Судья: Буянтуева Т.В. дело № 33<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кирщиной И.П.,
судей Анцифировой Г.П., Гулиной Е. М.,
при секретаре Соколовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 сентября 2018 года апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха на решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 марта 2018 года по гражданскому делу по иску Мельниковой Ольги Николаевны к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха о взыскании единовременной выплаты на лечение, отдых и проезд, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Гулиной Е. М.,
объяснения истицы, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Мельникова О.Н. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха о взыскании единовременной выплаты на лечение, отдых и проезд., компенсации морального вреда.
В обосновании требований указала, что она работала на условиях срочного трудового договора в Комитете по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха в должности ведущего специалиста в период с 02.02.2016 г. по 19.09.2017 г. с заработной платой 12 048 руб. В соответствии с Законом Московской области № 137/2007 «О муниципальной службе в Московской области» и Положением о системе оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в городском округе Балашиха, утвержденном решением Совета депутатов г.о. Балашиха <данные изъяты> от 20.12.2011 г., лицам, замещающим должности по муниципальной службы, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается единовременная выплата на лечение, отдых и проезд в размере средней стоимости путевки продолжительностью 24 календарных дня в санаторно-курортном учреждении и средней стоимости проезда туда-обратно в пределах территории РФ на железнодорожном транспорте в купейном вагоне, размер выплаты принимается равным размеру, устанавливаемой Губернатором Московской области в соответствии с Постановлением № 19-ПГ от 17.02.2005 г. «Об утверждении Положения об определении стоимости путевки и проезда и ежегодной выплате на лечение и отдых». Истица указывает, что в период работы у ответчика в 2016 г. и в 2017 г. уходила в ежегодный оплачиваемый отпуск, однако вышеуказанные выплаты ей не производились. В связи этим она, уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика выплату на лечение отдых и проезд в размере 201 208 руб. 33 коп. за 2016 г., выплату на лечение отдых и проезд в размере 164 625 руб. за 2017 г., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 02 марта 2018 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются иные гарантии и компенсации, в частности при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица на основании срочного трудового договора от 02 февраля 2016 года была принята на работу в Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха, где осуществляла трудовую деятельность в должности ведущего специалиста отдела земельно-имущественных отношений в период со 02 февраля 2016 года по 19 сентября 2017 года.
Согласно должностной инструкции от 11 июля 2016 года, ведущий специалист отдела земельно-имущественных отношений является муниципальным служащим, замещает старшую должность муниципальной службы в Московской области категории «специалисты».
В соответствии с пунктом 8 срочного трудового договора от 02 февраля 216 года, истице был установлен должностной оклад в размере, кратном должностному окладу специалиста II категории в органах государственной власти Московской области, устанавливаемого ежегодно Губернатором Московской области, с коэффициентом 2,1 и другие (компенсационные, стимулирующие и социальные) выплаты в соответствии с Законом Московской области от 09.06.1997 г. № 28/27-ОЗ «О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области».
Согласно ст. 12 закона Московской области от 24.07.2007 N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Московской области. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми Советом депутатов муниципального образования Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии со ст. 11 Закона Московской области от 11.11.2011 N 194/2011-ОЗ «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области», действовавшего в период заключения сторонами трудового договора, размер и порядок осуществления ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Как установлено в пункте 2 ст. 13 Положения о системе оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в городском округе Балашиха (утв. Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 20 декабря 2011 года № 37/295), муниципальному служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части выплачивается единовременная выплата на лечение, отдых и проезд в размере средней стоимости путевки продолжительностью 24 календарных дня в санаторно-курортное учреждение и средней стоимости проезда (туда и обратно) в пределах территории Российской Федерации железнодорожным транспортом в купейном вагоне. Размер выплаты принимается равным размеру, устанавливаемому Губернатором Московской области в соответствии с постановлением от 17.02.2005 N 19-ПГ "Об утверждении Положения об определении стоимости путевки и проезда и ежегодной выплате на лечение и отдых". При увольнении лица, не получившего в текущем календарном году выплату на лечение, отдых и проезд, по его заявлению выплата производится пропорционально отработанному времени в текущем календарном году.
Размеры средней стоимости путевки и средней стоимости проезда устанавливаются ежегодно распоряжением Губернатора Московской области по представлению Администрации Губернатора Московской области в зависимости от групп замещаемых гражданскими служащими Московской области должностей (п. 1.4. Положения об определении средней стоимости путевки и проезда и ежегодной денежной выплате на лечение и отдых, утвержденного постановлением Губернатора Московской области от 17 февраля 2005 года N 19-ПГ).
На 2016 и 2017 года средняя стоимость путевки и средняя стоимость проезда для лиц, замещающих государственные должности Московской области, и для государственных гражданских служащих Московской области установлена в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области от 27.12.2013 N 513-РГ «Об установлении размеров средней стоимости путевки и средней стоимости проезда на 2014 год» (Распоряжение губернатора Московской области от 09 сентября 2015 года № 290-РГ «Об установлении размеров средней стоимости путевки и средне стоимости проезда на 2016 год»).
На 2014 год средняя стоимость проезда и средняя стоимость путевки (для ведущей, старшей, младшей групп) установлены в размере 49 500 руб. и 170 000 руб. соответственно.
Единовременная выплата на лечение, отдых и проезд в размере средней стоимости путевки рассчитывается пропорционально отработанному времени.
Истице Распоряжением ответчика № 105/к от 25.10.2016 г. была предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска в количестве 4 дней с 31.10.2016 по 4.11.2016 г. с выплатой материальной помощи в размере 2-х окладов. Распоряжением ответчика № 52/к от 28.04.2017 г. Мельниковой О.Н. была предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска в количестве 5 дней с 10.05.2017 г., часть ежегодного дополнительного отпуска в количестве 12 дней с 15.05.2017 г. по 26.05.2017 г. с выплатой материальной помощи в размере 2-х окладов.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства не отрицалось, что при предоставлении отпуска, а также при расторжении трудового договора истице не была произведена единовременная выплата на лечение, отдых и проезд в размере средней стоимости путевки продолжительностью 24 календарных дня в санаторно-курортном учреждении и средней стоимости проезда туда и обратно в пределах территории РФ железнодорожным транспортом в купейном вагоне за очередные отпуска, использованные истицей в 2016, 2017 г.г.
Удовлетворяя исковые требования, суд обосновано исходил из того, что обязанность по производству указанных выплат лежит на ответчике в соответствии с пунктом 8 трудового договора, заключенного между сторонами.
За 2016 год (11 календарных месяцев) размер данной единовременной выплаты составляет 201 208, 33 руб. (45 375,00 руб. (средняя стоимость проезда) + 155 833, 33 руб.), за 2017 год (9 календарных месяцев) - 164 625, 00 руб. (37 125,00 руб. (средняя стоимость проезда) + 127 500,00 руб.).
Представленный истицей расчет обоснованно был принят судом, поскольку он соответствует действующему законодательству, ответчиком не оспаривался, свой расчет Комитетом представлен не был.
Доводы представителя ответчика о том, что данные выплаты не могут быть произведены истице в связи с отсутствием дополнительного финансирования расходов на лечение и проезд работников, обеспечивающих исполнение отдельных государственных полномочий Московской области в области земельных отношений, в пределах субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области, судом обоснованно отклонены, поскольку они противоречат нормам законодательства Московской области.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается исход из следующего.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по: 1) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района, городского округа; 2) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; 3) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, на территории муниципального района, городского округа, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Статья 7 и 8 Закона Московской области от 10.11.2015 № 191/2015-ОЗ устанавливают, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий, установленных настоящим Законом, в пределах выделенных бюджетам муниципальных образований на эти цели финансовых средств. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
01 февраля 2016 года между Министерством финансов Московской области и Администрацией Городского округа Балашиха Московской области заключено Соглашение № 23с-80/15-01 о предоставлении в 2016 году субвенций для осуществления государственных полномочий в соответствии с Законом Московской области № 191/2015-ОЗ из бюджета Московской области бюджету Городского округа Балашиха Московской области.
Вышеуказанная субвенция предусматривает, в том числе, расходы на оплату труда работников отдела Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, осуществляющих государственные полномочия в области земельных отношений, к которым, в соответствии с должностной инструкцией и положением об отделе земельно-имущественных отношений Комитета была отнесена истица Мельникова О.Н.
Как следует из материалов дела, бюджетной сметы на 2016 год, ответа Министерства финансов Московской области от 17 октября 2016 года, объем субвенции, рассчитанной по соответствующей формуле, установленной в статье 8 Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ, действительно не предусматривал выплату работникам расходов на лечение, отдых и проезд в размере средней стоимости путевки, а потому данная обязанность не может быть исполнена за счет средств бюджета Московской области.
Однако, работодатель в лице Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, при заключении трудового договора истицей как с муниципальным служащим взял на себя обязательство по обеспечению компенсационными, стимулирующими и социальными выплаты в соответствии с законодательством Московской области в области оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в Московской области, независимо от источника финансирования деятельности данных служащих.
Положение о системе оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в городском округе Балашиха (утв. Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 20 декабря 2011 года № 37/295), предусматривая единовременную выплату на лечение, отдых и проезд в размере средней стоимости путевки, не разделяет муниципальных служащих на лиц, оплата труда которых производится за счет бюджетов разных уровней, и не ставит возможность осуществления данной выплаты в зависимость от финансирования оплаты труда из бюджета муниципального образования.
Указанные выводы согласуются с положениями пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Кроме того, статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац 3 пункта 1); расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ также устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом;
При таких обстоятельствах решение суда об обязании ответчика произвести выплату на лечение отдых и проезд за 2016 г. за 2017 г. является законным и обоснованным.
С решением суда в части взыскания компенсации морального вреда судебная коллегия также соглашается.
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ в пользу истицы суд обоснованно взыскал 3 000 руб. в счет компенсации морального вреда, причиненного невыплатой причитающихся денежных сумм, данный размер определен с учетом конкретных обстоятельств дела, принципом разумности справедливости.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 02 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи