Дело № 2-2698/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «19» августа 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующий – судья Лукашенок Е.А.,
при секретаре – Петухове С.В.
с участием прокурора – ст. пом. прокурора Свириденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорвиной Натальи Николаевны к Территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края о признании решения № 36/131 от 27.06.2014 г. незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Сорвина Н.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения № 36/131 от 27.06.2014 г. с приложением, как нормативно-правового акта территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края.
Требования мотивированы тем, что в нарушение Постановления Центризбиркома РФ от 13.06.2012 г. № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, утвержденного оспариваемым решением № 36/131 от 27.06.2014 г., не соответствует предъявляемым к данной форме требованиям, в частности, отсутствует графа «номер папки». Кроме того, данное решение не было опубликовано официально для всеобщего сведения, что противоречит ст. 15 Конституции РФ, неопубликованные нормативные акты не подлежат применению.
В судебном заседании заявитель Сорвина Н.Н. свои требования поддержала по изложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения в соответствии с изложенным, дополнительно пояснив, что в отношении нее, как помощника Уполномоченного по правам человека Красноярского края в п. Кедровый, существует предвзятое, неприязненное отношение территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края, при отсутствии в указанном решении, утвердившим форму протокола об итогах сбора подписей избирателей, графы номер папки, на этом основании были признаны недействительными все подписи в ее поддержку как кандидата в депутаты. Она неоднократно, как помощник Уполномоченного по правам человека обращалась к главе п. Кедровый, с просьбой предоставить все выпуски газеты «Вести Кедрового», однако так и не получила на это ответ. В избирательную комиссию о разъяснении порядка оформления протокола не обращалась. Считает, что в случае публикации данного решения могла предоставить документы в избирательную комиссию без недостатков. Представленная председателем ТИК п. Кедровый копия номера «Вести Кедрового» не подтверждает публикацию оспариваемого решения, поскольку данного номера в свободном доступе не имеется, не подтверждено иными доказательствами, что публикация действительно имела место, на ее обращения в администрацию о выдаче копий газеты «Вести Кедрового» хотя бы в электронном виде, ответа не получила, из чего делает вывод, что данная газета не издается.
Представитель территориальной избирательной комиссии п. Кедровый – председатель Федорук А.М. (полномочия проверены), возражал против заявленных требований, пояснив, что требования закона нарушены не были, поскольку указанное Постановление ЦИК от 13.06.2012 г. № 128/986-6 носит рекомендательный характер, при этом закон обязывает ТИК принимать свою форму протокола об итогах сбора подписей, указанная графа «номер папки» не включена в форму в связи с небольшим количеством избирателей на территории п. Кедровый, при подаче документов в избирательную комиссию п. Кедровый нет необходимости заводить папки подписных листов, поскольку по нормам закона, требуется представить не менее 10, но не более 14 подписей избирателей, тогда как папка предусматривает размещение в ней до 1 000 подписей. Поэтому при утверждении формы протокола об итогах сбора подписей было принято решение об исключении данной графы, поскольку фактически она не заполняется. При этом отсутствие сведений о папке не исключает обязанность кандидата предоставить подписные листы прошнурованными и пронумерованными. Само решение № 36/131 от 27.06.2014 г., было опубликовано в предусмотренном уставом п. Кедровый официальном издании – газете «Вести Кедрового», а именно в номере № 10(144) от 10.07.2014 г. Кроме того, заявитель мог обратится непосредственно в избирательную комиссию за разъяснениями, решениями, ему было бы предоставлено указанное решение, другие решения и даны необходимые разъяснения. При этом отмечает, что у других почти 60 кандидатов сложности при оформлении указанного протокола не возникли, следовательно информация об оформлении протокола об итогах сбора подписей не является закрытой, как указывает заявитель. Просил отказать заявителю в его требованиях в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, а также заключение пом. прокурора Свириденко А.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать в связи с отсутствием нарушения действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Статьей 25 Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» предусмотрено самовыдвижение кандидатов путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В поддержку самовыдвижения кандидатов должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном пунктом 8 статьи 24 настоящего Закона.
Согласно ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
В соответствии ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.
Статья 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры (ч. 15, 16).
Статьей 28. Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» предусмотрено после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (ч. 8).
Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» (ст. 2.1) форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается решением избирательной комиссии, организующей выборы. В протоколе должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество кандидата, в чью поддержку собираются подписи; номер папки; количество листов в папке; количество подписей в папке. Форма списка лиц, осуществлявших сбор подписей (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации), может быть установлена избирательной комиссией, организующей выборы. В части оформления папок с подписными листами рекомендуется: формировать папки таким образом, чтобы каждая папка содержала определенное количество подписей избирателей, не превышающее 1000 подписей (применение такой рекомендации позволит установить папку как наиболее удобную единицу случайной выборки); на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей; нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки; подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные; концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).
Как следует из пояснений сторон, материалов дела, от кандидата в депутаты Сорвиной Н.Н. территориальной избирательной комиссией п. Кедровый Красноярского края 03.08.2014 года были приняты подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты Сорвиной Н.Н.
Согласно ведомости проверки подписных листов от 07.08.2014 г. все 12 подписей в поддержку выдвижения Сорвиной Н.Н. признаны недействительными, на основании п. 16 ст. 37 и приложения № 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Оба листа с подписями избирателей не были сброшюрованы и пронумерованы. Данное нарушение, как следует из пояснений заявителя, возникло по причине того, что она руководствовалась при подготовке подписных листов формой протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, утвержденной решением территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края от 27.06.2014 г. № 36/131, выданной ей в качестве образца территориальной избирательной комиссией пос. Кедровый Красноярского края. При этом данная форма не соответствует Методическим рекомендациям ЦИК, а территориальной избирательной комиссией впоследствии были установлены нарушения в оформлении подписных листов.
Доводы заявителя, что данные нарушения не были бы ею допущены, если бы представленная ей форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, утвержденная решением территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края от 27.06.2014 г. № 36/131, соответствовала Постановлению ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», и было бы официально опубликовано в средствах массовой информации, не могут быть приняты судом, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.
Указанное оспариваемое заявителем решение территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края от 27.06.2014 г. № 36/131, которым была утверждена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, было опубликовано в официальном издании п. Кедровый «Вести Кедрового», № 10 (144) от 10.07.2014 г., что подтверждается копией № 10 (144) от 10.07.2014 г. данной газеты, издаваемой тиражом 90 экземпляров, распространяемой в организациях и учреждениях п. Кедровый, где, наряду с другими решениями, на 5 странице размещено указанное решение от 27.06.2014 г. № 36/131. Доводы заявителя об отсутствии ответа на ее заявления о предоставлении ей номеров газеты «Вести Кедрового» за 2013, 2014 гг., не подтверждает отсутствие публикации данных номеров, и отсутствие публикации оспариваемого решения от 27.06.2014 г. № 36/131, кроме того, предусмотренный законодательством срок дачи ответа органами исполнительной власти до дня рассмотрения настоящего заявления не истек, поскольку первое из указанных заявлений было подано главе администрации п. Кедровый 28.07.2014г. В территориальную избирательную комиссию п. Кедровый, как следует из пояснений заявителя, она с заявлением не обращалась.
Требование заявителя об отмене решения территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края от 27.06.2014 г. № 36/131, на том основании, что утвержденная им форма не соответствует методическим рекомендациям ЦИК, также не может быть принята судом в качестве основания к отмене данного решения. Как следует из пояснений председателя территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края, и как поясняет сама заявительница, по причине малого числа избирателей, нет необходимости в оформлении папок документов, поскольку подписные листы не превышают пяти, при этом как федеральным законодательством, так и законом Красноярского края о выборах, предусмотрена обязанность избирательных комиссий утверждать форму протокола об итогах сбора подписей избирателей (ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ст. 28. Закона Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»). При этом той же ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Требование о формировании папки законодатель не установил. С учетом того, что общие методические рекомендации установлены для всей территории РФ, являются унифицированными, суд не находит не соответствующим законодательству утвержденную территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края форму протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, которая не содержит графы «номер папки», поскольку как таковые папки не заводятся, листы предоставляются в сброшюрованном и пронумерованном виде, в размере не превышающим 1 000 подписей.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку доводы заявителя не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, оспариваемое решение было официально опубликовано, в официальном издании п. Кедровый, сама форма в виде строгого бланка не утверждена законодательством, оформление данной формы носит рекомендательный характер, законодательством предусмотрена обязанность каждой избирательной комиссии утверждать и принимать свою форму протокола об итогах сбора подписей избирателей, с учетом рекомендаций Постановления ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации».
В связи с изложенным, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований Сорвиной Н.Н., о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии пос. Кедровый Красноярского края от 27.06.2014 г. № 36/131, которым была утверждена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, поскольку судом не установлено нарушений закона, допущенных при его принятии и опубликовании.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорвиной Натальи Николаевны к Территориальной избирательной комиссии п. Кедровый Красноярского края о признании решения № 36/131 от 27.06.2014 г. незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2014 г.
Судья: Е.А. Лукашенок