Дело № 2-474/2020

Мотивированное решение изготовлено 07.12.2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2020 года                                                              пгт. Славянка

    Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                                   Воробьева В.А.,

при секретаре                                                                                                           Грязевой С.С.,

с участием:

ст. помощника прокурора                                                                                         Салюка А.В.,

Хасанского района

представителя ответчика

администрации Славянского городского поселения                                         Маругина А.С.,

Хасанского муниципального района

Приморского края

представителя третьего лица                                                                                  Доценко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хасанского района в защиту прав неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, с участием третьих лиц – Дмитриченко Александра Александровича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) о признании права постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования отсутствующим, возложении обязанности,

установил:

Заместитель прокурора Хасанского района обратился в суд с данным иском, указав, что по итогам проведения проверки по обращению организации установлено, что Администрацией Славянского городского поселения зарегистрировано в ЕГРН право бессрочного пользования (№ от 12.03.2012), возникшее на основании постановления администрации Хасанского района № 189 от 10.02.2012 года.

Одновременно с указанным правом за администрацией Славянского городского поселения зарегистрировано право собственности (№ от 18.06.2018 года).

При этом право собственности является более широким и включает все правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, тогда как право бессрочного пользования ограничивает правомочие лица на распоряжение принадлежащим на таком праве имуществом, то есть является более узким, чем право собственности.

Вместе с тем, администрацией поселения законодательный запрет на распоряжение земельным участком, находящимся в бессрочном пользовании, используется в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка иным лицам в аренду.

Так, ООО «Хорал ДВ» (резидент СпВ) отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду в связи с его нахождением в бессрочном пользовании администрации поселения, регистрацию которого администрация вправе прекратить, поскольку является одновременно и собственником данного земельного участка.

Само по себе одновременное наличие двух зарегистрированных видов прав за одним лицом на один и тот же объект недвижимости влечёт правовую неопределённость и создаёт условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц администрации, как и произошло в вышеизложенной ситуации, что фактически устраняет конкуренцию и умаляет право неопределённого круга лиц на получение земельного участка на предусмотренных законом основаниях, создаёт предпосылки для злоупотреблений.

Предпосылками к злоупотреблению гражданскими правами послужили следующие обстоятельства.

29.06.2012 года по результатам инвестиционного конкурса между администрацией Славянского городского поселения и Дмитриченко А.А. заключен инвестиционный договор, согласно условиям которого, администрация поселения предоставляет Дмитриченко А.А. земельный участок площадью 9 га, расположенный на берегу б. Бойсмана в <адрес>, ориентировочно в 630 м. к югу от вершины с отметкой 82, 4 м. (в настоящее время № общей стоимостью 10 000 000 рублей по обустройству места массового отдыха населения.

Дмитриченко А.А. согласно условиям договора обязан осуществить финансирование и реализацию инвестиционного проекта обустройства места массового отдыха населения на вышеуказанном земельном участке.

Ежегодно в соответствии с условиями договора Дмитриченко А.А. представляет отчёты об исполнении инвестиционного договора, прилагая фотоматериалы, содержащие изображения расположенных на территории участка построек и сооружений.

Вместе с тем, предоставление земельного участка без соблюдения процедур, установленных земельным кодексом, являлось незаконным, о чём ранее прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений закона в связи с самовольным занятием Дмитриченко А.А. земельного участка (без наличия прав, предусмотренных земельным законодательством).

В целях устранения нарушений, указанных прокуратурой района администрацией поселения Дмитриченко А.А. на основании заявления последнего о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута (пп. 19, 21, 24, 26 постановления Правительства № 1300 от 03.12.2014 года) предоставлен земельный участок № в соответствии с разрешением от 10.01.2019 года для размещения нестационарных объектов, предназначенных для зон отдыха населения сроком до 09.01.2022 года.

До указанной даты Дмитриченко А.А. использовал земельный участок без предусмотренных земельным законодательством прав и бесплатно.

Несмотря на изложенное, администрацией поселения, вопреки прямым требованиям закона и вышеуказанному Порядку, вопреки основным принципам земельного законодательства, в соответствии с которыми использование земли является платным, выдано разрешение от 10.01.2019 года без установления такой платы, чем Дмитриченко А.А. освобождён от предусмотренных законодательством платежей.

Далее, после проведения проверки прокуратурой района проверки, администрацией поселения 24.04.2019 года выдано уточнённое разрешение в пользу Дмитриченко А.А. на использование земельного участка с установлением платы за него – 311 485 рублей за 3 года использования.

Кроме того, Дмитриченко А.А. к своему заявлению не приложил пояснительная записка по обоснованию площади земель, земельного участка или его части, включая технические характеристики объектов требования (отсутствие требований) к их установке (размещению) и охранным зонам объекта; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории, что также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения, вследствие чего Дмитриченко А.А. выдан необоснованный размер земельного участка размером 90 000 кв.м.

Также должностными лицами администрации не инициировался вопрос о взыскании с Дмитриченко А.А. неосновательного обогащения, возникшего вследствие бесплатного использования земельного участка № с 2012 года по 24.04.2019 года, поскольку предусмотренных земельным законодательством прав на данный участок последний в указанный период времени не имел.

Из анализа вышеописанных обстоятельств и требований закона следует, что Дмитриченко А.А. в 2012 году предоставлено имущество – земельный участок на безвозмездной основе, в нарушение фундаментальных принципов земельного законодательства, тем самым Дмитриченко А.А. извлёк имущественную выгоду для себя в виде неуплаты предусмотренных земельным законом платежей. Далее, после выявления безосновательного занятия земельного участка прокуратурой района, администрацией поселения предприняты меры по созданию видимости законности использования земельного участка, в результате чего 10.01.2019 выдано разрешение на использование земельного участка без установления платы за него, что является явным и грубым нарушением Порядка, установленного администрацией края, при этом, оснований для выдачи такого разрешения не имелось, поскольку Дмитриченко А.А. не представил необходимые документы для обоснования площади земельного участка, планируемой к использованию, меры по взысканию с последнего неосновательного обогащения не принимались.

Указанное свидетельствует об оказании незаконного содействия в реализации интересов Дмитриченко А.А., который сберёг имущество и продолжал его сберегать вплоть до выдачи соответствующего разрешения, выдача которого при этом является незаконной.

В данном случае зарегистрированное право бессрочного пользования администрации поселения спорным земельным участком приводит к нарушению прав, отражённых выше, и предоставляет администрации формальные основания для отказа в его предоставлении заинтересованным лицам, при этом в данном конкретном случае такое злоупотребление гражданскими правами возникло явно в пользу интересов Дмитриченко А.А.

С учетом уточнений истец просит: 1. признать право постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанского муниципального района на земельный участок 25:20:050101:2791 (№ от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствующим; 2. возложить на Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) обязанность исключить из единого государственного реестра недвижимости запись о праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанского муниципального района на земельный участок № (№ от 12.03.2012) в течение 2 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании ст. помощник прокурора поддержал требования по доводам, изложенный в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района в судебном заседании возражал против заявленных требований, предоставил письменный отзыв в соответствии с которым, на основании постановления администрации Хасанского городского поселения № 189 от 10.02.2012 года предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка администрации Славянского городского поселения на спорный земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 90000 кв.м. для организации обустройства мест массового отдыха населения. В целях исполнения полномочий на основании проведенного аукциона, победителем которого признан Дмитриченко А.А., было заключено инвестиционное соглашение.

В случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности на земельный участок соответствующего публично-правового образования. Администрация Славянского городского поселения, наделенная правом распоряжаться земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, указав в качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю осуществило регистрацию права собственности Славянского городского поселения на земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791. Регистрация права собственности осуществлена в силу закона, в связи с чем, в регистрирующий орган было подано заявление на регистрацию права собственности Славянского городского поселения.

Приостановка ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю по данному вопросу не осуществлена, т.е. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю как регистрирующий орган, согласился с правильностью регистрации права собственности на земельный участок, оснований для прекращения права постоянного бессрочного пользования не имелось.

Решение Росреестра о регистрации права собственности за муниципальным образованием - Славянское городское поселение осуществлено законно и обосновано на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно подпункту 9 пункта 2 указанной статьи основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав является наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

По смыслу ст. 17 - 19 Земельного кодекса РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 года было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон» «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-Ф3 введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии с перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона N 137-Ф3, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям которые сложились на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона N 137-Ф3, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 1 июля 2006 года, но и к отношениям, которые возникнут в последующем.

Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесение земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац третий п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-Ф3).

Согласно ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, и ст. 39.9 ЗК РФ, действующее в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участка предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

В силу п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-Ф3 распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях.

Таким образом, полагаем, что регистрация права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за администрацией Славянского городского поселения от имени собственника на распоряжение земельными участками осуществлена законно.

Администрацией Славянского городского поселения право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано в установленном законом порядке, с прохождением всех необходимых процедур и условий, для исполнения полномочий Славянского городского поселения.

Право постоянного бессрочного пользования законно, права и интересы граждан и организаций не нарушают.

Прокуратура Хасанского района, ссылаясь на «двойное право» не обосновала, почему не оспаривает право собственности администрации Славянского городского поселения на земельный участок с кадастровым номером №, ссылаясь на приоритет прав предпринимателей перед правами граждан Славянского городского поселения (обеспечение полномочий администрации по обеспечению свободного, культурного и качественного доступа к морскому побережью).

В соответствии с ч. 14 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

В целях реализации полномочий по развитию спорта, администрация Славянского городского поселения на земельном участке с кадастровым номером 25:20:050101:4086 площадью 93479 кв.м. предполагает проведение спортивно-массовых мероприятий, в связи с чем, данный участок включен в программу поддержки спорта и подготовлен план основных спортивных мероприятий МКУ «Социальное партнерство» Славянского городского поселения на 2020 год.

Кроме того, в связи с длительностью проведения спортивных мероприятий и обеспечения отдыха участников и зрителей соревнований, земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791, общей площадью 90000 кв.м., (для организации обустройства мест массового отдыха населения) включен в программу поддержки спорта (б. «Бойсмана». (Золотые пески)).

Земельный участок с кадастровым номером № прилегает к земельному участку с кадастровым номером 25:20:050101:2791, общей площадью 90000 кв.м., предоставленный администрации Славянского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование для организации обустройства мест массового отдыха населения. Данные участки располагаются вблизи моря и необходимы для исполнения полномочий администрации Славянского городского поселения.

Спортивные мероприятия, проводимые в непосредственной близости к морскому побережью, позволяет принять участие в спортивных соревнованиях неограниченное количество спортсменов, болельщиков и зрителей. Так же массовые спортивные мероприятия проводимые на природе, укрепляют здоровье и положительно влияют на физическое и духовное развитие участников спортивных соревнования.

Ссылка истца на бесплатность использования земельного участка, также безосновательна, так как в соответствии с инвестиционным договором, заключенным между Дмитриченко А.А. и администрацией Славянского городского поселения, Дмитриченко А.А. инвестирует в развитие земельного участка и обустройства места массового отдыха населения определенную договором сумму. Необходимо учесть, что при этом из бюджета Славянского городского поселения деньги на обустройство земельного участка, не выделялись. Затраты на обустройство администрацией Славянского городского поселения не производились.

Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

12.03.2012 года зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования за администрацией Славянского городского поселения на земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791. Ранее прокуратура обращалась с исковым заявлением в суд о признании инвестиционного соглашения недействительным, с требованием о признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования земельным участком не обращалась. Просит применить срок исковой давности по исковому заявлению прокуратуры Хасанского района.

Третье лицо Дмитриченко А.А. в судебное заседание не явился, ранее в предварительном судебном заседании возражал против заявленных требований.

Представитель третьего лица Дмитриченко А.А. – Доценко Е.И. в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что прокурор обратился с данным иском, мотивируя его тем, что наличие двух зарегистрированных прав на земельный участок якобы нарушает права неограниченного круга лиц, при этом фактически не представив доказательств обоснованности обращения в суд с иском.

Ссылаясь в иске на обращение двух организаций в Администрацию Славянского поселения Приморского края с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, Прокурор указывает, что это подтверждает наличие злоупотребления правом со стороны Администрации Славянского поселения Приморского края. При этом игнорируются полностью следующие факты:

1. ООО «ХОРАЛ ДВ» обращаясь 27.07.2018 года в Администрацию Славянского поселения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду, уже 09.08.2018 года - обращается в СК Приморского края с заявлением о проведении проверки законности деятельности Администрации Слаявнского поселения и гражданина Дмитриченко А.А. При этом обращение хоть и оформлено от имени ООО «ХОРАЛ ДВ», но в нем отсутствует печать организации и доводы о том, каким именно образом, сведения содержащиеся в обращении, нарушают права ООО «ХОРАЛ ДВ». В обращении нет ни слова о нарушении права ООО «ХОРАЛ ДВ» на аренду земельного участка. Более того, отказ в заключении договора аренды от 27.08.2018 года ООО «ХОРАЛ ДВ» - не обжаловался в установленном законом порядке, никаких обращений от ООО «ХОРАЛ ДВ» по данному поводу в органы власти, правоохранительные органы и суд не направлялось.

2. ООО «СТАРК» вообще отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду Администрацией Славянского поселения Приморского края не выдавалось. На обращение от 19.06.2019 был дан ответ о необходимости предоставить ряд документов, после чего Администрация Славянского поселения Приморского края возобновит рассмотрение обращения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана предоставить доказательства в обосновании заявленных требований. Прокурор не освобожден от указанной обязанности. Материалы дела не содержат доказательств обоснованности обращения Прокурора с данным иском в суд, что наличие двух зарегистрированных прав на земельный участок нарушает права неопределенного круга лиц. Нет ни одного обращения по данному факту.

Тем самым Прокурор не имел права обращаться с данными требованиями в суд.

Требование о признании права постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791 (№ от 12.03.2012) отсутствующим необоснованное и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 57 Постановления Пленума ВС РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» Течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.

К данным искам применяется общий срок исковой давности, предусмотренной ст. 196 ГК РФ.

Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

В данном судебном процессе речи о недостоверности записи нет, так как право зарегистрировано в соответствии с законом.

Доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным образованием - Славянское городское поселение Хасанского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером № (№ от 12.03.2012) Прокурором не представлено.

В соответствии со ст. 208 ГК к требованиям, на которые исковая давность не распространяется относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Положения ст. 208 ГК РФ могли бы быть применены в случае если бы с исковыми требованиями об оспаривании зарегистрированного права обращалась Администрация Славянского поселения <адрес>, из владения которой земельный участок с кадастровым номером № не выбывал.

Неопределенный круг лиц, равно как и Прокурор, выступающий в их интересах, не являются ни собственниками, ни иными владельцами земельного участка с кадастровым номером №. Во владении иных лиц (неопределенный круг лиц) и Прокуратуры земельный участок с кадастровым номером № никогда не находился и тем самым положения ст. 208 ГК РФ в данном случае не применимы. Прокурор не имеет права на них ссылаться. Ссылка Прокурора на нормы данной статьи, в обосновании того, что исковая давность не может быть применена, основана на ошибочном толковании закона.

Право зарегистрировано 12.03.2012 года, о регистрации данного права Прокурор знал с 2012 года (данный факт подтверждается решением суда от 05.10.2012 года). Прошло уже 8 лет с момента регистрации права постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанчкого муниципального района на земельный участок с кадастровым номером № (№ от 12.03.2012), трехлетний срок оспаривания пропущен.

Применение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Право постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791 (№ от 12.03.2012 года) зарегистрировано в установленном законом порядке, а наличие зарегистрированного права собственности на этот же участок не может служить основанием для его оспаривания.

Прокурор указывает в качестве предпосылок к злоупотреблению гражданскими правами обстоятельства:

Заключение инвестиционного договора между Администрацией Славянского поселения Приморского края и Дмитриченко А.А. 29.06.2012. Якобы он в нарушении принципов Земельного законодательства использует этот участок. В то время как вступившее в законную силу решение Хасанского районного суда Приморского края от 05.10.2012 прямо указывает об отсутствии нарушений законодательства при заключении договора, что ни чьи права данным договором нарушены не были, а указание Прокурора на нарушение принципа платности земли является ошибочным.

В материалах дела имеются доказательства того, что ни каких злоупотреблений правами ни у Администрации Славянского поселения Приморского края, ни у Дмитриченко А.А. нет. Из материалов дела видно, что Дмитриченко А.А. добросовестно исполнял условия инвестиционного договора, а именно производил обустройство места массового отдыха населения на побережье б. Бойсмана в Хасанском районе. Длительное время заняло прокладывание дороги и проведение линии электропередач. Практически более 4 лет потребовалось для того, чтобы это осуществить. За период с 2015 года за размещение построек, сооружений и разного рода объектов для организации отдыха населения Дмитриченко А.А. внес плату.

Тем самым довод Прокуратуры о наличии злоупотреблений Администрации Славянского поселения Приморского края в интересах Дмитриченко А.А. не обоснованный и надуманный. Такие необоснованные доводы не допустимы со стороны Прокурора.

Недопустимо ставить под сомнение в иске вступившие в законную силу судебные решения, указывая в качестве обоснования иска доводы, которые были опровергнутые данными судебными решениями.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил в адрес суда письменные возражения в соответствии с которыми, 12.03.2012 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791 на основании постановления администрации Хасанского муниципального района Приморского края «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края для организации обустройства мест массового отдыха населения» от 10.02.2012 № 189.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» была проведена правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, в результате установлено, что сведения об арестах и запретах на проведение регистрационных действий в отношении вышеуказанных объектов на момент проведения государственной регистрации в Управлении отсутствовали. Основания для приостановления и (или) отказа предусмотренные статьями 26, 27 Закона № 218-ФЗ отсутствовали.

Представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям статей 14, 21 Закона № 218-ФЗ. Таким образом, государственная регистрация прав на вышеуказанный объект осуществлена в соответствии с Законом № 218-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В силу положений части 1 статьи 58 Закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом.

При этом, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ.

Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о признании отсутствующим права в отношении спорного объекта будет являться основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости при условии обращения с соответствующим заявлением и приложением иных необходимых документов.

Управление возражает против заявленных требований о возложении обязанности в части погашения записи в Едином государственном реестре недвижимости.

Управление полагает, что обязанность по совершению определенных действий возлагается только на ответчика, такая обязанность не может быть возложена на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации Хасанского городского поселения № 189 от 10.02.2012 года предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка администрации Славянского городского поселения на спорный земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 90000 кв.м. для организации обустройства мест массового отдыха населения.

Одновременно с указанным правом за администрацией Славянского городского поселения зарегистрировано право собственности (№ от 18.06.2018 года).

При этом право собственности является более широким и включает все правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, тогда как право бессрочного пользования ограничивает правомочие лица на распоряжение принадлежащим на таком праве имуществом, то есть является более узким, чем право собственности.

Как считает истец, администрацией поселения законодательный запрет на распоряжение земельным участком, находящимся в бессрочном пользовании, используется в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка иным лицам в аренду.

Указанные обстоятельства были установлены в ходе прокурорской проверки по обращению организации ООО «Хорал ДВ».

Так, ООО «Хорал ДВ» (резидент СпВ) отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду в связи с его нахождением в бессрочном пользовании администрации поселения, регистрацию которого администрация вправе прекратить, поскольку является одновременно и собственником данного земельного участка.

Само по себе одновременное наличие двух зарегистрированных видов прав за одним лицом на один и тот же объект недвижимости влечёт правовую неопределённость и создаёт условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц администрации, как и произошло в вышеизложенной ситуации, что фактически устраняет конкуренцию и умаляет право неопределённого круга лиц на получение земельного участка на предусмотренных законом основаниях, создаёт предпосылки для злоупотреблений.

Предпосылками к злоупотреблению гражданскими правами послужили следующие обстоятельства.

29.06.2012 года по результатам инвестиционного конкурса между администрацией Славянского городского поселения и Дмитриченко А.А. заключен инвестиционный договор, согласно условиям которого, администрация поселения предоставляет Дмитриченко А.А. земельный участок площадью 9 га, расположенный на берегу б. Бойсмана в <адрес>, ориентировочно в 630 м. к югу от вершины с отметкой 82, 4 м. (в настоящее время № общей стоимостью 10 000 000 рублей по обустройству места массового отдыха населения.

Дмитриченко А.А. согласно условиям договора обязан осуществить финансирование и реализацию инвестиционного проекта обустройства места массового отдыха населения на вышеуказанном земельном участке.

Ежегодно в соответствии с условиями договора Дмитриченко А.А. представляет отчёты об исполнении инвестиционного договора, прилагая фотоматериалы, содержащие изображения расположенных на территории участка построек и сооружений.

Вместе с тем, предоставление земельного участка без соблюдения процедур, установленных земельным кодексом, по мнению истца являлось незаконным, о чём ранее прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений закона в связи с самовольным занятием Дмитриченко А.А. земельного участка (без наличия прав, предусмотренных земельным законодательством).

В целях устранения нарушений, указанных прокуратурой района администрацией поселения Дмитриченко А.А. на основании заявления последнего о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута (пп. 19, 21, 24, 26 постановления Правительства № 1300 от 03.12.2014 года) предоставлен земельный участок 25:20:050101:2791 в соответствии с разрешением от 10.01.2019 года для размещения нестационарных объектов, предназначенных для зон отдыха населения сроком до 09.01.2022 года.

До указанной даты Дмитриченко А.А. использовал земельный участок без предусмотренных земельным законодательством прав и бесплатно.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 39.33 ЗК РФ допускается размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 19, 21, 24, 26 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусмотрено размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство; объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; сезонных аттракционов; спортивных и детских площадок.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно Постановлению Администрации Приморского края от 09.09.2015 № 336-па «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края» настоящий Порядок и условия размещения на территории Приморского края объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок), регламентирует процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - Перечень).

Размещение объектов, утвержденных Перечнем, на территории Приморского края осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - Уполномоченный орган).

Разрешение составляется в соответствии с типовой формой согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Разрешение выдается на основании заявления о выдаче разрешения на размещение объектов на территории Приморского края (далее - заявление), подаваемого физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо уполномоченным представителем указанных лиц.

К заявлению прилагаются:

согласие на обработку персональных данных, указанных в представленной документации;

копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пояснительная записка по обоснованию площади земель, земельного участка или его части, включая технические характеристики объектов, указанных в Перечне, требования (отсутствие требований) к их установке (размещению) и охранным зонам объекта;

схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории - в случае если планируется использовать земли или часть земельного участка (далее - Схема границ).

Разрешение выдается на срок от одного месяца до трех лет с момента выдачи такого разрешения и должно содержать помимо прочего размер платы за размещение объекта (в случае если размещение объекта осуществляется за плату).

Пунктом 11 указанного Порядка предусмотрены основания, при наличии которых допускается выдача разрешения на использование земельного участка без установления платы. Настоящий случай под указанные основания не подпадает.

Несмотря на изложенное, администрацией поселения, вопреки прямым требованиям закона и вышеуказанному Порядку, вопреки основным принципам земельного законодательства, в соответствии с которыми использование земли является платным, выдано разрешение от 10.01.2019 без установления такой платы, чем Дмитриченко А.А. освобождён от предусмотренных законодательством платежей.

Несмотря на изложенное, администрацией поселения, вопреки прямым требованиям закона и вышеуказанному Порядку, вопреки основным принципам земельного законодательства, в соответствии с которыми использование земли является платным, выдано разрешение от 10.01.2019 года без установления такой платы, чем Дмитриченко А.А. освобождён от предусмотренных законодательством платежей.

Далее, после проведения проверки прокуратурой района проверки, администрацией поселения 24.04.2019 года выдано уточнённое разрешение в пользу Дмитриченко А.А. на использование земельного участка с установлением платы за него – 311 485 рублей за 3 года использования.

Кроме того, Дмитриченко А.А. к своему заявлению не приложена пояснительная записка по обоснованию площади земель, земельного участка или его части, включая технические характеристики объектов требования (отсутствие требований) к их установке (размещению) и охранным зонам объекта; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории, что также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения, вследствие чего Дмитриченко А.А. выдан необоснованный размер земельного участка размером 90 000 кв.м.

Также должностными лицами администрации не инициировался вопрос о взыскании с Дмитриченко А.А. неосновательного обогащения, возникшего вследствие бесплатного использования земельного участка 25:20:050101:2791 с 2012 года по 24.04.2019 года, поскольку предусмотренных земельным законодательством прав на данный участок последний в указанный период времени не имел.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами; право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество; ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2014) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. В связи с этим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенными на территории Хасанского муниципального района Приморского края, осуществляла Администрация Хасанского муниципального района Приморского края. В качестве основания регистрации права собственности Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на земельный участок с кадастровым номером № ответчик послужило предоставление данного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование ответчику в соответствии с постановлением администрации Хасанского муниципального района Приморского края № 189 от 10.02.2012 года и, по мнению, ответчика ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной вступившим в силу с 01.07.2006 года Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. В пунктах 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации. Таким образом, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой, названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. Следовательно, земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были предоставлены соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации Хасанского муниципального района Приморского края № 189 от 10.02.2012 года, то есть после вступления в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, предоставление администрацией Хасанского муниципального района Приморского края, в рамках предоставленных ей полномочий, земельного участка с кадастровым номером № администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на праве постоянного (бессрочного) пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретение соответствующего права муниципальным образованием поселения.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен ответчику для организации обустройства мест массового отдыха населения. 12.03.2012 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края и 18.06.2018 – права собственности на данный земельный участок.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет пределы осуществления гражданских прав, исходя из которых не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данных требований суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В связи с изложенным, суд соглашается с доводами истца о том, что администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края фактически оказывает незаконное содействие в реализации интересов третьего лица - Дмитриченко А.А., поскольку 10.01.2019 года ему было выдано разрешение на размещение объектов на спорном земельном участке без установления платы, и только после проведения прокуратурой района проверки, 24.04.2019 года выдано уточненное разрешение на использование земельного участка с установлением за него платы в размере 311 485 рублей за три года использования. При этом, Дмитриченко А.А. к своему заявлению не приложено пояснительной записки по обоснованию площади земель, земельного участка или его части, включая технические характеристики объектов требования (отсутствие требований) к их установке (размещению) и охранным зонам объекта; схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, на которых планируется размещение объектов, с указанием координат характерных точек границ территории, что также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения.

Кроме того, позиция, занятая ответчиком, формально дает ему право для отказа в предоставлении земельного участка иным лицам в аренду, что подтверждается ответом администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 28.08.2018 года № 4105. Также в судебном заседании было исследовано решение Хасанского районного суда Приморского края от 11.03.2020 года по административному делу № 2а-277/2020 по иску Осадчего Р.Э. к администрации Славянского городского поселения об оспаривании решения, согласно которому были удовлетворены требования административного истца, был признан незаконным ответ администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района от 23.01.2020 года № 226 об отказе в проведении торгов, и возложена обязанность повторно рассмотреть с учетом требований закона заявление Осадчего Романа Эдуардовича от 17.12.2019 года о проведении аукциона по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:2791 в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, известив заявителя о результатах рассмотрения уведомления. В рамках указанного дело было установлено, что администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края отказала административному истцу в проведении торгов на том основании, что указанный земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:2791 находится в постоянном (бессрочном) пользовании у администрации Славянского городского поселения на основании постановления администрации Хасанского муниципального района № 189 от 10.02.2012 года для организации обустройства мест массового отдыха населения. Однако, в судебном заседании также установлено и не оспаривалось сторонами, что на основании абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» зарегистрировано право собственности администрации Славянского городского поселения на спорный земельный участок, номер регистрации 25:20:050101:2791-25/001/2018-1 от 18.06.2018 года.

В данной связи, суд также соглашается с доводами истца о том, что само по себе одновременное наличие двух зарегистрированных видов прав за одним лицом на один и тот же объект недвижимости, влечёт правовую неопределённость и создаёт условия для злоупотреблений со стороны должностных лиц администрации, как и произошло в вышеизложенной ситуации, что фактически устраняет конкуренцию и умаляет право неопределённого круга лиц на получение земельного участка на предусмотренных законом основаниях, создаёт предпосылки для злоупотреблений.

Что касается доводов представителя ответчика и представителя третьего лица о пропуске сроков исковой давности, то суд полагает их несостоятельными.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.

При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае течение срока исковой давности началось с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении права, то есть с момента, когда администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края отказала генеральному директору ООО «Хорал ДВ» в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с его нахождением в бессрочном пользовании администрации поселения, то есть с 28.08.2020 года.

В связи с изложенным, суд полагает подлежащими удовлетворению требования заместителя прокурора в части признания право постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на земельный участок № (№ от 12.03.2012) отсутствующим, поскольку, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения влияют на права неопределённого круга лиц на получение земельного участка на предусмотренных законом основаниях, а также на права муниципального образования на получение доходов от использования имущества.

Что касается требований истца в части возложения на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) обязанности исключить из единого государственного реестра недвижимости запись о праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования - Славянского городского поселения Хасанского муниципального района на земельный участок № (№ от 12.03.2012) в течение 2 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования, поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю) не является ответчиком по указанному спору. В силу положений части 1 статьи 58 Закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом. При этом, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ. Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о признании отсутствующим права в отношении спорного объекта будет являться основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости при условии обращения с соответствующим заявлением и приложением иных необходимых документов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № (№ ░░ 12.03.2012 ░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-474/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Хасанского района
Ответчики
Администрация Славянского городского поселения Приморского края
Другие
ФГБУ " Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК в лице филиала
Дмитриченко Александр Александрович
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Судья
Воробьев Владимир Алексеевич
Дело на сайте суда
hasansky.prm.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Подготовка дела (собеседование)
27.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.06.2020Предварительное судебное заседание
11.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2020Предварительное судебное заседание
18.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.06.2020Предварительное судебное заседание
26.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.07.2020Предварительное судебное заседание
30.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2020Предварительное судебное заседание
19.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.08.2020Предварительное судебное заседание
21.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.11.2020Предварительное судебное заседание
20.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2020Предварительное судебное заседание
23.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.11.2020Предварительное судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
27.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее