Дело № (88RS0№-76)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Тихоновой В.А.,
с участием истца- прокуратуры <адрес> в лице помощника прокурора Белобородова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес>, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Суходуб Ирине Александровне о нарушении федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, возложении обязанности устранить данные нарушения,
у с т а н о в и л:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес>, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Суходуб Ирине Александровне о нарушении федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, возложении обязанности устранить данные нарушения.
В обосновании чего указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> соблюдения индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории <адрес>, требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ходе которого установлено, что индивидуальный предприниматель Суходуб И.А. имеет в собственности магазин «Кристалл», расположенный в <адрес>, пом.2, в котором осуществляет розничную торговлю продуктами питания и текстильной продукцией, в результате которого образуются отходы: мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли; пищевой продукции, напитков, табачных изделий. Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом. Частью 8 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок предоставления и контроля отчетности утвержден Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй вместе версией отчетности на магнитном носителе-представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. В нарушение требований названного законодательства учет отходов ИП Суходуб И.А. не ведется, отчетность не составляется, в уполномоченный орган сведения не предоставляются. Осуществление ИП Суходуб И.А. своей деятельности с нарушением природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
В судебном заседании помощник прокурора Белобородов И.В. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Индивидуальный предприниматель Суходуб И.А., извещенная о судебном заседании, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, возражения не предоставила.
Управление Росприроднадзора по <адрес> заявило об ошибочности привлечения органа к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ссылаясь на то, что создано как Межрегиональное управление Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>. Управление осуществляет свои функции в рамках установленных Положением о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>», утвержденным приказом Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым к полномочиям Управления относится осуществление федерального государственного экологического надзора. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» ответчик не относится к объектам, подлежащим федерльному государственному экологическому надзору, он является объектом регионального государственного экологического надзора. Согласно п.8 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления в государственный орган, осуществляющий контроль за исполнением требований природоохранного законодательства, каковым в данном случае является Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> (660009, <адрес>). Следовательно, в качестве надлежащего заинтересованного лица должен быть привлечен указанный орган.
Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>, привлеченное к участию в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя в суд не направил, доводы по иску не привел.
В соответствии с частью 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления") под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Законом "Об отходах производства и потребления") установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 14 Закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В силу ст. 19 Закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 8 ст. 18 Закона "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), который устанавливает требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 16938).
Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора (пункт 2 Порядка).
В силу пункта 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетный период составляет один календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункты 4, 5 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении (пункт 14 Порядка).
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка индивидуальными предпринимателя, соблюдения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении предпринимательской деятельности.
В ходе проведенной проверки установлено, что ИП Суходуб И.А. принадлежит на праве собственности магазин «Кристалл», расположенный в <адрес>, пом.2, в котором производится розничная торговля продуктами питания и текстильной продукцией, в результате которого образуются отходы производства и потребления I - V классов опасности: мусор от уборки территории (смет уличный) (код 7 35 100 00 00 0), отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (код 4 01 000 00 00 0).
В нарушение вышеприведенных норм индивидуальным предпринимателем учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов не ведется, отчетность об образовании отходов не составляется, в уполномоченный орган сведения не предоставляется.
Согласно объяснению ИП Суходуб И.А. от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, не отрицались.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес>, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Суходуб Ирине Александровне удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Суходуб Ирину Александровну произвести учет образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности отходов и предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> в сроки и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья Л.Н.Джимбеева