№ 2-2871/2021
70RS0004-01-2021-003498-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ткаченко И.А.,
при секретаре Несмеловой С.С.,
с участием:
помощника прокурора Кировского района г. Томска Трофименко Н.Н.,
представителя ответчика Комоловой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Томска в интересах Ключко И.И., Ключко К.А. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании право на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Томска, действуя в защиту интересов Ключко И.И., Ключко К.А., обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании за Ключко И.И., Ключко К.А. права на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», возложении обязанности предоставить социальную выплату.
В обоснование требований в иске указано, что прокуратурой Кировского района г. Томска на основании поручения прокуратуры Томской области проведена проверка обращения Ключко И.И. о нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено, что здание, расположенное по адресу <адрес>, являлось общежитием завода ... до ДД.ММ.ГГГГ. Ключко И.И., в том числе ее сын Ключко К.А. (инвалид ... группы), ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитии. ДД.ММ.ГГГГ Ключко И.И. приобрела право собственности на жилое помещение – комнату № по адресу: <адрес>, в котором ранее и проживала с сыном. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ архитектуры Томской области в администрацию Кировского района г. Томска направлены уведомления о планируемом выделении Ключко И.И. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность в размере ... руб. и необходимости предоставления гражданином документов на получение данной выплаты. По результатам рассмотрения заявлений Ключко И.И. и Ключко К.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и строительства Томской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приняты решения об отказе в предоставлении данной социальной выплаты в связи с выявлением оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.56 ЖК РФ и п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Однако, поскольку Ключко И.И., Ключко К.А. поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, то могут быть сняты с учета только по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ либо в связи с утратой оснований, которые ранее до 01.03.2005 давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. В силу ст.30 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки истцов на жилищный учет, одним из оснований для снятии граждан с учета является улучшение жилищных условий, в результате которого отпали определенные ст.29 названного кодекса основания для предоставления жилого помещения. Поскольку фактически жилищные условия Ключко И.И., Ключко К.А. улучшены не были, формальная обеспеченность жилой площадью наступила лишь в связи с принятием административного акта, которым изменен статус занимаемого ими жилого помещения в бывшем общежитии. При этом данное помещение не приобрело характер благоустроенной квартиры. Уровень их обеспеченности жилой площадью составляет ниже уровня, утвержденного решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 (12 кв.м на одного члена семьи).
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Кировского района г. Томска.
Участвуя в судебном заседании, представитель процессуального истца - помощник прокурора Кировского района г. Томска Трофименко Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Материальные истцы Ключко И.И., Ключко К.А., получившие ДД.ММ.ГГГГ извещение о времени и месте рассмотрения дела, направленное в их адрес заказным почтовым отправлением, что подтверждается уведомлением о вручении, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Комолова Н.В. иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что истцы ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как семья, имеющая ребенка инвалида, по основаниям, предусмотренным пп «д» п.7 раздела 2 Правил, утвержденных решением Исполкома № 59 от 26.02.1985 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области», каковым являлось их проживание в общежитии. В связи с переходом здания, в котором проживала семья Ключко, с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность, и приобретением Ключко И.И. занимаемого жилого помещения в личную собственность в порядке приватизации, основания, по которым семья Ключко вставала на учет, были утрачены в связи с утратой зданием статуса общежития. Кроме того, Ключко И.И. утрачены иные основания, установленные ст.29 ЖК РСФСР, в том числе как имеющая обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Решением Томского облисполкома от 26.02.1985 № 29 (7,5 кв.м и 9 кв.м). При приватизации жилого помещения Ключко И.И. не учла интересы на тот момент уже совершеннолетнего инвалида Ключко К.А., кроме того, не предложила ему встать на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по новым снованиям. В силу ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений. В соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещения признаются граждане являющиеся либо собственниками жилых помещений, либо членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи сене учетной нормы, которая в г. Томске составляет 12 кв.м общей площади на одного человека. Учитывая, что у члена семьи Ключко К.А., а именно у его матери Ключко И.И. уже имеется в собственности жилое помещение, менее учетной нормы на одного человека, то Ключко К.А. полагалась бы социальная выплата исходя из недостающей площади, а именно 5,2 кв.м и не менее.
Третье лицо – администрация Кировского района г. Томска, получившая ДД.ММ.ГГГГ извещение о времени и месте судебного разбирательства, направленное в ее адрес заказным почтовым отправлением, в судебное заседание своего представителя не направила, возражений по существу исковых требований не представила.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие материальных истцов и представителя третьего лица.
Заслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11).
В ст.40 КонституцииРоссийской Федерации закреплено право каждого на жилище. Установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено также, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В судебном заседании установлено, что истец Ключко К.А. является инвалидом ... группы (инвалидность с детства установлена бессрочно), проживает совместно с матерью Ключко И.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ, отметками о регистрации в паспортах истцов, согласно которым Ключко И.И. зарегистрирована по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, Ключко К.А. – с ДД.ММ.ГГГГ.
Здание, расположенное по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ являлось общежитием завода ..., в дальнейшем на основании постановления администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, передано в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Ключко И.И., зарегистрированная по адресу: <адрес>, поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Объединенной администрации Кировского и Советского округов г. Томска ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом «д» (проживающие в общежитии) пункта 7 части 2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Томской области, утвержденных решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 № 59, с составом семьи: сын Ключко К.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения (инвалид ... группы), и включена в льготные списки очередности граждан, как семья с ребенком инвалидом.
После передачи здания общежития по <адрес> в муниципальную собственность, решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №) Ключко И.И. признана нанимателем жилого помещения № (общей площадью – ... кв.м) по <адрес>, с составом семьи: Ключко К.А. – сын, обслуживающей организации ООО УК ... предписано зарегистрировать нанимателя и членов его семьи по адресу: <адрес> что следует из сообщения администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №.
В дальнейшем по договору передачи, заключенному с администрацией Кировского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ рег. №, жилая комната муниципального жилищного фонда, общей площадью ... кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, передана в индивидуальную собственность Ключко И.И. в порядке приватизации.
Ключко К.А., будучи совершеннолетним, от приватизации указанной квартиры отказался, о чем ДД.ММ.ГГГГ дал нотариально удостоверенное согласие.
Право собственности Ключко И.И. на жилое помещение по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ключко К.А. жилых помещений в собственности не имеет, что следует из Уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является его мать Ключко И.И., что подтверждается отметкой о повторной регистрации в паспорте Ключко К.А.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией Кировского района г. Томска, следует, что по состоянию на ... год общая очередь семьи по Кировскому району г. Томска - №, льготная (семья с ребенком инвалидом) - №.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 282 настоящего Федерального закона.
Статьей 282 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Статьей 1 Закона Томской области от 06.06.2006 № 116-0З «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 25.05.2006 № 3057) установлено, что настоящий Закон в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» определяет форму и порядок предоставления мер
социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Формой социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в
статье 1 настоящего Закона, является социальная выплата, предоставляемая им для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность (статья 2 Закона Томской области от 06.06.2006 № 116-0З «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»).
Постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 №90 утвержден Порядок предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность (далее - Порядок), который определяет процедуру предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, установленные, в том числе, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. В соответствии с указанным Порядком, исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным на предоставление социальных выплат гражданам, определен Департамент архитектуры и строительства Администрации Томской области.
Пунктом 8 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в предоставлении социальной выплаты, одним из которых, в частности, является выявление оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на основании документов, полученных в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Порядка (пп.5 п.8 Порядка).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры Томской области в администрацию Кировского района г. Томска были направлены уведомления о планируемом выделении Ключко И.И. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность в размере ... руб. и необходимости предоставления гражданином документов на получение данной выплаты.
По результатам рассмотрения заявлений Ключко И.И. и Ключко К.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и строительства Томской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приняты решения об отказе в предоставлении данной социальной выплаты в связи с выявлением оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.56 ЖК РФ и п.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Департамент письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №
уведомил Ключко К.А. об отказе в предоставлении ему социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность, так как в соответствии с пп.2 п.1 ст.56 Жилищного кодекса и ст.6 Федерального закона № 189- ФЗ, утрачены основания дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При этом из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что основания, по которым семья Ключко вставала на учет, были утрачены связи с переходом здания, в котором проживала семья, с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность, и приобретением Ключко И.И. занимаемого жилого помещения в личную собственность.
Решая вопрос о наличии либо отсутствии у истцов права на получение социальной выплаты и об обоснованности принятых Департаментом архитектуры и строительства Томской области решений об отказе в предоставлении данной социальной выплаты, суд исходит из того, что одним из основных условий возникновения праванаполучениежилогопомещения является нуждаемость в улучшениижилищныхусловий.
Статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно статье56.Жилищногокодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся вжилыхпомещениях в случае:
- подачиими по месту учета заявления о снятии с учета;
- утраты ими оснований, дающих им правонаполучениежилогопомещения по договорусоциальногонайма (а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся вжилыхпомещениях (например, в связи с увеличением размера общей площадижилогопомещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другогожилогопомещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи);
- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средствнаприобретениеили строительствожилогопомещения;
- предоставленияим в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительстважилогодома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- выявления впредставленныхдокументах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 января 2005 года могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст.56Жилищногокодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований которые до введения в действиеЖилищногокодекса РФ давали им правонаполучениежилыхпомещений по договорамсоциальногонайма.
Такие основания установлены статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе:
проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 № 59 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области» установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 квадратных метров и менее.
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшениижилищныхусловий до 1 января 2005 года определялись ст.32Жилищногокодекса РСФСР, которой предусматривалось, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшениижилищныхусловий в случае улучшенияжилищныхусловий, в результате которого отпали основания дляпредоставленияжилогопомещения.
Согласно п.20 части III Правил учета, утвержденных решением от 26.02.1985 № 59, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п.42 Правил учета) и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Исходя из смысла указанных выше норм, под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения, которая установлена действующим законодательством.
Решениями Думы Города Томска от 13.12.2005 № 27 и 02.02.2016 № 136, устанавливались новые нормы предоставления жилого помещения и учетные нормы площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности в целях принятия на учет (10 кв.м и 12 кв.м соответственно).
В соответствии с кадастровым паспортом, выпиской из ЕГРН, жилое помещение – комната № по <адрес> имеет площадь ... кв.м.
В силу положений ст.29 Жилищного кодекса РСФСР проживание в общежитии являлось самостоятельным основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и не связывалась законодателем с уровнем обеспеченности жилой площадью.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что Ключко И.И., Ключко К.А. были поставлены в ... году на учет в качестве нуждающихся в улучшениижилищныхусловий в связи с тем, что на момент постановки на данный учет проживали в общежитии, то есть фактически не были обеспечены жилым помещением на основании договора социального найма и не имели какого-либо жилого помещения в собственности.
Формальная обеспеченность истцов жилой площадью наступила лишь в связи с принятием административного акта, которым изменен статус занимаемого ими жилого помещения в бывшем общежитии (ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку уровень обеспеченности жилой площадью в жилом помещении муниципального жилищного фонда определялся исходя из количества лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении, при этом действующая на ... год учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленная решением Думы Города Томска от 13.12.2005 № 27, составляла 10,0 кв.м общей площади на одного члена семьи, принцип улучшения жилищных условий, который согласно Правил учета (п.20) является основанием для снятия с учета, соблюден не был, поскольку на каждого члена семьи Ключко приходилось по ... кв.м общей площади.
В дальнейшем, после получения данногожилогопомещения Ключко И.И. в личную собственность, уровень ее нуждаемости определяется исходя из наличия у нее в собственности жилого помещения общей площадью ... кв.м, что превышает как учетную норму, установленную решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 № 59 (7 кв.м), так и учетную норму, установленную решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 (12 кв.м).
Таким образом, основание, по которому Ключко И.И. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а именно, как проживающая в общежитии – утрачено, а также утрачен статус семьи, имеющей ребенка-инвалида, поскольку на момент изменения статуса здания по <адрес> и приватизации жилого помещения – комнаты № в нем, Ключко К.А. достиг совершеннолетнего возраста.
Кроме того, Ключко И.И. утрачены иные основания, установленные статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, а именно, как имеющая обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Решением № 59 от 26.02.1985.
При таких обстоятельствах, Ключко И.И. с ДД.ММ.ГГГГ не имеет права на получение мер социальнойподдержки по обеспечению жильемкак гражданин, нуждающийся в улучшениижилищныхусловий и вставший на учет до 1 января 2005 года, в связи с чем в удовлетворении требований прокурора Кировского района г. Томска в интересах Ключко И.И. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании за Ключко И.И. права на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить Ключко И.И. социальную выплату следует отказать.
Вместе с тем, суд считает, что в рассматриваемом споре отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для снятия Ключко К.А. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом суд принимает во внимание, что Ключко К.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не только в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а и в специальной очереди по отличным от иных основаниям, обусловленным наличием у него заболевания и особого социального статуса, дающего право на льготное предоставление жилья.
На момент передачи здания по <адрес> в муниципальную собственность и приватизации занимаемого семьей Ключко жилого помещения, Ключко К.А., утратив статус ребенка-инвалида в связи с достижением совершеннолетия, сохранил статус инвалида, при этом по результатам приватизации жилого помещения в собственность не приобрел, свои жилищные условия не улучшил, в связи с чем сохранил право состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по иному основанию.
Такое основание установлено п.2 ч.1 ст. ст.51 Жилищного кодекса РФ, согласно которому гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Принимая во внимание, что уровень обеспеченияжилымпомещением у Ключко К.А. с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени не изменился, оснований для снятия Ключко К.А. с соответствующего учета не имеется.
Доводы ответчика о том, что для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основанию, отличному от того, по которому был поставлен на учет первоначально, Ключко К.А. необходимо подать отдельное заявление, отвергаются судом, поскольку отсутствие такого заявления не может являться основанием для ограничения гарантированного Конституцией РФ права инвалида наобеспечение жилым помещением в льготном порядке.
При этом следует учесть, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, и потому не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации (определения от 16 ноября 2006 года № 511-О, от 15 ноября 2007 года № 774-О-О, от 3 июля 2008 года № 678-О-О, от 23 июня 2009 года № 840-О-О, от 24 сентября 2013 года № 1373-О и др.).
С учетом установленных по делу обстоятельств, принятое ответчиком решение об отказе в предоставлении Ключко К.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность противоречит проводимой Российской Федерацией политикисоциальнойзащиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мерсоциальнойподдержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Нарушенное право истца Ключко К.А. подлежит восстановлению путем признания за ним права на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Кировского района г. Томска в интересах Ключко И.И., Ключко К.А. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании право на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату удовлетворить частично.
Признать за Ключко К.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области предоставить Ключко К.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность в соответствии с Законом Томской области от 06.06.2006 № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
В удовлетворении требований Прокурора Кировского района г. Томска в интересах Ключко И.И. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании право за Ключко И.И. на получение социальной выплаты, возложении обязанности предоставить Ключко И.И. социальную выплату отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированный текст решения изготовлен 16.08.2021.
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.