Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2129/2016 ~ М-1900/2016 от 26.04.2016

Дело № 2-2129/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2016 года                       г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,

при секретаре судебного заседания Плетневой Е.Е.,

с участием помощника Кировского районного прокурора г. Волгограда – ФИО8. действующего на основании служебного удостоверения,

представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области – ФИО7, действующая на основании доверенности,

представителя третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области – ФИО10, действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Волгограда в защиту интересов ФИО4 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилой площадью

установил:

Прокурор Кировского района г.Волгограда обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах ФИО4 с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений на территории городского округа города – героя Волгограда.

В обоснование требований указал, что ФИО4 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец умер в ДД.ММ.ГГГГ, а мать лишена родительских прав на основании решения Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Согласно действующему законодательству ФИО4 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма. Однако, как следует из обращения ФИО4 поступившего в прокуратуру Кировского района г. Волгограда жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО4, который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

Помощник Кировского районного суда г. Волгограда – ФИО8, действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. Указала, что ФИО4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по Волгоградской области, под по г. Волгоград. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение ФИО4 жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области – ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО4 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец ФИО4ФИО2 умер в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти ().

Мать ФИО4ФИО3 лишена родительских прав на основании решения Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. ). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти

Согласно действующему законодательству ФИО4 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма.

Исходя из этого, ФИО4 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании постановления администрации Тракторозаводского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ -п несовершеннолетний ФИО4 был определен в <адрес> г. Волгограда на полное государственное обеспечение.

Из <адрес> <адрес> ФИО4 был переведен в <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФИО12 ФИО11».

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 находился на полном государственном обеспечении в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>

По окончанию <адрес> ФИО4 обучается в <адрес>

Приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 включен в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения.

Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО4 какого-либо недвижимого имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области зарегистрированным права ФИО4 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Вместе с тем, из пояснений помощника Кировского районного суда г. Волгограда – ФИО8, следует, что ФИО4 в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление ФИО4 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО4 жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории города – героя Волгоград.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что ФИО4 достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО4 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО4 представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории Волгоградской области отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность ФИО4 в случае его согласия будет предоставлена квартира на территории города – героя Волгоград.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО4 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО4 тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Кировского района г. Волгограда в защиту интересов ФИО4 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилой площадью, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кировского района г. Волгограда в защиту интересов ФИО13 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилой площадью - удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений на территории городского округа города – героя Волгограда.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:      О.Н. Дорошенко

Справка: решение принято в окончательной форме 25 мая 2016 года.

Председательствующий:      О.Н. Дорошенко

2-2129/2016 ~ М-1900/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мельников Алексей Николаевич
Прокурор Кировского района г.Волгограда
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Отдел опеки и попечительства администрации Кировского района г. Волгограда
Комитет образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Дорошенко Олеся Николаевна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
26.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2016Передача материалов судье
29.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2016Подготовка дела (собеседование)
13.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2016Судебное заседание
25.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2016Дело оформлено
11.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее