Дело № 2-2988/2021
УИД 63RS0044-01-2021-005685-72
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Самары Смирнова П.С.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
с участием представителя истца Юсова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2988/2021 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Шепель Елене Анатольевне об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности,
установил:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с иском к Шепель Е.А. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, признании права собственности, в обоснование своих требований указав, что распоряжением Главы администрации г.о. Самара от 09.04.2014 № 1279 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» до 2025 года. Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.07.2020 № 586 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> и расположенных в данном многоквартирном доме жилых помещений у правообладателей. Собственником <адрес> является Шепель Е.А. Согласно договору купли-продажи от 29.08.2019 квартира приобретена ответчиком за 630.000 рублей, в связи с чем Департаментом предложено заключить соглашение от 23.03.2021 о возмещении за изымаемое жилое помещение в размере 630.000 рублей, которое направлено ответчику. От заключения соглашения о получении возмещения за жилое помещение ответчик отказалась. Просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>1 путем выкупа у Шепель Е.А. за 630.000 рублей. Прекратить право собственности Шепель Е.А. на данное жилое помещение. После выплаты денежной компенсации Шепель Е.А. признать право собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес>1, за муниципальным образованием г.о. Самара.
Представитель истца Департамента управления имуществом г.о.Самара Юсов В.В., действующий на основании доверенности от 18.10.2021, заявленные исковые требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик Шепель Е.А., уведомленный о слушании дела надлежащим образом (л.д. 57-58), в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, и при согласии истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Частью 8.2 ст. 32 ЖК РФ определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").
Как установлено в судебном заседании и подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 52-56) ответчику Шепель Е.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>1 на основании договора купли-продажи от 29.08.2019 (л.д. 18).
Распоряжением Главы администрации г.о. Самары от 09.04.2014 № 1279 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10-11).
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» до 2025 года (л.д. 12-13).
Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.07.2020 № 586 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> в том числе <адрес> (л.д. 15-16).
23.03.2021 Шепель Е.А. направлено уведомление о принятии Постановления Администрации г.о.Самара от 15.10.2020 № 826 (л.д. 25) и проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 630.000 рублей (л.д. 26-27), которые получены ответчиком 21.04.2021 (л.д. 28-32).
До настоящего времени соглашение ответчиком не подписано.
Поскольку жилое помещение приобретено Шепель Е.А. после признания дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ она имеет право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения жилого помещения, т.е. 630.000 рублей. Следовательно, ДУИ законно и обоснованно предложил ответчику заключить соглашение о возмещении за изымаемое жилое помещение за цену сделки, т.е. за 630.000 рублей.
Поскольку во внесудебном порядке ответчик уклонилась от заключения соглашения, требования истца об изъятии у ответчика жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> путем выкупа за 630.000 рублей являются законными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу пп. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества допускается в случае отчуждения недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Поскольку земельный участок и принадлежащее Шепель Е.А. жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, изымаются для муниципальных нужд, следовательно, требования истца о прекращении права собственности Шепель Е.А. на спорное жилое помещение, и признании за муниципальным образованием городской округ Самара права собственности на него после выплаты денежной компенсации ответчику, также являются законными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о.Самара государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ, что составляет 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара удовлетворить.
Изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у Шепель Елены Анатольевны за 630.000 рублей.
Прекратить право собственности Шепель Елены Анатольевны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
После выплаты денежной компенсации Шепель Елене Анатольевне признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием городской округ Самара.
Взыскать с Шепель Елены Анатольевны в доход местного бюджета г.о.Самара государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Железнодорожный районный суд г.о. Самара заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения.
Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.о. Самара.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 21 октября 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь