03 месяца, обязании управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 апреля 2018 года – со дня её обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края отменить.
В данной части принять новое решение, которым в удовлетворении требований о применении льготы за работу в сельской местности и обязании ответчика включить в специальный стаж с применением льготы 1 год работы за 1 год 03 месяца и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 03 апреля 2018 года – со дня её обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: