Дело №2-1575/20
54RS0007-01-2020-000202-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска в составе:
Судьи Барейша И.В.,
при секретаре Кузнецовой Ю.С.,
при помощнике судьи Горькой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчаренко Сергея Николаевича к Администрации Октябрьского района г.Новосибирска о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечении жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Овчаренко С.Н. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Октябрьского района г.Новосибирска.
В обоснование иска истец указал, что приказом управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от 08.05.2013г. № он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В связи с переездом на постоянное место жительство в г.Новосибирск в Октябрьский район для обучения в ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический университет» истец обратился в администрацию района с заявлением о переводе учетного дела из Алтайского края в г.Новосибирск и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории г.Новосибирска.
Ответчик отказал в связи с отсутствием утвержденного порядка соответствующего перевода, что и явилось основанием для обращения с указанным иском в суд.
В судебном заседание истец Овчаренко С.Н. требования иска поддержал в полном объеме по доводам, изложенных в иске.
В судебное заседание представитель ответчика – Администрации Октябрьского района г.Новосибирска – не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Краевого государственного казенного учреждения «Региональное Жилищное Управление» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования Овчаренко С.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Овчаренко С.Н. относится к числу лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предоставленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159.
Приказом управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от /дата/ № сведения об Овчаренко С.Н. внесены /дата/. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается ответом КГКУ «Региональное жилищное управление» (л.д.5-6).
Истец в исковом заявлении указал, что переехал на постоянное место жительства в Октябрьский район г.Новосибирска.
В подтверждение определенности истца в месте жительства представлена свидетельство о регистрации по месту пребыванию № от /дата/, согласно которому истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес> с /дата/ по /дата/ (л.д.12).
В силу ч.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст.1 Закона РФ от /дата/ N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Таким образом, судом установлено что истец переехал на постоянное место жительства в г.Новосибирск, данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, подтверждено документально.
В марте 2019 года Овчаренко С.Н. обратился в Администрацию Октябрьского района г.Новосибирска с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Октябрьского района г.Новосибирска.
/дата/ заявителю было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как истец включен в подобный список в другом субъекте РФ. В ответе Администрации Октябрьского района г.Новосибирска указано, что порядок исключения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства устанавливается Правительством РФ, данный порядок на момент обращения не установлен (л.д.4).
Принимая решение, суд учитывает следующее:
Администрация Октябрьского района г.Новосибирска в соответствии со ст.34 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является органом местного самоуправления.
В силу статьи 37 этого же Федерального закона РФ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории НСО урегулированы Законом НСО от 05.06.2013 года №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьями 1 и 2 которого предусмотрено формирование и ведение уполномоченным органом, которым является областной исполнительный орган государственной власти НСО, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Администрация района в пределах своей компетенции формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с целью дальнейшей передачи данного списка в Мэрию г.Новосибирска.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона НСО от 5 июня 2013 года №331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как указано в части 8 статьи 2 Закона №331-0З включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения – в алфавитном порядке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года N397, которое было принято уже после спорного обращения истца к ответчику, установлены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, согласно которым прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее – уполномоченная организация).
Пунктом 23 указанного Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 года N397 предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
В соответствии с пунктом 29 указанного Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 года N397 орган по новому месту жительства (орган местного самоуправления, уполномоченная организация по новому месту жительства) не вправе отказать в приеме заявления об исключении из списка и прилагаемых к нему документов.
Пунктами 30 и 31 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 года N397 установлено, что орган по новому месту жительства в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления об исключении из списка направляет, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором дети-сироты, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот включены в список (далее - орган по прежнему месту жительства), письменный запрос о предоставлении учетного дела, а также запрос в орган опеки и попечительства по новому месту жительства о постановке детей-сирот на учет в установленном порядке.
Орган по прежнему месту жительства осуществляет проверку отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе посредством межведомственного запроса в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в органы, предоставляющие подтверждение таких сведений.
На момент рассмотрения дела на региональном уровне реализация Постановления Правительства также еще реализована не была.
Однако данное обстоятельство не может препятствовать реализации имеющегося у истца права, в связи с чем оно нуждается в судебной защите.
Учитывая, что в настоящее время истец проживает на территории города Новосибирска, является лицом, имеющим право на предоставление льготного жилья по списку, который ведет Администрации Октябрьского района г.Новосибирска, суд полагает необходимым для восстановления нарушенных прав истца обязать Администрацию Октябрьского района г.Новосибирска включить Овчаренко Сергея Николаевича, /дата/ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма специализированного жилого помещения, с /дата/.
С постановкой на учет по новому месту жительства истец подлежит исключению из аналогичного учета по предыдущему месту жительства.
Таким образом, поданный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Стороны не ставили вопрос о распределении судебных издержек по делу, в связи с чем судом он не разрешался.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░, ░ /░░░░/.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.07.2020 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1575/20, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░