Решение по делу № 7-10334/2018 от 05.09.2018

Судья: Мамаева Е.Ю.

Дело  7-10334/2018

 

РЕШЕНИЕ

город Москва                                                                                 20 сентября 2018 года                                                                                 

Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Камилова А.Р. по ордеру адвоката Мишина Р.В. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 28 августа 2018 года, которым гражданин Республики Узбекистан Камилов Азизжон Равшанович признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации,

 

установил:

***года инспектором ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве в отношении гражданина Республики Узбекистан Камилова Азизжона Равшановича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.

Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Бабушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого 28 августа  2018 года вынесено указанное выше постановление.

В настоящее время данный судебный акт в Московский городской суд обжалует    защитник Камилова А.Р. по ордеру адвокат Мишин Р.В. по доводам поданной им жалобы, согласно доводам которой, ***года заявителем сданы документы на оформление патента, оплачены услуги по его оформлению,  авансовый платеж; факт осуществления Камиловым А.Р. трудовой деятельности в качестве грузчика в интересах ООО «***» не доказан, представитель данного общества в рамках проведения проверки  опрошен не был; заявителю неправомерно не предоставлен переводчик и защитник; выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.

В судебном заседании  защитник Камилова А.Р.  по ордеру адвокат Мишин Р.В.  указанные доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, предоставив на обозрение суду апелляционной инстанции подлинники патента, квитанций об оплате ежемесячных авансовых платежей.

Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу оспариваемое постановление судьи подлежащим изменению в связи со следующим.

На основании ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В порядке ч.2 ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 7 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу либо патента.

Статьей 2 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года  115-ФЗ определено, что разрешение на работу  это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент  это документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно п.1 ст.13.3 того же Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 13.25 час. ***года по адресу: г.Москва,  ***, д.2, стр.11, в результате проверки соблюдений требований миграционного законодательства сотрудниками  ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве выявлен гражданин Республики Узбекистан Камилов Азизжон Равшанович, который в нарушение требований п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществлял трудовую деятельность в качестве грузчика ООО «***» без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, совершив тем самым правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.

Факт совершения Камиловым А.Р. указанного административного правонарушения и его вина  подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании  доказательств, в том числе, распоряжением врио начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и фактического осуществления трудовой деятельности по адресу: г.Москва, ***, д.2; протоколом осмотра территории по названному адресу, осуществленного в присутствии двоих понятых, сведения о которых отражены в протоколе, с применением фотофиксации; фототаблицей, полученной путем зафиксированной в протоколе осмотра территории съемки и являющимися приложением к названному протоколу, о чем в нем сделана запись, и на которой зафиксирован заявитель на своем рабочем месте выполняющим работу грузчика ООО «***»; копией заключенного ***года между АО «***» и ООО «***»  договора аренды нежилого оборудованного помещения по адресу: г.Москва, ***, д.2, переданное во временное владение и пользование арендатору для осуществления уставной деятельности; актом от ***года приема-передачи нежилого помещения арендатору ООО «***»; рапортом сотрудника  ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве о выявлении по вышеприведенному адресу гражданина Республики  Узбекистан Камилова А.Р., осуществляющего трудовую деятельность в качестве грузчика ООО «***» без разрешения на работу или патента на осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве; письменными объяснениями Камилова А.Р.; справками о проверке по базе данных УВМ ГУ МВД России по г.Москве по централизованному учету правонарушителей, сведениями АС ЦБДУИГ; копиями паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, патента серии 77 ***, выданного отделом внешней трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по г.Москве, сроком действия с ***года; протоколом об административном правонарушении в отношении Камилова А.Р. по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, в котором подробно изложены обстоятельства правонарушения, приведены нормы Закона, нарушение  которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что  права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, протокол составлен в его присутствии, с ним он ознакомлен, согласился, вину признал, копию его получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ ему разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.

Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них  отражены,  они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.  

Причин для оговора заявителя со стороны сотрудников полиции не установлено, а наличие у них властных полномочий по отношению к иностранным гражданам, призванным соблюдать на территории Российской Федерации требования Федерального закона от 25 июля 2002 года  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,  не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.

Замечаний на действия сотрудников полиции заявитель не делал, процессуальные документы  таких замечаний и претензий не содержат, жалоб относительно незаконного поведения сотрудников полиции по отношении к нему в компетентные органы не подавал, в судебном заседании районного суда без всякого с чьей-либо стороны давления   установленные обстоятельства подтвердил, вину не признал, мотивируя тем, что в момент проверки по указанному адресу он помогал другу разгружать товар.

Кроме того, сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено. 

В силу ст. ст. 16, 67 ТК РФ, основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, оформлен ли трудовой договор надлежащим образом.

Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного заявителю административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактическое осуществление трудовой деятельности конкретного иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу или патента, с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Вопреки доводам жалобы, факт осуществления заявителем трудовой деятельности в качестве грузчика ООО «***» без разрешения на работу или патента с очевидностью подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств, которые также согласуются с письменными объяснениями самого  Камилова А.Р., данными сотрудникам полиции и подтвержденные им в суде первой инстанции после разъяснения ему положений ст. 51 Конституции РФ и ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, свою вину в совершении вмененного ему административного правонарушения признавшего и подтвердившего факт своей работы в качестве грузчика по указанному адресу без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, что образует объективную сторону состава административного правонарушения,  предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в том, что вышеуказанные письменные объяснения должностными лицами органов полиции записаны со слов Камилова А.Р., не имеется, с учетом собственноручной записи последнего на русском языке  обстоятельств совершения правонарушения, без ссылок на наличие у него каких-либо возражений по изложенным  обстоятельствам.  

Также следует отметить, что как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде, заявителю неоднократно разъяснялись положения ст. 51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1, 25.10,  в том числе, право пользоваться помощью переводчика и защитника, в чем заявитель собственноручно неоднократно расписывался, указывая на то, что в услугах переводчика и адвоката он не нуждается, русским языком владеет, отдельных ходатайств о предоставлении переводчика и защитника им  заявлено не было, материалы дела таких ходатайств не содержат.

При этом, объяснения по обстоятельствам дела на досудебном рассмотрении дела и в суде первой инстанции он давал на русском языке, участвовал в исследовании доказательств, пользовался иными процессуальными правами, что не позволяет усомниться во владении им языком, на котором ведется судопроизводство, в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении. 

Ссылки в жалобе на то, что в рамках проведения проверки не был опрошен представитель работодателя, не могут повлечь отмену оспариваемого  судебного акта, так как указанное обстоятельство не повлияло на всесторонность, полноту и объективность выяснения обстоятельств по делу, поскольку совокупность иных добытых по делу доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данной категории дел.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также срок действия выданного патента серии 77 *** - с ***года, тогда как  осуществляющим трудовую деятельность грузчика в ООО «***» без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве заявитель выявлен  ***года, то есть до получения патента, что является нарушением  п.4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», его действия правильно квалифицированы по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела судьей исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты судьей и положены в основу постановленного  судебного акта, что нашло свое отражение в постановлении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям  ст. 29.10 КоАП РФ,  оснований не согласиться с его законностью и  обоснованностью не имеется.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ. 

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием  к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ. 

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.

По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учётом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России 05 мая 1998 года, определено, что вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Семейная жизнь в понимании названной статьи Конвенции и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года  11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года  8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть распространена и на сферу административной ответственности.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года  4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года 3-П, от 13 марта 2008 года 5-П, от 27 мая 2008 года  8-П, от 13 июля 2010 года 15-П, от 17 января 2013 года 1-П и др.).

Таким образом, при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч.2 ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из её соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанные обстоятельства должны быть выяснены и установлены судьёй в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.           

Учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что на территории Российской Федерации заявитель с *** года пребывает на законных основаниях, в установленном порядке *** года принимающей стороной поставлен  на миграционный учет, своевременно - ***года обратился в миграционный орган за оформлением патента на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, патент 77 ***, сроком действия с ***года, на руки ему выдан *** года, он им оплачен  ежемесячными авансовыми платежами до *** года, что подтверждено соответствующими квитанциями, неоднократно пребывая на территории Российской Федерации с *** года с целью трудоустройства заявитель в установленном порядке ежегодно оформлял разрешения либо патенты на осуществление трудовой деятельности, официально заключал трудовые договоры с юридическими лицами, сведения о которых имеются в АС ЦБДУИГ, ранее к административной ответственности за однородные правонарушения в течение срока давности, установленного ст. 4.6 КоАП РФ, не привлекался, успешно сдал экзамен на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 14 февраля 2013 года  4-П, о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ,  необходимость применения к заявителю столь суровой меры ответственности в виде выдворения с территории Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснованы,  противоречат требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем считаю возможным обжалуемое постановление судьи районного суда в части назначенного административного наказания изменить, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

При этом, административное наказание в виде административного штрафа судьей районного суда назначено с соблюдением требований ст.ст.3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости  наказания, согласуется с его предупредительными целями.

Порядок привлечения Камилова А.Р. к административной ответственности соблюден, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, принцип презумпции невиновности не нарушен, бремя доказывания распределено верно.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе, права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не установлено.

       В остальной части судебный акт от  28 августа 2018 года подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

 

решил:

постановление судьи Бабушкинского районного суда  г. Москвы от 28 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина  Республики  Узбекистан   Камилова Азизжона Равшановича изменить, исключив из него указание на назначение   дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника по ордеру адвоката Мишина Р.В. - без удовлетворения.

          

Судья Московского городского суда                                                       Л.Н. Сумина

 

 

7-10334/2018

Категория:
Административные
Статус:
Завершено
Ответчики
Камилов А.Р.
Суд
Московский городской суд
Судья
Сумина Л.Н.
Статьи

18.10

Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
12.09.2018Судебное заседание
20.09.2018Судебное заседание
05.09.2018Зарегистрировано
20.09.2018Завершено
20.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее