Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1171/2017 от 11.04.2017

Судья Самойлова Ю.С. Дело № 33-1171

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2017 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Жидковой Е.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании очередности незаконной и обязании выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционной жалобе Шерстневой А,Р, на решение Советского районного суда г. Орла от 16.02.2017, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения Шерстневой А.Р., ее представителя Дмитриевой Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области – Морозовой Ю.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об оспаривании очередности в сводном списке по Орловской области граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» за 2015 год.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».

Ссылалась, что в июне 2014 года обратилась в администрацию Орловского района с заявлением о включении в сводный список на получение сертификата на следующий планируемый год, однако в нарушение действующего законодательства ей не был предоставлен доступ к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

По указанному факту истец обратилась в прокуратуру, по результатам проведенной проверки список был размещен в сети Интернет.

В соответствии с данным списком истец была включена в сводный список на 2015 год для получения жилищного сертификата под номером 17.

Полагала, что единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, был составлен с грубейшими нарушениями действующего законодательства, поскольку лишь истец своевременно подавала соответствующие заявления для получения жилищного сертификата в 2012, 2014-2016 годах, однако органом местного самоуправления они необоснованно не принимались.

Считает, что она единственная в установленном законом порядке своевременно подала заявление на получение сертификата, других заявлений граждан, указанных в списке, в администрации зарегистрировано не было, поэтому ее очередность должна быть под номером 1.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения требований, истец просила суд признать незаконной очередность в сводном списке по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» за 2015 год под номером 17; обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области установить очередность в сводном списке по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» за 2015 год под номером 1; обязать выдать жилищный сертификат.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Орла.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит отменить решение суда, как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Считает, что судом было необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство об истребовании оригиналов заявлений граждан, включенных в сводный список на 2015 год, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы на предмет установления давности их составления.

Указывает, что представленный суду список граждан-участников программы по обеспечению жильем не соответствует ранее размещенному в сети Интернет и приложенному к настоящему иску при его подаче.

Утверждает, что единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, составлен с нарушениями действующего законодательства в части очередности включения в него граждан.

Обращает внимание, что прокуратурой неоднократно вносились представления в адрес ответчика по допущенным нарушениям по размещению единых и сводных списков граждан, однако судом данные обстоятельства были оставлены

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение).

В соответствии с п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).

Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).

В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают гражданам - участникам подпрограммы доступ к сводным спискам получателей сертификатов путем размещения сведений о гражданах, включенных в эти списки, в доступных местах или на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 1 ст. 4 Закон Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом местного самоуправления. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего проживания.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24.04.2007 № 24 Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

27.05.2013 постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № 168 Шерстнева А.Р. снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

В сводном списке граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Орловской области в 2013 году Шерстнева А.Р. значилась под номером 21 (согласно поданному заявлению в 2012 году).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 было отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20.11.2013, по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет (т.1 л.д.57-63).

На основании постановления администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10.04.2014 № 129 Шерстнева А.Р. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от 24.04.2007 № 24, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В связи с этим Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Шерстнева А.Р. включена в сводный список на 2015 года по Орловской области граждан – участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под № 17 исходя из даты первоначальной постановки на учет – 24.04.2007.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что Шерстнева А.Р. была восстановлена в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии под № 17 исходя из даты первоначальной постановки на учет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для изменения порядка очередности, в связи с чем оставил исковые требования без удовлетворения.

При этом суд исходил из того, что в силу действующего законодательства выделение жилищных сертификатов осуществляется по мере выделения денежных средств из федерального бюджета в порядке установленной очередности, которая не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы истца.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как было указано выше, Шерстнева А.Р. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 была восстановлена в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.

Исходя из даты первоначальной постановки на учет – 24.04.2007, Шерстнева А.Р. была включена ответчиком в сводный список на 2015 года по Орловской области граждан – участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под номером 17.

Таким образом, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 установлено, что Шерстнева А.Р. имеет право на обеспечение жилищным сертификатом по мере выделения денежных средств из федерального бюджета в порядке установленной очередности с момента восстановления в сводном списке.

По указанным обстоятельствам доводы апелляционной жалобы о нарушениях очередности, допущенных при формировании списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Ходатайства стороны истца об истребовании оригиналов заявлений граждан, включенных в сводный список на 2015 год, разрешено судом в установленном законом порядке, при этом в его удовлетворении мотивированно отказано. Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела заявлений у судебной коллегии также не имеется.

Доводы жалобы о том, что прокуратурой неоднократно вносились представления в адрес ответчика по допущенным нарушениям по размещению единых и сводных списков граждан, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку данные обстоятельства прав и законных интересов Шерстневой А.Р. не нарушают.

Иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 16.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Самойлова Ю.С. Дело № 33-1171

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2017 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Жидковой Е.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шерстневой А.Р. к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании очередности незаконной и обязании выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционной жалобе Шерстневой А,Р, на решение Советского районного суда г. Орла от 16.02.2017, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения Шерстневой А.Р., ее представителя Дмитриевой Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области – Морозовой Ю.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Шерстнева А.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области об оспаривании очередности в сводном списке по Орловской области граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» за 2015 год.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем имеет право на получение жилья по федеральной целевой программе «Жилище».

Ссылалась, что в июне 2014 года обратилась в администрацию Орловского района с заявлением о включении в сводный список на получение сертификата на следующий планируемый год, однако в нарушение действующего законодательства ей не был предоставлен доступ к единому списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

По указанному факту истец обратилась в прокуратуру, по результатам проведенной проверки список был размещен в сети Интернет.

В соответствии с данным списком истец была включена в сводный список на 2015 год для получения жилищного сертификата под номером 17.

Полагала, что единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, был составлен с грубейшими нарушениями действующего законодательства, поскольку лишь истец своевременно подавала соответствующие заявления для получения жилищного сертификата в 2012, 2014-2016 годах, однако органом местного самоуправления они необоснованно не принимались.

Считает, что она единственная в установленном законом порядке своевременно подала заявление на получение сертификата, других заявлений граждан, указанных в списке, в администрации зарегистрировано не было, поэтому ее очередность должна быть под номером 1.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения требований, истец просила суд признать незаконной очередность в сводном списке по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» за 2015 год под номером 17; обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области установить очередность в сводном списке по Орловской области граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» за 2015 год под номером 1; обязать выдать жилищный сертификат.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Орла.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Шерстнева А.Р. просит отменить решение суда, как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Считает, что судом было необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство об истребовании оригиналов заявлений граждан, включенных в сводный список на 2015 год, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы на предмет установления давности их составления.

Указывает, что представленный суду список граждан-участников программы по обеспечению жильем не соответствует ранее размещенному в сети Интернет и приложенному к настоящему иску при его подаче.

Утверждает, что единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, составлен с нарушениями действующего законодательства в части очередности включения в него граждан.

Обращает внимание, что прокуратурой неоднократно вносились представления в адрес ответчика по допущенным нарушениям по размещению единых и сводных списков граждан, однако судом данные обстоятельства были оставлены

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (далее – Положение).

В соответствии с п. 3 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 9 Положения, для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства соответствующие документы.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).

Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, (например, гражданин был поставлен на учет как работающий гражданин, впоследствии стал пенсионером), им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан, то есть с даты написания соответствующего заявления).

В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению № 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 с приложением документов.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают гражданам - участникам подпрограммы доступ к сводным спискам получателей сертификатов путем размещения сведений о гражданах, включенных в эти списки, в доступных местах или на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу части 1 ст. 4 Закон Орловской области от 06.02.2006 N 573-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом местного самоуправления. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего проживания.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шерстнева А.Р. относится к числу граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 24.04.2007 № 24 Шерстнева А.Р. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и включена в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

27.05.2013 постановлением администрации Образцовского сельского поселения Орловского района № 168 Шерстнева А.Р. снята с учета с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

В сводном списке граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по Орловской области в 2013 году Шерстнева А.Р. значилась под номером 21 (согласно поданному заявлению в 2012 году).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 было отменено решение Орловского районного суда Орловской области от 20.11.2013, по делу постановлено новое решение, которым удовлетворены исковые требования Шерстневой А.Р. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области, Шерстнева А.Р. восстановлена в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет (т.1 л.д.57-63).

На основании постановления администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 10.04.2014 № 129 Шерстнева А.Р. была восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий с момента первоначальной постановки ее на учет постановлением администрации Образцовского сельского поселения от 24.04.2007 № 24, а также включена в Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В связи с этим Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Шерстнева А.Р. включена в сводный список на 2015 года по Орловской области граждан – участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под № 17 исходя из даты первоначальной постановки на учет – 24.04.2007.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что Шерстнева А.Р. была восстановлена в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии под № 17 исходя из даты первоначальной постановки на учет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для изменения порядка очередности, в связи с чем оставил исковые требования без удовлетворения.

При этом суд исходил из того, что в силу действующего законодательства выделение жилищных сертификатов осуществляется по мере выделения денежных средств из федерального бюджета в порядке установленной очередности, которая не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом права и интересы истца.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как было указано выше, Шерстнева А.Р. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 была восстановлена в очереди на получение и в сводном списке по Орловской области граждан-участников на получение жилищной субсидии, как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с момента первоначальной постановки ее на учет.

Исходя из даты первоначальной постановки на учет – 24.04.2007, Шерстнева А.Р. была включена ответчиком в сводный список на 2015 года по Орловской области граждан – участников подпрограммы по категории «пенсионеры» под номером 17.

Таким образом, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19.03.2014 установлено, что Шерстнева А.Р. имеет право на обеспечение жилищным сертификатом по мере выделения денежных средств из федерального бюджета в порядке установленной очередности с момента восстановления в сводном списке.

По указанным обстоятельствам доводы апелляционной жалобы о нарушениях очередности, допущенных при формировании списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Ходатайства стороны истца об истребовании оригиналов заявлений граждан, включенных в сводный список на 2015 год, разрешено судом в установленном законом порядке, при этом в его удовлетворении мотивированно отказано. Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела заявлений у судебной коллегии также не имеется.

Доводы жалобы о том, что прокуратурой неоднократно вносились представления в адрес ответчика по допущенным нарушениям по размещению единых и сводных списков граждан, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку данные обстоятельства прав и законных интересов Шерстневой А.Р. не нарушают.

Иные доводы апелляционной жалобы, не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 16.02.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстневой А.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1171/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шерстнева Альбина Рудольфовна
Ответчики
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
26.04.2017Судебное заседание
10.05.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее