Дело № 2а-569/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 05 марта 2020 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б,
при помощнике судьи Зубрилиной Е.А.,
с участием административного истца Лаврушина В.Ю.,
представителя административного ответчика Рабани Д.Г.
Р.Н.,
представителя административного ответчика
Г
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а569/2020 по административному исковому заявлению Лаврушина В.Ю. к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Лаврушин В.Ю. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивировал тем, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области 09 октября 2018 г. в 01 час 27 минут на него был составлен акт о нарушении режима содержания, а именно, что он не находился на своем спальном месте №. Считает, что действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области нарушают его права, свободы и законные интересы.
09 октября 2018 г. режим содержания он не нарушал и находился на своем спальном месте. Никто ему никаких замечаний не делал. Отсутствуют фото и видео регистратор где было бы указан сам факт нарушения режима содержания. О данном акте от 09 октября 2018 г. № он узнал только по прибытию в ФКУ-Т, в связи с этим ему никто не сообщал о том, что на него составляют акт и никто не просил давать объяснения по данному поводу. 05 сентября 2019 г. он обратился с жалобой на эти действия к прокурору по надзору ФИО4, который перенаправил его жалобу в УФСИН России по Ульяновской области.
По результатам рассмотрения жалобы Врио начальника полковник внутренней службы ФИО5 принял решение об оставлении жалобы без удовлетворения.
Отказ в удовлетворении жалобы мотивировали тем, что нарушение действующего законодательства при применении дисциплинарного взыскания не выявлено.
Просит признать незаконными действия сотрудников администрации ФКУ «СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области», выразившиеся в составлении на него акта 16 октября 2018 г. за допущенное нарушение об объявлении выговора.
Возложить на администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области обязанность устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов в виде исключения данного акта из его дела и аннулировании его.
В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что Лаврушиным В.Ю. нарушены. 1.1, п.1.2 приложения № 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», в связи с чем 16 октября 2018 г. был привлечен к дисциплинарному взысканию в виде выговора. Сроки и порядок привлечения к ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» соблюдены.
Также указал о том, что истцом пропущен установленный законом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела Лаврушин В.Ю. осужден 17 декабря 2018 г. Железнодорожным районным судом г. Ульяновска по ст.30 ч.3 ст.105 ч.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима., первые 5 лет в тюрьме, с ОС на 2 года. Приговор вступил в законную силу 13 февраля 2019 г.
Начало срока 11 июля 2018 г., зачет с 11 июля 2018 г. по 16 декабря 2018 г. ст.72 ч.3-1, п. «а» УК РФ. Конец срока – 10 июля 2028 г.
Осужденный Лаврушин В.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в период с 13 июля 2018 г. по 18 марта 2019 г.
Убыл 18 марта 2019 г. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.
Как следует из рапорта инспектора ФИО6, 09 октября 2018 г. в 01 час 27 минут Лаврушин В.Ю., содержащийся в камере № нарушил правила внутреннего распорядка в СИЗО, а именно: в отведенное для сна время, не находился на своем спальном месте, а бесцельно ходил по камере. На неоднократные законные требования сотрудников СИЗО-1 занять свое спальное место, Лаврушин В.Ю. отвечал категорическим отказом, продолжая ходить по камере. Тем самым нарушил п.1.1, п.1.2 приложения № 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Согласно ст.36 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей (п.1, 2 ч.1 указанной статьи).
Пунктом 4 гл. 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 предусмотрено, что лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).
Из данного приложения следует, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО), обязаны в том числе:
- соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711) и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (п.1.1);
- выполнять законные требования администрации СИЗО.
Согласно ст.39 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания.
Согласно ст.38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
По факту допущенного административным истцом нарушения сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был составлен акт № от 09 октября 2018 г. и написан рапорт начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для принятия мер дисциплинарного воздействия к Лаврушину В.Ю.
Лаврушину В.Ю. было предложено дать объяснения по факту допущенного им нарушения, однако, он отказался дать объяснения, как в письменной, так и в устной форме, после чего сотрудниками учреждения был составлен акт об отказе от дачи объяснений.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от 16 октября 2018 г. за нарушение режима содержания под стражей на основании ст.ст.36, 38 Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» административному истцу был объявлен выговор.
Данное постановление административному истцу было объявлено, однако от подписи об ознакомлении с постановлением Лаврушин В.Ю. отказался, что было зафиксировано в соответствующем акте, подписанным сотрудниками учреждения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Лаврушин В.Ю. допустил нарушение п.1.1, п.1.2 приложения № 1 приказа МЮ РФ от 14 октября 2005 г. № «Об утверждении правил внутреннего распорядка СИЗО УИС», которое подтверждено материалами дела.
В связи с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление от 16 октября 2018 г. начальника учреждения ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Ульяновской области ФИО7 о наложении на Лаврушина В.Ю. взыскания в виде выговора принято уполномоченным должностным лицом и в соответствии с предоставленной компетенцией, с соблюдением установленного законом срока и порядка наложения взыскания.
Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств наличия незаконности в действиях (бездействии) административных ответчиков.
Таким образом, в судебном заседании не нашел подтверждения факт нарушения охраняемых законом прав административного истца оспариваемыми им решениями.
Доводы административного ответчика о том, что он не знал о данном постановлении не могут служить основанием для признания постановления незаконным, поскольку являются необоснованными, опровергаются материалами дела.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд также считает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку, как следует из материалов дела, о примененном к нему взыскании в виде выговора Лаврушину В.Ю. было известно 16 октября 2018 г., что следует из постановления о наложении взыскания от 16 октября 2018 г., где имеется отметка, что от подписи в нем Лаврушин В.Ю. отказался, а также из акта об отказе от подписи об ознакомлении с наложенным на него взыскании по допущенному нарушению режима содержания под стражей.
В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>