Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2-436/2014 г.
19 июня 2014 года г.Славянск-на-Кубани
Славянский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ярового А.В.,
при секретаре Борзиловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Тарасовой Л.В., администрации муниципального образования (МО) Славянский район Краснодарского края о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Славянский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил в Славянский районный суд исковое заявление к Тарасовой Л.В., администрации МО Славянский район о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в своем исковом заявлении, что на основании постановления администрации МО Славянский район от 30.11.2011 года № 2456 «О предоставлении земельного участка в аренду Тарасовой Л.В. в <...> 02.12.2011 года между администрацией МО Славянский район и Тарасовой Л.В. заключен договор аренды <...> земельного участка, расположенного по адресу:<...> под установку домика рыбака и охотника. 14.08.2013 года Тарасова Л.В. обратилась с заявлением в администрацию МО Славянский район с заявлением о предоставлении ей в собственность данного земельного участка в порядке ст.36 ЗК РФ. На основании постановления администрации МО Славянский район от 24.09.2013 года № 2357 «О прекращении права аренды на земельный участок и предоставлении земельного участка в собственность за плату Тарасовой Л.В. в <...>. 30.09.2013 года между администрацией МО Славянский район и Тарасовой Л.В. заключен договор купли-продажи <...> земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым <...>, под установку домика рыбака и охотника. Согласно п.1.1 указанного договора «Продавец» передал, а «Покупатель» принял и оплатил по цене и на условиях данного договора за земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли другого специального назначения общей площадью 284 кв.м., расположенный по адресу: <...> с кадастровым <...> под установку домика рыбака и охотника. Однако, при вынесении данных постановлений и заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка администрацией МО Славянский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства. Поэтому Славянский межрайпрокурор просит суд признать недействительным ничтожный договор от 30.09.2013 года <...> купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенный между администрацией муниципального образования (МО) Славянский район и Тарасовой Л.М.; признать недействительным зарегистрированное право собственности Тарасовой Л.В. на земельный участок общей площадью 284 кв.м., расположенный по адресу: <...>; обязать Славянский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю погасить регистрационную запись <...> от 10.10.2013 года в Едином государственном реестре право регистрации договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 30.09.2013 года <...> заключенный между администрацией муниципального образования Славянский район и Тарасовой Л.М.; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Тарасову Л.М. освободить и вернуть администрации муниципального образования Славянский район земельный участок общей площадью 284 кв.м., расположенный по адресу: <...>, с кадастровым № <...>, а администрацию муниципального образования (МО) Славянский район обязать возвратить Тарасовой Л.М. доходы бюджета муниципального образования Славянский район, полученные по договору от 30.09.2013 года <...> купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности.
В судебном заседании заместитель Славянского межрайонного прокурора Жуков Д.Г. поддержал заявленные Славянским межрайпрокурором исковые требования и просил суд удовлетворить в полном объеме рассматриваемое судом исковое заявление.
Представитель администрации муниципального образования «Славянский район» Краснодарского края по доверенности Носань В.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения судом исковых требований Славянского межрайонного прокурора и просил суд в удовлетворении искового заявления отказать.
Ответчик Тарасова Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения судом исковых требований Славянского межрайонного прокурора и просила суд в удовлетворении искового заявления отказать.
Представитель Славянского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство, согласно которому просит суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Представитель Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва на исковое заявление просит суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие и удовлетворить исковые требования Славянского межрайонного прокурора в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприроднадзора) в судебное заседание не явился, согласно представленного ходатайства просит суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие и удовлетворить исковые требования Славянского межрайонного прокурора в полном объеме.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск Славянского межрайонного прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 3,4 ст.2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г. имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Объектами права собственности могут быть - земельные участки.
Частью 2 ст. 6 Закона «О собственности в РСФСР», установлено, что земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным, национально-государственным и административно-территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию.
Таким образом, земельные участки также могут находиться в собственности органов местного самоуправления.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 7.10.1993 года №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ» до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации вопросам республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществляется Президентом Российской Федерации. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме Указов Президента Российской Федерации.
В связи с принятием всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7.10.1993 года №1598, был принят Указ Президента РФ от 24.12.1993 года №2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ», согласно которого признаны недействующими положения Земельного кодекса РСФСР, регулирующие порядок предоставления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В связи с фактической отменой Земельного кодекса, земельные отношения регулировались:
- Указом Президента Российской Федерации от 11.12.1993 года №2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», согласно которого организация ведения государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
- Указом Президента РФ от 27.10.1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», согласно которого Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом.
Граждане, получившие земельные участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих земельных участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь действующим на тот период времени законодательством, администрация города Славянска-на-Кубани и Славянского района постановлением от 5.01.1994 года утвердила проектные планы земельных участков, которые были предоставлены по государственным актам ряду организаций, в том числе и Славянскому районному обществу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов под охотничьи базы площадью 7,1483 га. Славянскому районному обществу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов выдан государственный акт <...> на право бессрочного (постоянного) пользования землей. Данный Государственный Акт в соответствии с Указами Президента РФ был зарегистрирован в комитете по земельной реформе и земельным ресурсам Славянского района Краснодарского края. К этому Государственному акту прилагались схемы границ земельных участков, находящихся в пользовании Славянского районного общества Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов.
Таким образом, администрация г.Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края разграничила право собственности на земельный участок площадью 7,1483 га, став собственником этого земельного участка и предоставив его в пользование Славянскому районному обществу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов и данный факт был зарегистрирован уполномоченным федеральным органом.
Собственником данного земельного участка администрация г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края стала до принятия постановления Правительства РФ от 13.09.1994 года №1050 и принятого в соответствии с ним постановления губернатора Краснодарского края от 24.07.1995 года №413, которыми определено, что группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц.
В соответствии с п.5 положения о водно-болотных угодьях, утвержденным постановлением от 24.07.1995 года №413 губернатора Краснодарского края, образование водно-болотных угодий международного значения не влечет за собой изъятия занимаемых ими территорий у водопользователей и землепользователей.
Администрация г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Славянского района по-прежнему остается собственником земельного участка, предоставленного Славянскому районному обществу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, а Славянское районное общество Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, в свою очередь, пользователем этого земельного участка.
Реализуя права собственника, с согласия пользователя – Славянского районного общества Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, на протяжении многих лет администрация г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края распоряжалась этой землей, предоставляя ее в аренду или в собственность членам Славянского районного общества Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов и другим гражданам.
Как собственник земельного участка, администрация г. Славянска- на – Кубани и Славянского района Краснодарского края делегировала полномочия распоряжения землей Славянскому районному обществу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов постановлением от 04.08.1999 года №1048. Но данное постановление было вынесено в нарушение действовавшего в то время законодательства, так как делегировать такие полномочия администрация г. Славянска –на- Кубани и Славянского района не имела права.
По данному факту в адрес администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края был вынесен протест Славянской межрайонной прокуратурой Краснодарского края. Никаких вопросов о незаконности распоряжения администрацией г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края земельными участками на территории водно-болотных угодий со стороны Славянской межрайонной прокуратуры к администрации г. Славянска- на- Кубани и Славянского района никогда ранее не возникало.
Согласно представления №7-1-2012 от 26.10.2012 года Славянской межрайонной прокуратуры, вынесенного по жалобе Славянского районного общества Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов в адрес администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района, администрация г. Славянска-на-Кубани и Славянского района должна была предоставить в собственность Славянскому районному обществу Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов оставшийся земельный участок по указанному выше государственному акту, а распоряжаться земельным участком администрация г. Славянска-на-Кубани и Славянского района могла только как собственник земельного участка.
Таким образом, в соответствии с указанными выше доводами, администрация МО Славянский район Краснодарского края стала собственником спорного земельного участка еще до принятия постановления Правительства РФ от 13.09.1994 года №1050 и принятого в соответствии с ним постановления губернатора Краснодарского края от 24.07.1995 года №413, которыми определено, что группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц, а поэтому правомерно, в соответствии с действующим законодательством, как собственник, распорядилась своей землей.
Доводы Славянской межрайонной прокуратуры Краснодарского края о том, что земельный участок является собственностью Российской Федерации, являются не обоснованными, так как Российская Федерация является собственником тех земель, которые находятся вне границ земли, предоставленной по указанному выше государственному акту.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Статья 56 ГПК РФ обязывает каждую из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец не доказал тот факт, что спорный земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территориях, в связи с чем является собственностью Российской Федерации. Факт нахождения спорного земельного участка в границах водно-болотных угодий оспаривался администрацией МО Славянский район Краснодарского края.
В соответствии с ч.4 и ч.5 статьи 2 Федерального закона РФ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Однако, в деле отсутствуют и сторонами не представлено суду сведения, подтверждающие факт принятия или утверждения схем размещения или территориальной схемы охраны природы особо охраняемой природной территории, на которую ссылается истец – группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой Восточного Приазовья.
В ходе судебных заседаний представителем администрации МО Славянский район Краснодарского края и судом неоднократно предлагалось истцу представить в судебное заседание для обозрения принятые или утвержденные схемы размещения или территориальные схемы охраны природы, а так же утвержденные и согласованные уполномоченными органами карты–схемы, графические материалы, проекты особо охраняемой природной территории, на которую ссылается истец – группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой Восточного Приазовья, для достоверного установления факта нахождения спорного земельного участка в границах указанной территории. Однако, запрашиваемые материалы (документы, акты и др.) суду представлены не были.
На предложение о проведении землеустроительной экспертизы, с целью установления факта нахождения спорного земельного участка в границах водно-болотных угодий, истец ответил отказом.
Сведения о границах указанной особо охраняемой природной территории в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 33-ФЗ, должны содержаться в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий, который ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Данный кадастр включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра ранее был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 года №1249, а в настоящее время установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.03.2012 года №69. Сведения данного кадастра о землях особо охраняемых природных территориях истцом по ходатайству ответчика, в суд так же не представлены.
Положениями ст. 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Федеральный закон от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривает придание режима особо охраняемой природной территории (федерального уровня собственности) водно-болотным угодьям международного значения.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
На федеральном уровне принято распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 года №2055-р, которым утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, однако в данном перечне отсутствуют водно-болотные угодья международного значения, описанные выше.
Суд считает, что истец не доказал отнесение к федеральной собственность земель, расположенных в водно-болотных угодьях международного значения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым согласиться с доводами представителя администрации МО Славянский район и отказать в удовлетворении исковых требований Славянского межрайонного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 196, 198, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
отказать в удовлетворении искового заявления Славянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Тарасовой Л.В., администрации муниципального образования (МО) Славянский район Краснодарского края о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд Краснодарского края в течение месяца.
Председательствующий –
«СОГЛАСОВАНО»
__________________ года
Судья Яровой А.В. ______________
Справка:
Решение не вступило в законную силу