Решение по делу № 2-575/2019 (2-2004/2018;) ~ М-1860/2018 от 13.12.2018

Дело № 2-575/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ломоносов                        13 августа 2019 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Васёнкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Натальи Николаевны, Шебаршиной Светланы Александровны, Марасанова Виталия Борисовича, Казакова Александра Алексеевича, Швыдкой Валентины Викторовны, Гордеева Владимира Ивановича, Евгеньевой Марины Николаевны, Пятова Сергея Викторовича, Шкуротовской Инны Николаевны, Степанюк Владимира Николаевича, Маликовой Надежды Николаевны, Гавриловой Анны Викторовны, Попова Александра Степановича, Прокофьевой Надежды Михайловны к ООО «Главное управление жилищным фондом» об обязании произвести перерасчет платы за услуги и отменить начисления,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Смирнова Н.Н., Шебаршина С.А., Марасанов В.Б., Казаков А.А., Швыдкая В.В., Гордеев В.И., Евгеньева М.Н., Пятов С.В., Шкуротовская И.Н., Степанюк В.Н., Маликова Н.Н., Гаврилова А.В. обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Главное управление жилищным фондом» об обязании произвести перерасчет платы за услуги и отменить начисления.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что проживают в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес>, управляющей организацией является ООО «Главное управление жилищным фондом».

Решением Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен размер платы за содержание жилого помещения нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда на территории МО Лебяженское городское поселение, в том числе по указанному адресу в сумме 21,22 рубля за 1 кв. метр общей площади в отдельной квартире. Решение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. С этого момента всем жителям дома, в том числе и собственникам квартир, управляющей компанией ООО «Главное управление жилищным фондом» в квитанции указывается услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества стоимостью 21,22 за 1 кв. метр.

Поскольку управляющая компания не проводила никаких общих собраний по вопросу изменения раннее действующего тарифа в размере 3,29 рублей за 1 кв. метр, а орган местного самоуправления вправе, в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, устанавливать размер платы за содержание жилого помещения только если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, то, по мнению истцов, имеет место нарушение порядка установления размера платы за содержание жилого помещения. Нормами жилищного законодательства не предусмотрено одностороннее и самостоятельное изменение управляющей организацией платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Изменение этой платы в сторону увеличения было принято управляющей компанией самовольно в одностороннем порядке. Отмечается, что в размер платы за содержание жилого помещения включены работы и услуг, которые управляющая компанией никогда не оказывала и не оказывает, тогда как оплате подлежат только оказанные услуги. Таким образом, тариф 21,22 рубля значительно завышен. Поскольку фактически услуги по содержанию общего имущества не оказываются, а оплата за них подлежит перерасчету.

Кроме того, в исковом заявлении истцы указали, что АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - АО «ГУ ЖКХ») до ДД.ММ.ГГГГ являлось ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению жителям поселка Форт Красная Горка.

С ДД.ММ.ГГГГ Министерством Обороны РФ все водопроводные, канализационные сети, тепловые источники на территории <адрес>, раннее обслуживаемые АО «ГУ ЖКХ», были переданы в эксплуатацию ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ). Утверждение тарифов на тепловую энергию осуществляется ЛенРТК.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с апреля 2017 по август 2017 года оказывало услуги холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и теплоснабжения по тарифам не установленным ЛенРТК, а утверждены тарифы были только в августе 2017 года. Ресурсоснабжающая организация не имела права оказывать услуги без утвержденных тарифов, поскольку платежи должны начисляться либо с даты тарифного решения, либо дата исчисления отдельно должна быть прописана в тарифе, однако управляющая компания ООО «Главное управление жилищным фондом» выставила квитанции на оплату задолженности за период с апреля по август 2017 года.

В этой связи, истцы считают незаконным начисление управляющей компанией ООО «Главное управление жилищным фондом» задолженности по оплате коммунальных услуг, оказанных за период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2017 года.

Истцы просили обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет собственникам жилых помещений по адресу: <адрес> Горка, <адрес>, начислений за содержание и ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по раннее действующему тарифу.

Также истцы просили признать незаконным и отменить начисление ООО «Главное управление жилищным фондом» собственникам жилых помещений по указанному адресу задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2017 года.

К участию в деле в качестве соистцов были привлечены Попов А.С. и Прокофьева Н.М., представившие соответствующие заявления (л.д. 73, 105) и допущенные определениями суда, изложенными в протоколах судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-90, 147-149).

Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

В судебном заседании истцы Швыдкая В.В., Гордеев В.И., Евгеньева М.Н., Пятов С.В., Шкуротовская И.Н., Степанюк В.Н., Прокофьева Н.М., а также представитель истца Марасанова В.Б. – Марасанова О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 71), исковые требования поддержали.

Истцы Смирнова Н.Н., Шебаршина С.А., Марасанов В.Б., Казаков А.А., Маликова Н.Н., Гаврилова А.В., Попов А.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Истец Смирнова Н.Н., представляющая также интересы соистцов Шебаршиной С.А., Марасанова В.Б., Казакова А.А., Маликовой Н.Н., Гавриловой А.В., Попов А.С. на основании доверенностей (л.д. 9, 16, 17, 18, 19, 72), просила о рассмотрении дела свое отсутствие и в отсутствие доверителей (л.д.192).

Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель ответчика ООО «Главное управление жилищным фондом» Ярмоленко Е.А., действующий на основании доверенности (л.д. 142-144), в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д. 145-146).

В отзыве ответчик указал, что ООО «ГУЖФ» не согласно с исковыми требованиями. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ГУЖФ» и Министерством обороны Российской Федерации был заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации -УЖФ-02 (далее по тексту документа - Договор управления). В соответствии с п. 2.5 Договора управления, а также Приложения к Договору управления многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был передан в управление ООО «ГУЖФ».

Ответчиком был установлен тариф в размере 21,22 руб. с июня 2016 года по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ исх. ООО «ГУЖФ» обратилось в Администрацию муниципального образования Лебяженское городское поселение с просьбой установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников на основании предоставленных расчетов. В виду отсутствия ответа от Администрации ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГУЖФ» инициировало собрание собственников для установления тарифа. Однако кворум не был набран, собрание не состоялось.

ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ от Администрации, в котором ООО «ГУЖФ» было предложено руководствоваться тарифами, установленными Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда на территории МО Лебяженское городское поселение с ДД.ММ.ГГГГ».

В связи с тем, что на общем собрании собственников не было принято решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения, а также Администрацией не были утверждены тарифы для собственников, то для всех категорий жильцов применялся тариф, утвержденный решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ .

Также в 2017 году Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> уже запрашивал информацию по установлению тарифов для собственников жилья. ООО «ГУЖФ» сообщало, что общество применяло при начислении размер платы за содержание жилого помещения согласно Приложения к решению Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . Комитет государственного жилищного надзора и контроля <адрес> не выявил административных правонарушений в действиях ООО «ГУЖФ».

По поводу отмены начислений за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указано, что в связи с отсутствием утвержденных тарифов на поставку энергоресурсов до момента их утверждения, с целью соблюдения жилищного законодательства, жителям не производились начисления за фактически потребленные услуги. По решению Комитета по ЖКХ ЛО было принято решение о поэтапном доначислении платы за коммунальные услуги в бестарифный период (по тарифу предыдущей ресурсоснабжающей организации) населению за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (до момента утверждения тарифов).

Уведомление о решении доначисления коммунальных услуг населению было отражено заблаговременно, а именно за месяц до начисления, на обратной стороне квитанций, направленных всем жителям Ленинградской области. Также информация была в объявлениях, размещенных на информационных стендах и подъездах домов, а также во всех структурных подразделениях Ленинградской области ООО «ГУЖФ».

В этой связи ООО «ГУЖФ» просило отказать в осуществлении перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений за период с июня 2016 по сентябрь 2018 исходя из размера платы 3,29 руб. и снятии начислений за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

На основании п.1.1. Положения о комитете по тарифам и ценовой политике <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Комитет по тарифам и ценовой политике <адрес> (далее – ЛенРТК) является органом исполнительной власти <адрес> в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории <адрес> в пределах своей компетенции.

В Разделе 2 указанного Положения о ЛенРТК предусмотрены полномочия комитета по установлению тарифов на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду, водоотведение, а также контроль за применением регулируемых цен на территории <адрес>.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истцам Шебаршиной С.А., Марасанову В.Б., Казакову А.А., Швыдкой В.В., Гордееву В.И., Евгеньевой М.Н., Пятову С.В., Шкуротовской И.Н., Степанюк В.Н., Маликовой Н.Н., Гавриловой А.В., Попову А.С., Прокофьевой Н.М., каждому принадлежит на праве собственности жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

- Шебаршиной С.А. принадлежит <адрес> (л.д. 106);

- Марасанову В.Б. принадлежит <адрес> (л.д. 107, 108);

- Казакову А.А. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д. 168);

- Швыдкой В.В. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д. 109);

- Гордееву В.И. принадлежит <адрес> (л.д. 111, 112);

- Евгеньевой М.Н. принадлежит <адрес> (л.д. 113);

- Пятову С.В. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д. 170-172);

- Шкуротовской И.Н. принадлежит <адрес> (л.д. 114, 115);

- Степанюк В.Н. принадлежит 9/44 доли и 18/44 долей в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д. 118, 119-120, 121);

- Маликовой Н.Н. принадлежит <адрес> (л.д. 131);

- Гавриловой А.В. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д. 132);

- Попову А.С. принадлежит <адрес> (л.д. 133);

- Прокофьевой Н.М принадлежит <адрес> (л.д. 134, 135);

Указанное подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права, а также договора передачи жилых помещений в собственность граждан.

Истец Смирнова Н.Н. занимает <адрес> указанном многоквартирном доме на основании договора социального найма, о чем имеется отметка о регистрации в её паспорте.

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> <адрес>, осуществляет ответчик - управляющая организация ООО «Главное управление жилищным фондом», что не оспаривалось ответчиком, следует из содержания отзыва и иных представленных в дело документов.

Комитет по тарифам и ценовой политике <адрес> (далее – ЛенРТК) в письме от ДД.ММ.ГГГГ № КТ-4-474/2018 на обращение Евгеньевой М.Н. указал (л.д. 37-41), что ресурсоснабжающими организациями, оказывающими услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению жителям поселка Форт Красная <адрес>, являются:

- АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - АО «ГУ ЖКХ») до ДД.ММ.ГГГГ;

- ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) с ДД.ММ.ГГГГ.

Тарифы на тепловую энергию для населения, поставляемую в зоне теплоснабжения АО «ГУ ЖКХ» населению поселка Форт Красная <адрес> в 2017 году, установлены приказом ЛенРТК от ДД.ММ.ГГГГ -п в размере:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -2693,78 руб./Гкал;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2747,66 руб./Гкал.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению для населения, проживающего в военных городках на всей территории <адрес>.

Утверждение тарифов на тепловую энергию осуществляется ЛенРТК в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 190-ФЗ, подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

В связи с тем, что у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ нет раздельного учета по каждому источнику, величина тарифа определяется ЛенРТК в соответствии с заявлением организации исходя из суммарных расходов по всем поселениям, необходимых для производства и передачи тепловой энергии, распределенных на весь объем реализации услуг потребителям, то есть тарифы для ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в сфере теплоснабжения установлены едиными по предприятию.

Тариф на тепловую энергию, поставляемую населению, в зоне теплоснабжения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, установлен приказом ЛенРТК от ДД.ММ.ГГГГ -п на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2747,66 руб./Гкал. (сохранен на уровне тарифа, установленного для АО «ГУ ЖКХ»).

На 2017 год тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения АО «ГУ ЖКХ», оказываемые населению Ломоносовского муниципального района <адрес>, установлены приказом ЛенРТК от ДД.ММ.ГГГГ -пн в размере:

- холодное водоснабжение (питьевая вода)

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38,08 руб./куб.м.;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 38,27 руб./куб.м.;

- водоотведение

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24,14 руб./куб.м.;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24,43 руб./куб.м.

Установлены приказом ЛенРТК от ДД.ММ.ГГГГ -пн на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, оказываемые населению Ломоносовского муниципального района <адрес>, в размере:

- холодное водоснабжение - 38,27 руб./куб.м.;

- водоотведение - 24,43 руб./куб.м.

Установление тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения является обеспечение экономической обоснованности расходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Производственная программа ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по услугам водоснабжения и водоотведения сформирована в целом по Ломоносовскому муниципальному району <адрес>, а не по отдельным муниципальным образованиям.

ЛенРТК в результате анализа материалов, представленных ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по вопросу обоснования стоимости холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и отопления, применяемой ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в расчетах с ООО «ГУЖФ» в 2017 году, было установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с апреля 2017 года по август 2017 года оказывало услуги холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения и теплоснабжения по тарифам, не установленным ЛенРТК. Анализ представленных ООО «ГУЖФ» копий счетов-фактур за период с августа 2017 года по январь 2018 года, выставляемых ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в адрес ООО «ГУЖФ» показал, что расчеты за питьевую воду, тепловую энергию, водоотведение между ООО «ГУЖФ» и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляются исходя из установленных ЛенРТК тарифов.

В исковом заявлении истцы не оспаривали, что в период с апреля 2017 года по август 2017 года им были оказаны услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению, при этом указали, что тариф на эти услуги для ресурсоснабжающей организации ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не был установлен ЛенРТК, в связи с чем полагают, что произведенное ООО «ГУЖФ» доначисление платы за этот период после установления тарифа является незаконным и просят возложить на ответчика обязанность осуществить перерасчет.

В силу ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Из представленных истцами в материалы дела платежных документов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги усматривается, что в апреле, мае, июне 2017 года (л.д. 76, 77, 78, 84, 86) ответчиком не осуществлялось начисление платы за холодное водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение.

Перерасчет и доначисление платы истцам за период с апреля по август 2017 года, когда коммунальные услуги были оказаны, но не был утвержден тариф на коммунальные услуги для ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, осуществлено в декабре 2017 г., как усматривается из выставленных для оплаты платежных документов (л.д. 79, 81, 82, 83). Содержание платежного документа свидетельствует о том, что произведен перерасчет и доначисление за отопление исходя из тарифа 2747,66 руб./Гкал.

Таким образом, перерасчет и доначисление произведено по тарифу, установленному приказом ЛенРТК от ДД.ММ.ГГГГ -п для теплоснабжения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, который был сохранен на уровне прежнего тарифа, установленного для АО «ГУ ЖКХ».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что доначисление ответчиком – управляющей компанией ООО «ГУЖФ» платы за оказанную ресурсоснабжающей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ коммунальную услуг в период с апреля по август 2017 года, по вновь утвержденному тарифу, сохраненном на уровне прежнего тарифа, не противоречит положениям жилищного законодательства о необходимости оплаты потребленного коммунального ресурса, а также принципам соразмерности и экономической обоснованности расходов, понесенных на оказание такой услуги.

В этой связи суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным и отмене произведенных управляющей компанией ООО «Главное управление жилищным фондом» собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, начислений задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2017 года.

Что касается требований истцов о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет начислений за содержание и ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по раннее действующему тарифу, то суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Пунктом 17 Правил установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления, - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил).

В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирного доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен размер платы за содержание жилого помещения нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда на территории МО Лебяженское городское поселение, в том числе по адресу истцов в размере 21,22 рубля за 1 кв. метр общей площади в отдельной квартире (л.д. 31-35). Данное решение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

С этого момента всем жителям дома, в том числе и собственникам квартир, управляющей компанией ООО «ГУЖФ» услуга по содержанию и текущему ремонту общего имущества рассчитана по стоимости 21,22 за 1 кв. метр, что не оспаривалось ответчиком и подтверждается платежными документами.

Поскольку общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> Горка, <адрес>, не было принято решение об установлении размера платы содержание и ремонт жилого помещения, то применение управляющей компанией ООО «ГУЖФ» размера платы, установленного Решением Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для нанимателей жилых помещений, не противоречит положениям ст.ст. 156, 158 ЖК РФ, учитывая, что для собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме плата за содержание жилого помещения и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме одинакова.

В этой связи не имеется оснований для осуществления перерасчета начислений за содержание и ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ по раннее действующему тарифу – 3,29 рублей за 1 кв. метр.

Вместе с тем из представленного в материалы дела экономического обоснования для установления стоимости услуг и работ по содержанию общего имущества собственников помещений в указанному многоквартирном доме усматривается, что в стоимость были включены работы по очистке труб горячего водоснабжения и фасонных частей от нароста и грязи, укрепление водосточных труб, колен и воронок, тогда как в этом многоквартирном жилом доме отсутствует горячее водоснабжения, водостоки и соответствующие коммуникации, что не оспорено ответчиком, усматривается из платежных документов о неначислении платы за услугу горячего водоснабжения, а также подтверждается фотографиями дома (л.д. 46-52).

В силу ч. 10 ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения.

Согласно вышеназванных Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 6)

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п. 7).

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15).

Согласно п. 10 указанных Правил случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в указанном пункте Правил.

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Таким образом, из анализа указанных выше положений закона следует, что перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения может быть произведен на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.

Поскольку п. 16 Правил носит отсылочный характер, он не содержит запрета собственнику жилого помещения представлять суду любые доказательства, подтверждающие факт непредоставления услуг либо предоставления услуг ненадлежащего качества организацией, оказывающей такие услуги.

В силу статьи 56 ГПК РФ процессуальная обязанность представить доказательства в подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества лежит на истце (потребителе), что согласуется и с положениями статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», предоставляющей потребителю различные правомочия по защите своих прав только в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и заявления об этом.

Акты о невыполнении работ, о выполненных работах ненадлежащего качества, составленные надлежащим образом и в установленном порядке, отсутствуют.

Вместе с тем, в материалах дела имеется предписание от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> в адрес ООО «ГУЖФ», из которого усматривается, что названная управляющая компания допустила ряд нарушений лицензионных требований при оказании услуг и выполнении работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме по адресу: <адрес> <адрес>, а именно: не была обеспечена необходимая эксплуатация внутридомового электрооборудования, на лестничной клетки в окне отсутствовала вторая рама, на лестнице мусор, отсутствует напольная плитка, частично отсутствуют элементы ограждения лестничного марша, на стенах и потолке частичное отслоение и повреждение окрасочного слоя, козырьки над входом в подъезды имеют частичные разрушения и иные недостатки (л.д. 196-197).

То обстоятельство, что названное предписание в установленном законно порядке не отменено, свидетельствует о том, что имеет место быть факт предоставления ООО «ГУЖФ» услуг ненадлежащего качества.

В этой связи, а также учитывая установленные судом обстоятельства, в том числе касающиеся факта экономической необоснованности размера платы за содержание и ремонт общего имущества, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования лишь в части возложения обязанности на ООО «ГУЖФ» произвести перерасчет начислений платы за содержание и ремонт общего имущества, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия настоящего решения суда, в отношении жилых помещений истцов, с учетом отсутствия в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, горячего водоснабжения, водостоков и соответствующих коммуникаций, а также с учетом нарушений, указанных в Предписании Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, выявленных в действиях ООО «ГУЖФ» при содержании общего имущества в указанном доме.

Заявление Смирновой Н.Н., действующей в интересах Евгеньевой М.Н. по доверенности (л.д. 12), о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 30000 рублей понесенных Евгеньевой М.Н. на оказание юридических услуг (л.д. 104), в подтверждение которых представлены чеки на эту сумму и договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Принцип права» (л.д. 140-141), не подлежат возмещению, поскольку из содержания договора не следует связь между понесенными указанным лицом издержками и настоящим делом, учитывая, что в обязанности поверенного входило, помимо консультирования и анализа ситуации, подготовка жалобы, претензии к ООО ГУ ЖФ, проекта иска в Санкт-Петербургский гарнизонный суд, которые не представляется возможным отождествить с услугами, оказанными по настоящему делу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Смирновой Натальи Николаевны, Шебаршиной Светланы Александровны, Марасанова Виталия Борисовича, Казакова Александра Алексеевича, Швыдкой Валентины Викторовны, Гордеева Владимира Ивановича, Евгеньевой Марины Николаевны, Пятова Сергея Викторовича, Шкуротовской Инны Николаевны, Степанюк Владимира Николаевича, Маликовой Надежды Николаевны, Гавриловой Анны Викторовны, Попова Александра Степановича, Прокофьевой Надежды Михайловны удовлетворить частично.

Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет начислений платы за содержание и ремонт общего имущества, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия настоящего решения суда, в отношении жилых помещений истцов Смирновой Натальи Николаевны, Шебаршиной Светланы Александровны, Марасанова Виталия Борисовича, Казакова Александра Алексеевича, Швыдкой Валентины Викторовны, Гордеева Владимира Ивановича, Евгеньевой Марины Николаевны, Пятова Сергея Викторовича, Шкуротовской Инны Николаевны, Степанюк Владимира Николаевича, Маликовой Надежды Николаевны, Гавриловой Анны Викторовны, Попова Александра Степановича, Прокофьевой Надежды Михайловны, с учетом отсутствия в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, горячего водоснабжения, водостоков и соответствующих коммуникаций, а также с учетом нарушений, указанных в Предписании Комитета государственного жилищного надзора и контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, выявленных в действиях ООО «Главное управление жилищным фондом» при содержании общего имущества в указанном доме.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также требований Евгеньевой Марины Николаевны о взыскании судебных расходов за оказание юридических услуг – отказать.

Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в местный бюджет МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> государственную пошлину в размере 4200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 августа 2019 года.

    Судья:                            А.С. Смирнов

13.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2018Передача материалов судье
18.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2019Предварительное судебное заседание
21.03.2019Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
18.07.2019Судебное заседание
13.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее