Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-291/2018 ~ М-320/2018 от 29.08.2018

Дело № 2-291/2018

Поступило 29.08.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2018 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Фомича Д.П.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием прокурора Кудряшовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах Воронина В.А. к администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кожевниковского района обратился в суд с иском в интересах Воронина В.А., <дата> рождения, к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, мотивируя тем, что Воронин В.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Кожевниковского районного суда от 21.08.2007 года мать Воронина В.А. – ФИО1 признана недееспособной. В свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк.

<дата> ФИО1 умерла.

Постановлением главы администрации Кожевниковского района № 742 от 07.11.2017 года над Ворониным В.А. установлена предварительная опека в лице ФИО2

В 2017 году Воронин В.А. окончил обучение в .....

В настоящее время Воронин В.А. проживает у своей тети, собственного жилья не имеет.

Право собственности Воронина В.А. в ОГБУ «ТОЦИК», Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области не зарегистрировано.

Постановлением администрации Кожевниковского сельского поселения от 11.07.2018 года № 149 Воронин В.А. включен в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Кожевниковского сельского поселения.

В результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены жилищные права истца, гарантированные ст. 40 Конституции РФ и ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Прокурор района просил обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения предоставить Воронину В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м. общей площади, за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании процессуальный истец Кудряшова Н.А. иск поддержала полностью.

Материальный истец – Воронин В.А. исковые требования поддержал полностью, просил дело рассмотреть без его участия, о чем указал в заявлении.

Представитель ответчика – Глава Администрации Кожевниковского сельского поселения Пономаренко М.В. просил дело рассмотреть без его участия, решение принять в соответствии с действующем законодательством, о чем представил заявление.

Представитель третьего лица - Администрации Томской области Грачева О.С., действующая по доверенности, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, в отзыве указала, что возражает против удовлетворения исковых требований. Свои возражения обосновала тем, что в соответствии с пунктом 4.1 Порядка предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденных Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № 562 «а», специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списками муниципальных районов, городских округов. Действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление администрацией сельского поселения жилого помещения Воронину В.А. может повлечь нарушение прав иных лиц этой же категории, имеющих право на предоставление жилого помещения, и состоящих в списке на получение жилья ранее Воронина В.А. Представитель Администрации Томской области полагает, что права и законные интересы Воронина В.А. не нарушены, поскольку она включена в соответствующий Список. Просила также учесть, что в областном бюджете не предусмотрены дополнительные ассигнования для МО «Кожевниковское сельское поселение» на одномоментное предоставление жилых помещений всем лицам из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Кожевниковское сельское поселение».

В соответствии с частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца, ответчика и третьего лица - администрации Томской области.

Рассмотрев дело, заслушав объяснения процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституци Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище и устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Кроме этого Конституцией закреплено, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 15), вступившего в законную силу с 01.01.2013, предусмотрено, действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного Кодекса (в редакции настоящего федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если не реализовано принадлежащее право указанной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ст. 98.1. Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно свидетельству о рождении, Воронин В.А. родился <дата>, мать – ФИО1., отец – прочерк.

Решением Кожевниковского районного суда от 21.08.2007 года Воронина А.М. признана недееспособной.

<дата> ФИО1 умерла.

Постановлением главы администрации Кожевниковского района № 742 от 07.11.2017 года над Ворониным В.А. установлена предварительная опека в лице ФИО2

В 2017 году Воронин В.А. окончил обучение в ....

В настоящее время Воронин В.А. зарегистрирован и проживает <адрес>, собственного жилья не имеет.

Постановлением администрации Кожевниковского района №149 от 11.07.2018 года Воронин В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выписками из ОГБУ «ТОЦИК» от 23.08.2018 года, ЕГРП от 10.07.2018 года подтверждено отсутствие у Воронина В.А. зарегистрированного права собственности на жилое помещение по Кожевниковскому району и в Томской области.

Согласно постановлению Кожевниковского сельского поселения от 12.10.2007 года № 43, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения установлена в размере не менее 17,0 кв. метров.

В силу ФЗ № 159 полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот из числа указанной категории отнесено к государственному полномочию, осуществление которого находится в компетенции органов исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области";

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;

по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;

принимают решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» на основании ходатайства органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

принимают решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключают с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения.

Поскольку Воронин В.А. не реализовал право принадлежащее ему на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с приведенными выше нормами законодательства истец должен быть обеспечен жилым помещением в пределах территории Кожевниковского муниципального района Томской области, при этом обязанность по обеспечению Воронина В.А. жилым помещением должна быть возложена на администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области.

Доводы представителя Администрации Томской области о том, что предоставление Воронину В.А. жилого помещения приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих таким же правом на предоставление жилого помещения, и состоящих в списке на получение жилья ранее истца, суд считает несостоятельными и основанными на неправильном толковании закона, поскольку пунктом 6.1 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № 562 «а», установлено, что при достижении лицом из числа детей-сирот, включенным в Список муниципальных районов, городских округов, возраста 18 лет уполномоченный орган поселения, городского округа для получения согласия указанного лица из числа детей-сирот на предоставление специализированного жилого помещения направляет указанному лицу из числа детей-сирот заказным письмом с уведомлением либо выдает лицу из числа детей-сирот под роспись предложение о предоставлении специализированного жилого помещения.

Определением Верховного Суда РФ от 29.01.2014 № 88-АПГ13-8 признан не действующим пункт 5 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений», утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 г. № 562 «а», который устанавливал очередность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.

Вынесение судом решения об удовлетворении иска не может привести к нарушению прав иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят в списке на получение жилья ранее Воронина В.А., поскольку предоставление жилого помещения истцу не освобождает органы исполнительной власти и местного самоуправления Томской области, наделенные соответствующими полномочиями, от обязанности по обеспечению жилыми помещениями иных лиц из указанной категории, обладающих таким же правом, в установленные сроки.

Исходя из буквального понимания требований ст. 109.1 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ-№ 15 от 28.12.2016, предусматривающих предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Предоставление специализированных жилых помещений, в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение специализированно жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди.

Суд учитывает, что на момент постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, Воронин В.А. являлся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что жилое помещение за ним не закреплено, отвечающего учетным нормам жилого помещения на праве собственности, либо на условиях социального найма она не имеет, на день разрешения спора специализированным жилым помещением по договору найма не обеспечена, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.

Утверждение представителя Администрации Томской области о том, что права и законные интересы Воронина В.А. не нарушены, суд находит необоснованными, поскольку он достиг совершеннолетия, с 17.08.2018 года состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159 и ст. 5 Закона Томской области № 28 – ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Томской области. ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ установлено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций.

При изложенных обстоятельствах иск прокурора Кожевниковского района Томской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 Жилищного Кодекса РФ, ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Кожевниковского района в интересах Воронина В.А. удовлетворить.

Обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить Воронину В.А., <дата> рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.П. Фомич

2-291/2018 ~ М-320/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронин Владимир Александрович
Прокурор Кожевниковского района Томской области
Ответчики
Администрация Кожевниковского сельского поселения
Другие
Администрация Томской области
Суд
Кожевниковский районный суд Томской области
Судья
Фомич Д.П.
Дело на странице суда
kozhevnikovsky--tms.sudrf.ru
29.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2018Передача материалов судье
30.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2018Подготовка дела (собеседование)
06.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2018Судебное заседание
06.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2018Дело оформлено
12.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее