Дело <номер>
УИД 18RS0<номер>-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28.11.2019 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
ФИО1 (далее – истец, ФИО1) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – ответчик, МВД по УР) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения ее размера, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", за период с <дата> по <дата> (требование изложено с учетом его изменения истцом).
Иск мотивирован тем, что ФИО1 является ветераном боевых действий, имеет право на повышенную пенсию за выслугу лет. Вышел на пенсию <дата>. Оформлением и назначением пенсии занимался Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Удмуртской Республике. Как ветерану боевых действий истцу был произведен перерасчет пенсии за 12 месяцев с <дата> по <дата>. Разница в пенсии в размере 20295,97 руб. оформлена <дата>.
Истец обратился в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Удмуртской Республике для перерасчета пенсии за весь период с момента назначения пенсии в 2012 году. Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Удмуртской Республике в письме от <дата> указывает, что согласно ст. 53 Закона от <дата> при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Поскольку пенсия истцу назначена в 2012 году, считает, что ст. 53 Закона от <дата> не применима. В соответствии со ст. 58 Закона от <дата> сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Считает, что ему должен быть произведен перерасчет пенсии за весь период со времени ее назначения.
Просил также возместить ему со стороны ответчика расходы на составление искового заявления в размере 3500 руб.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 представила отзыв, где указала, что перерасчет пенсий носит заявительный характер. Истец ФИО1 является ветераном боевых действий (удостоверение от <дата> <номер>). Однако указанный документ истцом к заявлению о назначении пенсии не прилагался. Удостоверение ветерана боевых действий истец представил в отдел пенсионного обеспечения МВД по УР только <дата>, ранее данное удостоверение ФИО1 в кадровое и пенсионное подразделение МВД по УР не представлял, к материалам личного и пенсионного дела копия данного удостоверения не приобщалась. В расчете выслуги лет для назначения пенсии сведения о льготном стаже не отображались, поскольку пенсия за выслугу лет назначалась при условии смешанного стажа (п.п. «б» ст. 13 Закона), с расчетом выслуги лет истец был ознакомлен под подпись.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
На основании приказа МВД по УР <номер>л/с от <дата> майор полиции ФИО1 - бывший старший эксперт отдела криминалистических экспертиз Экспертно-криминалистического центра МВД по УР, находящийся в распоряжении МВД по УР, уволен <дата> из органов внутренних дел по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального Закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел).
Выслуга лет в соответствии с расчетом составляет 21 год 06 месяцев 14 дней, трудовой стаж 10 лет 05 месяцев 22 дня, общий трудовой стаж 32 года 00 месяцев 06 дней.
Заключением от <дата> <номер> ФИО1 назначена пенсия на основании ст. 13 «б» Закона РФ от <дата> <номер> за общий трудовой стаж 32 года с <дата>.
<дата> ФИО1 получил уведомление о необходимости представления в 5-дневный срок в кадровый аппарат ЭКЦ МВД по УР документов для назначения пенсии:
- копии диплома о получении образования;
- копии трудовой книжки;
- денежного аттестата;
- копии паспорта;
- копии удостоверения ветерана боевых действий;
- фотографий.
При этом разъяснено, что в случае не представления необходимых документов в указанный срок ответственность за несвоевременное начисление пенсии по линии МВД по УР ложится лично на него.
<дата> ФИО1 обратился к начальнику ЦПО МВД по УР с заявлением о назначении пенсии. При этом в качестве приложения к данному заявлению указаны следующие документы: расчет выслуги лет, выписка из приказа, денежный аттестат, копия рапорта об увольнении, свидетельство о болезни, копия диплома, копия паспорта, копия трудовой книжки, выписка из приказа, реквизиты счета, уведомление, что подтверждается подписью ФИО1
<дата> ФИО1 подал заявление на имя начальника ОПО ЦФО МВД по УР с просьбой назначения повышения как ветерану боевых действий к пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ <номер>, при этом истцом в пенсионный орган МВД по УР представлено удостоверение серии РМ <номер> от <дата> ФИО1 указал также, что ранее удостоверение не предъявлял.
В удостоверении ветерана боевых действий указано, что предъявитель настоящего удостоверения имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах».
ФИО1 пересчитана пенсия за выслугу лет за период с <дата> по <дата>.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и участниками процесса не оспариваются.
Суд признает исковые требования истца не законными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от <дата> N 4468-1).
Лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от <дата> N 4468-1, среди которых лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на службе в органах внутренних дел 20 и более лет (пп. "а" ч. 2 ст. 5, пп. "а" ч. 1 ст. 13 этого Закона).
В силу п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются в том числе ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки согласно п.п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 названного Закона, в соответствии с законодательством.
Ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 763, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Согласно абзацу 1 ст. 51 Закона РФ от <дата> N 4468-1 (в ред. Федеральных законов от <дата> N 186-ФЗ, от <дата> N 117-ФЗ, от <дата> N 58-ФЗ) – лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 ст. 51 вышеуказанного Закона (в ред. Федерального закона от <дата> N 169-ФЗ), заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган (орган социальной защиты населения) запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 Закона РФ от <дата> N 4468-1 (в ред. Федерального закона от <дата> N 169-ФЗ), заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от <дата> N 210-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакция от <дата>), органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В силу пункта 17 части 6 ст. 7 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакция от <дата>), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки.
В соответствии с Приложением к Приказу МВД РФ от <дата> N 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца) Инструкция определяет порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей.
В силу пункта 4 Инструкции, работа по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, подразделениями центрального аппарата МВД России и подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, ФМС России, главными управлениями по федеральным округам, министерствами внутренних дел, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, органами управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск, научно-исследовательскими и иными подразделениями, учреждениями и организациями МВД России, воинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
В силу пункта 6 инструкции, пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
В силу пункта 7 Инструкции, документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы).
Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением (пункт 8 Инструкции).
Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы (службы) военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел (пункт 11 Инструкции).
Для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются следующие документы:
12.1. Пенсии за выслугу лет и по инвалидности:
а) заявление о назначении пенсии (приложение N 1);
б) расчет выслуги лет (приложение N 2);
в) денежный аттестат;
г) свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК;
д) справка МСЭК о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам-инвалидам);
е) справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев);
ж) справка из органов социальной защиты населения, ПФ России о неполучении пенсии по линии этих органов либо прекращении ее выплаты (при необходимости);
з) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 12 Инструкции).
На основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии (приложения N 3, 4, 5) или пособия (приложение N 6), которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (пункт 13 Инструкции).
Из анализа указанных норм следует, что назначение пенсии и надбавок к ней носит заявительный характер, заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Обязанность пенсионного органа произвести начисление надбавки к пенсии обусловлена не только возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает возможность назначения такой надбавки, но и с фактом подачи соответствующего заявления и представления документов, подтверждающих обстоятельства, на которых заявитель основывает требование о назначении надбавки к пенсии.
При этом, хоть документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы, материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы, но все необходимые документы для назначения пенсии, кроме тех документов, которые сотрудник, претендующий на назначение пенсии, вправе не представлять в силу закона, должен представить сотрудник. Удостоверение ветерана боевых действий не относится к документам, которые сотрудник органа внутренних дел, претендующий на назначение пенсии, вправе не представлять для назначения надбавки к пенсии. Поэтому не имеет юридического значения то обстоятельство, имелись ли в личном деле истца сведения о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. О необходимости представления в кадровый аппарат ЭКЦ МВД по УР среди документов для назначения пенсии удостоверения ветерана боевых действий истец был уведомлен <дата> под роспись. Вместе с тем данное удостоверение не представил, что подтверждается отсутствием указания на приложение копии удостоверения ветерана боевых действий в перечне прилагаемых к заявлению о назначении пенсии документов.
В результате ответчиком МВД по УР льгота по пенсионному обеспечению - повышение пенсии на 32 процента расчетного размера пенсии - предоставлена истцу с момента его обращения с заявлением и предоставления удостоверения, и выплачена разница за предшествующие дню обращения 12 месяцев.
В силу статьи 53 Закона РФ от <дата> N 4468-1, при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
В силу ст. 55 Закон РФ от <дата> N 4468-1, в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Истец приобрел право на назначение надбавки к пенсии, предусмотренной п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1, с момента назначения пенсии, но своевременно необходимый для назначения указанной надбавки документ – удостоверение ветерана боевых действий - не представил, а обратился за перерасчетом только <дата>, поэтому перерасчет пенсии обоснованно сделан ему с <дата>.
В силу статьи 58 Закона РФ от <дата> N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В силу пункта 38 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от <дата> N 418, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии и обратился за реализацией этого права несвоевременно, разница в пенсии ему может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельным сроком.
Аналогичное положение содержится в пункте 57 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, утвержденной Приказом МВД России от <дата> N 7, действовавшей на день обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии - если пенсионер МВД России приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельным сроком.
Таким образом, выплата суммы пенсии, не полученная пенсионером своевременно, за прошлое время без ограничения сроком, предусмотрена законом только если это произошло по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию.
Бремя доказывания отсутствия вины в не получении истцом пенсии с учетом надбавки, предусмотренной п. «г» ст. 45 Закона РФ от <дата> N 4468-1, с момента назначения ему пенсии, возложено судом на ответчика. Такие доказательства содержатся в пенсионном деле истца, которое представлено ответчиком, исследовано судом, копии необходимых документов приобщены к материалам дела. Поскольку ответчик уведомил истца о необходимости представления удостоверения ветерана боевых действий, но истец уклонился от представления указанного документа, надбавка не была ему назначена со дня возникновения права на такую надбавку.
Как установлено в судебном заседании, истцу назначена пенсия на основании п. «б» ст. 13 Закона РФ от <дата> N 4468-1.
В силу п. «б» ст. 13 Закона РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В связи с чем при составлении расчета определялась выслуга лет истца в календарном исчислении. Ошибок в исчислении выслуги лет истца ответчиком не допущено.
Пенсия истцу назначена своевременно, непредставление истцом удостоверения ветерана боевых действий препятствием к назначению пенсии не являлось, в связи с чем после подачи истцом заявления о назначении пенсии ему не было еще раз предложено представить данный документ.
В связи с отсутствием вины пенсионного органа ответчика в задержке назначения истцу пенсии либо в перерасчете пенсии истца, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
В связи с отказом истцу в иске, судебные расходы истца возмещению со стороны ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, заявление о возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес> Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Судья Стех Н.Э.