Дело №2а-5244/2023
УИД 73RS0001-01-2023-000187-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Бирюковой О.В., при секретаре Матанцевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновской местной общественной организации «Федерация пляжного волейбола» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Ульяновской местной общественной организации «Федерация пляжного волейбола» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование иска Управление указало, что Ульяновская местная общественная организация «Федерация пляжного волейбола» зарегистрирована Управлением Минюста России по Ульяновской области (учетный номер №, ОГРН № от 13.01.2012, адрес (место нахождения) некоммерческой организации: <адрес>). В нарушение требований абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Ульяновская местная общественная организация «Федерация пляжного волейбола» не исполнила обязанность по размещению ежегодно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2020-2021 годы. В нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", Организацией не опубликованы отчеты об использовании ее имущества в 2020 - 2021 гг. В нарушение требований абзаца четвертого части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", организация не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ за 2020-2021 годы. 10.03.2022 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которому в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), письменные предупреждения и протоколы об административных правонарушениях не составляются. 14.06.2022, 05.05.2022 Управлением неоднократно направлялись информационные письма о необходимости устранить допущенные нарушения. Несмотря на принятые Управлением меры реагирования, до настоящего времени нарушения законодательства организацией не устранены. Просит признать Ульяновскую местную общественную организацию «Федерация пляжного волейбола» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области заявленные требования поддержала, не оспаривала, что на момент вынесения решения, административным ответчиком все указанные в иске нарушения устранены.
Представитель административного ответчика УМОО «Федерация пляжного волейбола» в судебном заседании исковые требования не признал, в целом дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. В том числе пояснил, что на момент вынесения решения суда все указанные административным истцом нарушения устранены. Ответчиком своевременно не были предоставлены сведения административному истцу по причине неосведомленности об указанной обязанности. Общество имеет два юридических адреса, одно из которых изменилось, а второе находится на пляже, куда не доходит почтальон, по этой причине запросы от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области не были получены административным ответчиком.
Заинтересованное лицо Макеев О.В. в судебном заседании поддержал возражения представителя ответчика. Также пояснил, что Федерация действительно не аккредитована при Министерстве физической культуры и спорта Ульяновской области, чтобы не быть зависимым от протокольных мероприятий, ему интересно развивать пляжный волейбол, и он этим занимается. На всех соревнованиях Министерство присутствует.
Представитель заинтересованного лица ООО «ОБЛКООПРЕСУРС» в судебном заседании поддержал возражения административного ответчика, пояснил, что ответчик действительно является арендатором помещения у ООО «ОБЛКООПРЕСУРС» по адресу: г<адрес> и действительно находится по указанному адресу. Задолженности по аренде не имеет.
Иные заинтересованные лица в судебном заседании не присутствовали, извещались.
Суд определил, рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьей 29 названного федерального закона закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации (абзацы первый - пятый, седьмой).
Из материалов дела следует, что Ульяновская местная общественная организация «Федерация пляжного волейбола» зарегистрирована Управлением Минюста России по Ульяновской области (учетный номер №, ОГРН № от 13.01.2012, адрес (место нахождения) некоммерческой организации<адрес>
В нарушение требований абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Ульяновская местная общественная организация «Федерация пляжного волейбола» своевременно не исполнила обязанность по размещению ежегодно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2020-2021 годы.
В нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", Организацией своевременно не опубликованы отчеты об использовании ее имущества в 2020 - 2021 гг.
В нарушение требований абзаца четвертого части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", организация своевременно не проинформировала Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ за 2020-2021 годы.
Управлением в адрес организации неоднократно выносились письменные предупреждения, обязывающие устранить допущенные нарушения в установленные сроки.
14.06.2022 (исх. №73/03-3402), 05.05.2022 (73/03-2665) Управлением направлялись информационные письма о необходимости устранить допущенные нарушения.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с пунктами 3, 6 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, административный истец, действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, обоснованно обратился в суд с настоящим иском.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент вынесения судом решения вышеуказанные нарушения, выявленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, административным ответчиком устранены.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что выявленные нарушения устранены Обществом до вынесения судом решения, при этом ликвидация Общества повлечет за собой негативные последствия для развития данного вида спорта в Ульяновской области, суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновской местной общественной организации «Федерация пляжного волейбола» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Бирюкова
Решение в окончательной форме изготовлено 23.11.2023 года.