63RS0039-01-2023-003889-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4746/2023 по административному исковому заявлению Зобова Павла Владимировича к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения,
установил:
Зобов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, являющегося муниципальной собственностью.
В обоснование заявления указано, что административный истец обратился в адрес Администрации г.о. Самара с заявлениями от 07.02.2022 и от 27.12.2022 на имя Главы городского округа Самары о предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, площадью 1735,00 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявления указал, что на основании договора купли-продажи является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания, площадью 391,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное здание расположено в границах земельного участка площадью 1735,00 кв.м с кадастровым номером №.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 14.03.2023 №193 в предоставлении в собственность земельного участка отказано в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствий с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без торгов.
Административный истец полагает, что основание для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, изложенное в оспариваемом постановлении, не основано на законе, поскольку вывод административного ответчика о том, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости, сделан без учета распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 07.02.2008 №134 «Об утверждении проекта границ земельного участка, занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией, расположенного по адресу: Барбошина поляна, Девятая просека, Вторая линия в Промышленном районе». Указанное Распоряжение послужило основанием к формированию границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации нежилого здания с кадастровым номером №
Ссылаясь на изложенное, просит признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Зобова П.В. постановление Администрации городского округа Самара от 21.04.2023 №369 «Об отказе Зобову Павлу Владимировичу в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: <адрес>»; обязать Администрацию городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Зобова П.В., направив в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, площадью 1735,00 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Мартынова Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Администрации г.о. Самара Авдонина Н.В. возражала против удовлетворения административного иска, полагая оспариваемое решение законным.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самары не явился, извещен, отзыв не представил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания, площадью 391,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное здание расположено в границах земельного участка площадью 1735,00 кв.м с кадастровым номером №, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Административный истец обратился в адрес Администрации г.о. Самара с заявлениями от 07.02.2022 и от 27.12.2022 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 14.03.2023 №193 в предоставлении в собственность земельного участка отказано на основании подп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствий с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без торгов.
В обоснование отказа указано, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером №, принадлежащего заявителю на праве собственности, и заявитель не подтвердил наличие оснований для приобретения в собственность за плату без проведения торгов обозначенного земельного участка указанной площадью для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Представленное заявителем градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка не содержит аргументированных доводов о необходимости использования части испрашиваемого земельного участка, не занятой объектом капитального строительства, не доказывает, что испрашиваемая площадь земельного участка необходима для эксплуатации соответствующего объекта недвижимости и, как следствие, не подтвердил наличие у заявителя исключительного права на приобретение испрашиваемого земельного участка заявленной площадью, предусмотренного ст. 32.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Положения ст. 39.3 ЗК РФ (п.п.1-2) предусматривают, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что лицо, которому на праве собственности принадлежит здание, строение сооружение, имеет право на приобретение земельного участка в собственность, занятого объектом недвижимости, площадью, необходимой для его использования. При этом лицо, претендующее на приобретение земельного участка большей площадью, должно представить доказательства того, что для использования здания, строения, сооружения необходим земельный участок испрашиваемой площади.
В целях определения площади земельного участка, необходимой и достаточной для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером №, по ходатайству административного истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Проектное бюро».
Из заключения эксперта по результатам судебной строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Проектное бюро», следует, что на исследуемом земельном участке площадью 1735,00 кв.м с кадастровым номером № расположено нежилое здание 1973 год постройки, назначение: предоставление коммунальных услуг (гараж, котельная, прачечная), здание законсервировано, в настоящее время не используется. Площадь застройки земельного участка составляет 504,58 кв.м. Планировочное решение нежилого здания при его эксплуатации с учетом функционального назначения требует устройство проезда к гаражным воротам с западной и северной стороны. Для проезда требуется отвод полосы шириной 4,5 м с количеством полос движения 1 и радиусами закругления 6,0 м. Размещение необходимых проездов к нежилому зданию в границах исследуемого земельного участка возможно только с западной стороны. С северной стороны размещение проездов ограничено границей исследуемого земельного участка, то есть площадь участка недостаточна для нормативной эксплуатации нежилого здания и принимается соразмерной в существующих границах для организации ограниченного доступа к нежилому зданию. Требования по обеспечению пожарной безопасности для нежилого здания с учетом класса функциональной пожарной опасности и границ земельного участка тупикового типа с разворотной площадкой для пожарных машин размером не менее чем 15 х 15 м обеспечены. В результате исследования экспертом сделан вывод, что площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1735 кв.м является соразмерной, необходимой и достаточной для эксплуатации, обслуживания, организации безопасной эксплуатации и пожарной безопасности размещенного на нем нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 391,7 кв.м, по адресу: <адрес>, с учетом его функционального назначения.
Суд принимает заключение ООО «Проектное бюро» в качестве допустимого и относимого доказательства, поскольку оно является мотивированным и четким, основано на нормативных актах, содержащих градостроительные требования к размещению зданий и сооружений, обеспечению их пожарной безопасности, составлено специалистом, имеющим соответствующее образование, квалификацию и опыт работы, эксперт в предусмотренном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, указанное заключение основано на положениях, дающих возможность проверить достоверность сделанных выводов. Мотивированных возражений против выводов, изложенных в заключении эксперта, административным ответчиком не представлено.
Кроме этого суд учитывает, что границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 1735 кв.м были утверждены распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 23.08.2018 № 585 «Об образовании земельных участков и утверждении схем расположения образованных земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № №» с целью образования земельного участка с видом разрешенного использования – «занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией», то есть при формировании земельного участка уполномоченный орган исходил из того, что именно такой земельный участок необходим для надлежащей эксплуатации нежилого здания.
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание выводы судебной экспертизы о том, что площадь испрашиваемого земельного участка является соразмерной, необходимой и достаточной для безопасной эксплуатации и обслуживания размещенного на нем нежилого здания, суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении земельного участка по мотиву отсутствия у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка без торгов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания решения незаконным.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оснований для возложения на Администрацию г.о. Самара обязанности направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка суд не усматривает, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в связи с чем суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции и не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
В данном случае, принимая во внимание, что распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции административного ответчика, и в ходе рассмотрения настоящего дела не исследовались иные возможные препятствия к предоставлению земельного участка в собственность, суд считает, что надлежащим способом восстановления прав является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Зобова Павла Владимировича к Администрации г.о. Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации городского округа Самара от 21.04.2023 № 369 об отказе Зобову П.В. в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Зобова П.В. о предоставлении собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2023.