Решение по делу № 2-6129/2019 ~ М-5638/2019 от 09.10.2019

48RS0001-01-2019-006633-44

Производство № 2-6129/2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2019 года                              г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Устиновой Т.В.,

при секретаре Левчук Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Елецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» (ОКУ «Липецкавтодор») о понуждении провести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Елецкого района Липецкой области обратился в суд с иском к ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» (ОКУ «Липецкавтодор») о понуждении провести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования, указывая, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Елецкого муниципального района Липецкой области. В нарушение Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог ответчиком не определены параметры и характеристики автомобильных дорог, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильных дорог (технический уровень автомобильных дорог); параметры и характеристики автомобильных дорог, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильных дорог, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильных дорог (эксплуатационное состояние автомобильных дорог); характеристики автомобильных дорог, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильных дорог). Согласно представленной ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» информации от 13.09.2019г. №2380, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения Елецкого района полностью не завершена. В связи с чем прокурор просит обязать ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения в границах Елецкого муниципального района, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области: Маяк-Волчье-Крутое-Нижний Воргол-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-303), Пажень-Березовка (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-305), Рябинки-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-308), Хмелевое-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-309), Маяк-Афанасьево (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-311).

Прокурор Елецкого района Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, с исковыми требованиями не согласился, указал, что диагностика дорог проведена и приложена к материалам дела.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В силу ст. 30 приведенного Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Во исполнение вышеуказанных норм законодательства прокурор Елецкого района Липецкой области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, являющихся пользователями автомобильными дорогами.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая, в числе прочего, принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, относятся светофоры, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, а также сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно с. ч. 1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортноэксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог (ч. 4 ст. 17).

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" (далее - Порядок) и определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее - транспортноэксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов

В соответствии с п.2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в РФ независимо от их форм собственности и значения. Согласно п.З Порядка в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением

Из материалов дела следует, что Прокуратурой района на основании задания прокуратуры области в феврале 2019 года проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что проведенное ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» обследование автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Елецком районе Липецкой области (акт от 14.08.2018г.) проведено не в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150.

Согласно постановлению Администрации Липецкой области от 14 декабря 2016 г. N495 "О создании областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области" основной целью деятельности областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области" является обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе:

контроль качества выполненных работ по проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

организация всех видов технического обследования и лабораторного контроля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

обеспечение весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 05.04.2017 года к государственному контракту от 30.03.2017 № 6-СОД ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" является государственным заказчиком по государственному контракту № 6-СОД на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, сооружений на них и мероприятий по безопасности дорожного движения в 2017-2019 годах в Елецком, Краснинском, Задонском и Становлянском районах Липецкой области.

В ходе проведения проверки было выявлено, что ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» составлен акт не на каждую, а на все дороги общего пользования регионального значения в Елецком районе, в акте обследования автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Елецком районе Липецкой области от 14.08.2018г. ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в нарушение Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150, не определены параметры и характеристики автомобильных дорог, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильных дорог (технический уровень автомобильных дорог); параметры и характеристики автомобильных дорог, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильных дорог, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильных дорог (эксплуатационное состояние автомобильных дорог); характеристики автомобильных дорог, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильных дорог).

В целях устранения выявленных нарушений 28.02.2019г. в адрес директора ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» прокурором района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В письме ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» от 03.04.2019г. №696 на внесенный акт прокурорского реагирования сообщалось, что ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» оценка технического состояния автомобильных дорог регионального значения Елецкого района за период 2018- 2019 года еще не завершена.

Согласно представленной ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» информации от 13.09.2019г. №2380, оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения Елецкого района полностью не завершена. По состоянию на 10.09.2019г. ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» выполнило диагностику только 9 автомобильных дорог регионального значения Елецкого района.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.3.26 Устава ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» учреждение в соответствии с требованиями нормативных документов проводит осмотр, диагностику, испытание автомобильных дорог и искусственных сооружений. Одной их целей ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» является организация всех видов технического обследования и лабораторного контроля автомобильных дорог.

Согласно п.4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже 1 раза в год.

В силу п. 5 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог должна проводится диагностика автомобильных дорог. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.

Кроме того, указанным Порядком определены виды диагностики автомобильных дорог, параметры и характеристики автомобильных дорог, подлежащие определению в процессе диагностики.

В процессе диагностики автомобильных дорог согласно п. 6 Порядка определяются:

параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна;

- габарит приближения;

- длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;

- протяженность подъемов и спусков;

- продольный и поперечный уклоны;

- высота насыпи и глубина выемки;

- габариты искусственных дорожных сооружений;

- наличие элементов водоотвода;

- наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

- продольная ровность и колейность дорожного покрытия;

- сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;

- прочность дорожной одежды;

- грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;

- объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги):

- средняя скорость движения транспортного потока;

- безопасность и удобство движения транспортного потока;

- пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;

- среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;

- способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;

- степень воздействия дороги на окружающую среду.

В соответствии с п. 7 Порядка, по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: 1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.

В нарушение требований законодательства, ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в Порядке, утвержденном приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" не проводилась оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения в границах Елецкого муниципального района, включенной в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области:

- Маяк-Волчье-Крутое-Нижний Воргол-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-303);

- Пажень-Березовка (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-305);

- Рябинки-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-308);

- Хмелевое-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-309);

Маяк-Афанасьево (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-311).

Поскольку определение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, непосредственно связано с обеспечением сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, а, следовательно, с обеспечением безопасности дорожного движения, поскольку без проведения оценки технического состояния дороги нельзя судить о ее безопасности для участников дорожного движения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Елецкого района Липецкой области о возложении обязанности на ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения в границах Елецкого муниципального района, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области: Подъезд к с. Воронец - от к а/д Елец - ст.Хитрово - Воронец (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-284); Красный Хутор - прим. к а/д Елец - ст. Хитрово -Воронец (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-287); Петровские Круги - прим. к а/д Елец - ст. Хитрово - Воронец (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-288).

Вместе с тем со стороны ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» (ОКУ «Липецкавтодор») суду были представлены: отчет по результатам диагностики автомобильной дороги общего пользования регионального значения Маяк-Вольчье-Крутое-Нижний Воргол – Ключ Жизни на участке КМ 0+000-КМ 20+920 в Елецком районе Липецкой области, отчету по результатам диагностики автомобильной дороги общего пользования регионального значения Пажень-Березовка на участке КМ 0+000-КМ 4+780 в Елецком районе Липецкой области; отчет по результатам диагностики автомобильной дороги общего пользования регионального значения Рябинки- примыкающая к автодороге Маяк-Ключ Жизни на участке КМ 0+000-КМ 4+460 в Елецком районе Липецкой области; отчет по результатам диагностики автомобильной дороги общего пользования регионального значения Хмелевое – примыкающая к автодороге Маяк-Ключ Жизни на участке КМ 0+000-КМ 2+870 в Елецком районе Липецкой области, отчет по результатам диагностики автомобильной дороги общего пользования регионального значения Маяк-Афанасьево на участке км 0+000-КМ 11+180 в Елецком районе Липецкой области, из которых следует, что на момент рассмотрения дела работы по проведению оценки и диагностики технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения в границах Елецкого муниципального района, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области: Маяк-Волчье-Крутое-Нижний Воргол-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-303), Пажень-Березовка (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-305), Рябинки-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-308), Хмелевое-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-309), Маяк-Афанасьево (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-311) выполнены в полном объеме.

Принимая во внимание тот факт, что требования прокурора Елецкого района Липецкой области исполнены до постановки судебного решения, суд считает возможным решение в данной части также в исполнение не приводить.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку и диагностику технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения в границах Елецкого муниципального района, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области: Маяк-Волчье-Крутое-Нижний Воргол-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-303), Пажень-Березовка (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-305), Рябинки-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-308), Хмелевое-прим. К а/д Маяк-Ключ Жизни (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-309), Маяк-Афанасьево (идентификационный номер 42 ОП РЗ 42К-311).

В связи с исполнением ответчиком требований прокурора Елецкого района Липецкой области до постановки судебного решения, решение в исполнение не приводить.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий      Т.В. Устинова

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2019 года.

2-6129/2019 ~ М-5638/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Елецкого района
Ответчики
ОКУ "Липецкавтодор"
Суд
Советский районный суд г. Липецка
Судья
Устинова Т. В.
09.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2019[И] Передача материалов судье
11.10.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
05.11.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
05.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019[И] Судебное заседание
03.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее