Дело № 2-2702/1/12
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2012 года г.Калуга
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Ефременковой М.А.,
при секретаре Сорокиной Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге дело по иску Пелленен Н. А., Артюшина Е. А., Краева Р. Л., Кузнецова Д. А., Артемова В. Н., Чайка А. А., Кузнецова С. В., Цвилинского И. О. к Городской Управе МО «город Калуга», Городскому Голове г.Калуги о возложении обязанности ликвидировать последствия аварийной ситуации,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд к ответчикам с требованием ликвидировать последствия аварийной ситуации в г.Калуге в районе КНС обслуживающею <адрес> путем вывоза загрязненной почвы с прилегающей территории на специализированный полигон с последующей подсыпкой чистого грунта взамен вывезенного с сохранением рельефа местности и инженерных сооружений на ней. Указав что, последствия аварийной ситуации представляют угрозу здоровью и жизни истцов, а также их семей. Последствия аварийной ситуации нарушают право истцов на благоприятную среду обитания. В межсезонье и зимнее время последствия аварийной ситуации создают наледь на проезжей части дороги, чем создают угрозу безопасности дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ уточнив иск, истцы просили обязать ответчиков ликвидировать последствия аварийной ситуации в г.Калуга, а именно: 900 квадратных метров на стыке кадастрового квартала № – 30 погонных метров вдоль кадастрового квартала № на 30 погонных метров вдоль кадастрового квартала №. 2000 квадратных метров на стыке кадастрового квартала № и кадастровых кварталов № (расположением по 10 метров вдоль границ кадастрового квартала № на 200 метров вдоль границ кадастрового квартала №).
путем вывоза загрязненной почвы с прилегающей территории на специализированный полигон с последующей подсыпкой нормативного (чистого) грунта взамен вывезенного с сохранением рельефа местности и инженерных сооружений на ней согласно приложенной топографической съемки и инженерных сооружений.
В судебном заседании истцы Кузнецов С.В. и Пелленен Н.А. требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Истцы Артюшин Е.А., Краев Р.Л., Кузнецов Д.А., Артемов В.Н., Чайка А.А., Цвилинский И.О. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем в материалах дела имеется письменное заявление.
Ответчики в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Истцы не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол.
Третье лицо депутат Городской Думы г.Калуги Зеленов С.В. исковые требования поддержал, полагал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области исковые требования полагала обоснованными.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзора) по Калужской области и Управления по работе с населением на территории г.Калуги в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель Городской Думы в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав эксперта Управления Роспотребнадзора по Калужской области суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.1 федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. от 11.07.2011 года) окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 25.07.2011 года) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Судом установлено, что водопроводные и канализационные сети по <адрес> приняты в состав казны муниципального образования «Город Калуга» на основании распоряжения Городской Управы города Калуги от 09.03.2011 года №2072-р «О включении имущества в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Калуга». Управлением городского хозяйства города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № с КП БТИ Калужской области на выполнение работ по осуществлению первичной технической инвентаризации канализационной насосной станции, обслуживающей данные улицы.
Решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что канализационная насосная станция расположена на водопроводных и канализационных сетях по <адрес> и участвует в технологической цепочке водоотведения от домов на названных выше улицах.
Протоколом лабораторных исследований почвы № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается загрязнение почвы в районе <адрес>, в районе детской площадки и районе КНС на территории жилой застройки в г.Калуге, в районе жилых домов <адрес>, в районе детской площадки категория почвы умеренно-опасная, в районе КНС –опасная.
Протоколами лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ в районе детской игровой площадки возле дома <адрес> подтверждается загрязнение почвы.
Жители <адрес> неоднократно обращались в государственные органы по вопросам выхода из строя системы водоотведения и прорыва фекальных вод.
Согласно ответу Городской Управы города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ следует, что аварийные ситуаций на сетях работы по их ликвидации будут выполняться по заявкам «Городской Управы города Калуги».
Согласно ответу Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведенной проверкой установлен, что сточные воды без предварительной очистки сбрасываются в черте населенного пункта и стекают по направлению к <данные изъяты>. На момент проверки факт сброса в реку не установлен.
Представленными в судебное заседание документами, в том числе фотографиями и видеосъемкой согласно которым установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент осуществляется сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности в районе жилого дома <адрес> по причине выхода из строя насоса на канализационные сети. В результате чего произошло загрязнение земельного участка общей площадью не менее 500 кв.м. вредными веществами. На момент рассмотрения дела имеется неустраненный прорыв, происходит утечка сточных вод без очистки Существует угроза попадания фекальных вод, с учетом рельефа местности в проточный водоем, который впадает в реку <данные изъяты>, река <данные изъяты> впадает в реку <данные изъяты>. Как следует из пояснений эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Калужской области Любутской Е.В. проверка проводилась в ДД.ММ.ГГГГ при очень низкой температуре воздуха.Статья 23 Устава МО «г.Калуга» определяет структуру органов местного самоуправленияг.Калуги, которую составляют: Дума, Городской Голова, Управа, Контрольно-счетная палата Калуги.
Согласно пункта8 части1 статьи14 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО «г. Калуга» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Уставом МО «Город Калуга» ст.38 к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со статьями3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997года N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
В пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года №167, указано, что водоотведение – технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; сточные воды – воды образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
В соответствии с ч.6 ст.60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Поскольку судом установлено, что создавшаяся аварийная ситуация в районе улиц <адрес>, в районе детской площадки и районе КНС на территории жилой застройки в г.Калуге, в районе жилых домов <адрес>, в районе детской площадки ухудшает санитарное состояние и экологическую обстановку на территории поселения, создает опасность причинения вреда здоровью гражданам(жителям данных улиц), существует угроза попадания неочищенных сточных вод в реку <данные изъяты>, суд приходит к выводу об обоснованности требований истцов об обязании Городской Управы города Калуги ликвидировать последствия аварийной ситуации.
Суд считает возможным не детализировать в своем решении действия ответчика по организации ликвидации аварийной ситуации, поскольку как установлено судом, Городская Управа города Калуги эти действия может произвести путем заключения договоров со специализированными организациями.
В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «Город Калуга», зарегистрированного в администрации Губернатора Калужской области 16.10.2000 года №19, исходя из полномочий, суд приходит к выводу, что Городской Голова является ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст.ст.194,198,235-237 ГПК РФ, С у д
р е ш и л :
Исковые требования Пелленен Н. А., Артюшина Е. А., Краева Р. Л., Кузнецова Д. А., Артемова В. Н., Чайка А. А., Кузнецова С. В., Цвилинского И. О. удовлетворить частично.
Обязать Городскую Управу города Калуги ликвидировать последствия аварийной ситуации в г.Калуга на территории 900 квадратных метров на стыке кадастрового квартала № – 30 погонных метров вдоль кадастрового квартала № на 30 погонных метров вдоль кадастрового квартала № и 2000 квадратных метров на стыке кадастрового квартала № и кадастровых кварталов № (расположением по 10 метров вдоль границ кадастрового квартала № на 200 метров вдоль границ кадастрового квартала №).
В удовлетворении исковых требований Пелленен Н. А., Артюшину Е. А., Краеву Р. Л., Кузнецову Д. А., Артемову В. Н., Чайка А. А., Кузнецова С.В., Цвилинского И.О. к Городскому Голове отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 13.04.2012 года
Копия верна Судья