Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 24 июля 2017 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Налапкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-379/17 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пегас» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Пегас» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040310:38, площадью 9 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: складские объекты, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Промышленная, вл.34.
Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном отчете об оценке в размере 21 949 000 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании Распоряжения Минэкологии МО от 27 11.2013 N 566-РМ (ред. от 12.05.2014) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области», были утверждены результаты государственной кадастровой оценки, определенные по состоянию на 01 января 2013 года, кадастровая стоимость участка составила 41 994 270 рублей. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой справкой от 30 декабря 2016 года. Данную кадастровую стоимость административный истец считает завышенной, не соответствующей рыночной стоимости.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По заданию Административного истца компания ООО «ГРЕНД РЕАЛ» произвела определение рыночной стоимости Земельного участка, итоговым документом является Отчет № 09.12/07-16 Б от 21.12.2016 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040310:38.
Согласно Отчету, об оценке рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 21 949 000 рублей.
В п. 9 Кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040310:38 - указана дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость: 01 января 2013 года.
В связи с этим рыночная стоимость Земельного участка также определена Оценочной компанией ООО «ГРЕНД РЕАЛ» по состоянию на 01.01.2013 г.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по г. Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости от 23.12.2016г.
Решением Комиссии от 20.01.2017г. в пересмотре кадастровой стоимости было отказано.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем в судебном порядке посредством предъявления требований, в том числе, об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Пунктом 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что одним из результатов пересмотра определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, кадастровая стоимость Земельного участка в размере рыночной должна применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2016 года.
В процессе рассмотрения дела в суде по ходатайству представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области была назначена экспертиза с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Проведение экспертизы поручено эксперту НП «Деловой союз судебных экспертов» Титову С.Б.
Суду представлено экспертное заключение № 032/05/2017-ЭЗ от 17 мая 2017 года, согласно которому оценщиком ООО «ГРАНД РЕАЛ» Моториным К.О. при составлении отчета об оценке № 09.12/07-16 Б от 21 декабря 2016 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040310:38, площадью 9 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: складские объекты, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Промышленная, вл.34 составила: 22 746 668 (двадцать два миллиона семьсот сорок шесть тысяч шестьсот шестьдесят восемь) рублей.
После получения заключения эксперта представитель административного истца представил в суд уточненное в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, определенном в экспертном заключении – 22 746 668 рублей.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, не представили письменных возражений против удовлетворения административного иска.
Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд полагает уточненные требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.390, п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п.2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
В силу положений п. 3-7, п. 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО №4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Судом установлено, что ООО «Пегас» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040310:38, площадью 9 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: складские объекты, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Промышленная, вл.34.
Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права (л. д. 11).
Согласно экспертному заключению № 032/05/2017-ЭЗ от 17 мая 2017 года эксперта НП «Деловой союз судебных экспертов» Титова С.Б., которому судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельного участка административного истца, рыночная стоимость этого земельного участка на дату его оценки составляла 22 746 668 рублей (л.д. 260).
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется и полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном в заключении эксперта Титова С.Б.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.
С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах уточненное административное исковое заявление ООО «Пегас» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной – подлежит удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению о результатах определения кадастровой стоимости – 23 декабря 2016 года.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Пегас» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040310:38, общей площадью 9 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: складские объекты, адрес объекта: Московская область, город Железнодорожный, улица Промышленная, вл.34, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере 22 746 668 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «23 декабря 2016 года».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Терещенко А.А.