Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-563/2013 ~ М-548/2013 от 25.02.2013

Дело № 2 – 563/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Тейково 5 июня 2013 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Блохина А.В.,

при секретаре Гастьковой С.Н.,

с участием представителя истицы ФИО1 по доверенности ФИО12,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратилась в Тейковский районный суд с иском к командиру войсковой части 95852 (далее – в/ч 95852), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО Минобороны РФ) о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства, взыскании компенсации морального вреда, в котором с учётом увеличения требований просит: признать за ней и членами её семьи – ФИО9, ФИО7 и ФИО2 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно федеральным органом исполнительной власти – Минобороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать незаконным бездействие командира в/ч 95852 по вопросу признания её и членов её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; признать её и членов её семьи по фактическим обстоятельствам дела и в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделённый такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать ДЖО Минобороны РФ включить её и членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей. В обоснование требований указывает следующее.

Её муж – ФИО3 проходил военную службу по контракту в в/ч 95852 в должности начальника расчёта. Приказом командира в/ч 43176 от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира в/ч 95852 от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность его военной службы составила 24 года 01 месяц. На время прохождения мужем военной службы по контракту их семье на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена трёхкомнатная квартира по адресу: <адрес>, находившаяся на территории закрытого военного городка <адрес>, который на основании распоряжения Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГ был включён в перечень закрытых военных городков. Перед увольнением с военной службы её муж обращался с рапортом на имя командира в/ч 95852, в котором просил предоставить ему жилое помещение по избранному месту жительства в <адрес>, и о данном его желании командование в/ч 95852 знало, о чём свидетельствуют тексты приказов о его увольнении и исключении из списков личного состава части. Её муж, ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании абзаца 1 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за ней и членами её семьи сохраняется право на обеспечение жилым помещением. Ни она, ни члены её семьи не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, нанимателями помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма, проживают на территории закрытого военного городка, в связи с чем, в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения, избрали постоянное место жительства в <адрес>.

Определением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ представителя истицы ФИО1 по доверенности ФИО12 от иска в части требований о признании незаконным бездействия командира в/ч 95852 по вопросу признания её и членов её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и производство по делу в данной части исковых требований прекращено (л.д. 48-50).

Представитель истицы ФИО1 по доверенности ФИО12 считает требования доверителя законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении и изложенным в письменном выступлении (л.д. 70-71), указывая, что ФИО3 проходил военную службу по контракту в в/ч 95852, и ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ – исключён из списков воинской части. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 скончался, и после его смерти члены его семьи продолжают проживать в квартире, полученной ФИО3 в период военной службы. На момент увольнения ФИО13 изъявил желание проживать в избранном месте жительства в <адрес>, о чём подавал рапорт перед увольнением, но жилое помещение ему не было предоставлено, командованием в/ч 95852 не было предпринято соответствующих мер. После смерти ФИО4 члены его семьи в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» сохраняют право на обеспечение жилым помещением, которое они приобрели до смерти ФИО4 В настоящее время в соответствие с приказом Минобороны РФ уполномоченным Минобороны РФ органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является ДЖО Минобороны РФ, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению, и в ином порядке, кроме судебного, реализовать жилищные права истца в настоящее время не представляется возможным, что в соответствии с действующим законодательством у Минобороны РФ существует обязанность по предоставлению членам семьи умершего ФИО4 жилого помещения в собственность по избранному месту жительства, что отсутствие порядка получения жилого помещения в собственность не может нарушать законодательно закреплённые права истицы на обеспечение жилым помещением. Считает, что в следствие длительного затягивания решения жилищного вопроса, ФИО1 были причинены нравственные страдания, связанные с переживанием, и в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Представитель ответчика ДЖО Минобороны РФ извещён о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом (л.д. 67), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.

Третьи лица ФИО9 и ФИО7, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в заявлениях, адресованных суду, поддерживая исковые требования ФИО1 в полном объёме, просят рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 68, 69).

Представитель третьего лица Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, с учётом мнения представителя истца, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.    

Из материалов дела следует, что по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданному КЭЧ в/ч 28173 Московского военного округа, майору ФИО4 на семью из трёх человек: жена – ФИО5, сын – ФИО9, дочь – ФИО19 ФИО7, предоставлена трёхкомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д. 8).

Согласно копии свидетельства о смерти серии I-ФО № 816918, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом по городу Тейкову и <адрес> комитета <адрес> ЗАГС, ФИО3, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Истица ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с ФИО3, на что указывает представленная в материалах дела копия свидетельства о заключении брака серии I-ФО № 512770, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации <адрес> (л.д. 25).

Как следует из представленной в материалах дела копии поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении на настоящий момент зарегистрированы: истица ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, как наниматель жилого помещения вследствие перевода ДД.ММ.ГГГГ лицевого счёта, а также её сын – ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, дочь – ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, внучка – ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, а умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в данном жилом помещении был зарегистрирован как его наниматель с ДД.ММ.ГГГГ до дня своей смерти (л.д. 10).

Кроме этого, регистрации истицы ФИО1 и членов её семьи: ФИО6, ФИО7 и ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, подтверждается также: справкой РЭУ филиала «Верхневолжский» ОАО «Славянка» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), копией финансово-лицевого счёта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Из представленной в материалах дела копии листа беседы с офицерами в связи с предстоящим увольнением с действительной военной службы следует, что командованием в/ч 95852 с ФИО3 проведена ДД.ММ.ГГГГ беседа перед увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, во время которой определено, что ФИО3 подлежит направлению на воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес> (л.д. 61, 64).

Согласно выписки из приказа командира в/ч 43176 от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу» майор ФИО3, начальник расчёта в/ч 95852 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (л.д. 20, 60, 66). При этом вышеприведённый приказ содержит указания о календарной выслуге лет ФИО4 в Вооружённых Силах, которая составляет 24 года 1 месяц, а также о направлении на учёт в Свердловский РВК <адрес>.

Как следует из выписки из приказа командира в/ч 95852 от ДД.ММ.ГГГГ «По строевой части», находящийся за штатом майор ФИО3, досрочно уволенный приказом командира в/ч 43176 от ДД.ММ.ГГГГ с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключён с ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава в/ч 95852 и направлен для постановки на воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес> до получения жилой площади в <адрес> (л.д. 28, 62, 65).

Из материалов дела следует, что ни истица ФИО5, ни члены её семьи: сын – ФИО9, дочь – ФИО7, внучка – ФИО8, не являются собственниками жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 15-16, 17, 18, 19, 43, 44, 45, 46), а также представленными в материалах дела Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» справками о наличии недвижимости на праве собственности в <адрес> и <адрес> (л.д. 12, 13, 14).

Судом установлено, что умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ни в период военной службы, ни при увольнении не признавался нуждающимся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства жилищной комиссией войсковой части.

Анализируя объяснения представителя истца, оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.

Положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится признание права.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Из приведённой нормы указанной статьи вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьёй 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

При этом пункт 2 статьи 3 указанного Федерального закона предусматривает, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте Российской Федерации…

Согласно пункту 1 статьи 15 названного закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствие с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Как предусматривает пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, обеспечение жилым помещением указанной категории военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Из приведённых выше правовых норм следует, что существует две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих при увольнении с военной службы: путём выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путём предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.

При этом пункт 14 статьи 15 закона также предусматривается, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила). Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем другого порядка обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства, кроме изложенного в Правилах, на сегодняшний день не существует.

Согласно пункту 6 указанных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями, а пункт 7 Правил среди оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий выделяет: наличие жилой площади в закрытых военных городках и проживание на служебной жилой площади.

На момент увольнения с военной службы приказом командира в/ч 43176 от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу», ФИО3 был обеспечен жилим помещением по месту прохождения службы.

В тоже время, ФИО3 при увольнении в запас высказывал командованию в/ч 95852 своё намерение проживать после увольнения в запас не по месту прохождения военной службы, а по избранному месту жительства в <адрес>, о чём свидетельствует содержание, как приказа командира в/ч 43176 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 60, 66), так и содержание приказа командира в/ч 95852 от ДД.ММ.ГГГГ «По строевой части» (л.д. 28, 62, 65), в которых указывается о направлении ФИО4 после увольнения на воинский учёт в Свердловский РВК <адрес>, а также о направлении на воинский учёт в объединённый военный комиссариат <адрес> до получения жилой площади в <адрес>.

Однако командование в/ч 95852, зная о волеизъявлении ФИО4 проживать после увольнения в запас не по месту прохождения военной службы, а по избранному месту жительства в <адрес>, мер к реализации прав ФИО4 на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства ни при его увольнении в запас, ни после его увольнения в запас по льготным основаниям: в связи с организационно-штатными мероприятиями при выслуге лет – 24 года 01 месяц, не предприняло, чем было нарушено право ФИО4 на жилищное обеспечение при увольнении.

Кроме этого следует учесть и то обстоятельство, что ФИО3 был уволен с военной службы до принятия Правительством РФ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, которым был утверждён Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, и которым <адрес> сосны <адрес>, на территории которого проживал и проживает истец, был включён в указанный Перечень закрытых военных городков. На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 487-р, указанный военный городок утратил статус закрытого.

Таким образом, в связи с принятием Правительством РФ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р, ФИО3 с членами своей семьи, изъявивший при увольнении в запас желание проживать не по месту службы, фактически стали проживать на территории закрытого военного городка, и у ФИО4 появилось дополнительное основание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.

Наряду с указанными выше Правилами в настоящее время приняты и действуют утверждённые Правительством РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.

При этом суд исходит также из того, что квартира, в которой с 1992 года проживал ФИО3 и члены его семьи, находилась на территории закрытого военного городка, и вследствие невозможности её приватизировать, не могла быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абзаца 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству РФ было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» стал закрытым только в 2000 году, истцу в 1992 году указанная квартира была предоставлена не в качестве служебного жилого помещения. Предоставление семьям военнослужащих - контрактников жилых помещений осуществляется, по сути, с целью обеспечения жилой площадью на срок действия контракта и не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая ими квартира в закрытом военном городке сдаётся Минобороны РФ и включается в разряд служебных.

То, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ не препятствует членам его семьи быть обеспеченными жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.

Данное обстоятельство вытекает из положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих, который предусматривает, что за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ранее, как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющий продолжительность военной службы более 10 лет (24 года 01 месяц), проживавший на территории закрытого военного городка, и избравший постоянное место жительство не по месту службы и, фактически, вне закрытого военного городка, не имевший, как он, так и члены его семьи, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, имел право на признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

То обстоятельство, что ФИО3 при увольнении с военной службы не был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не может иметь правового значения, поскольку при увольнении в запас по льготному основанию ФИО3 высказывал намерение проживать не по месту прохождения военной службы, что даёт суду основания придти к выводу о том, что право ФИО4, как гражданина, уволенного с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с общей продолжительностью военной службы более 24 лет, а в настоящее время – членов его семьи, на получение жилья по избранному постоянному месту жительства не может нарушаться.

В соответствии с приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ДЖО Минобороны РФ является уполномоченным органом по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Инструкций, утверждённых Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, и в ведение указанного органа переданы полномочия по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, по снятию военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях, по принятию решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, о предоставлении военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства. В тоже время, полномочия ДЖО Минобороны РФ, согласно Инструкции, распространяются только на действующих военнослужащих и не распространяются на граждан, уволенных с военной службы.

Учитывая, что в силу пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» члены семьи умершего ФИО4, как гражданина, уволенного с военной службы, имеют право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, а право ФИО4 на признание по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств Минобороны РФ во время прохождения им военной службы и при увольнении в запас не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать членов семьи умершего ФИО4: супругу – ФИО5, сына – ФИО6, дочь – ФИО7, внучку – ФИО8 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>, поскольку на момент увольнения ФИО4 с военной службы имелись правовые основания для такого признания: ФИО3 был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, имел продолжительность военной службы более 10 лет, при увольнении в запас высказывал намерение проживать после увольнения не по месту прохождения военной службы, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма члены его семьи не имеют, избрали постоянное место жительства после увольнения ФИО4 с военной службы не по месту прохождения ФИО3 военной службы, что соответствует положениям статьи 51 Жилищного кодекса РФ, Правилам признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГ № 512, Правилам учёта от ДД.ММ.ГГГГ № 1054.

Учитывая, что согласно указанной выше Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведётся в ДЖО Минобороны РФ исходя из очерёдности принятия их на учёт, суд считает необходимым обязать ДЖО Минобороны РФ включить истицу ФИО5 и членов её семьи, как членов семьи умершего гражданина, уволенного с военноё службы, в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о признании за ней и членами её семьи права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, и о понуждении ДЖО Минобороны РФ к включению истца и членов его в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства – <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд находит подлежащими полному удовлетворению.

Суд считает не подлежащим удовлетворению требование истицы ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 3000 рублей в силу нижеследующего.

В соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др.

Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием должностных лиц ответчика.

В судебном заседании представителем истицы ФИО1 по доверенности ФИО14 не был доказан факт претерпевания её доверителем морального вреда, то есть наличие физических и нравственных страданий, поскольку не указано, какие личные нематериальные блага, предусмотренные статьёй 150 Гражданского кодекса РФ, были нарушены, и не был доказан факт нарушения таких личных нематериальных благ истицы.

По смыслу статьи 150 Гражданского кодекса РФ переживания, связанные с длительным затягиванием разрешения жилищного вопроса ФИО1 не относятся к личным неимущественным правам, в случае нарушения которых законом предусмотрена возможность возмещения компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 3, 6, 12, 55, 56, 57, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьёй 12, 150, 151 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 и членами её семьи ФИО9, ФИО7 и ФИО2 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в городе Перми в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать ФИО5 и членов её семьи ФИО6, ФИО7 и ФИО8 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в городе Перми по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО5 и членов её семьи ФИО6, ФИО7 и ФИО8 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Блохин А.В.

2-563/2013 ~ М-548/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Цуканова Ирина Анатольевна
Ответчики
ДЖО МО РФ
командир в/ч 95852
Другие
ФКУ УФО МО РФ
Цуканов Алексей Юрьевич
Ратникова Наталья Юрьевна
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Блохин Андрей Васильевич
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
25.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2013Передача материалов судье
28.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2013Судебное заседание
05.06.2013Судебное заседание
10.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2013Дело оформлено
18.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее