Дело № 2-1071/2015
Р Е Ш Е Н И Е (резолютивная часть)
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ворошиловский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгограда, действующего в интересах ФИО2, к Комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения,
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Волгограда, действующего в интересах ФИО2, к Комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории Дубовского муниципального района <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Судья:
Дело № 2-1071/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ворошиловский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгограда, действующего в интересах ФИО2, к Комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Волгограда обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения, в обоснование требований указав, что прокуратурой Волгограда проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении его жилищных прав. Так, установлено, что ФИО2 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку заочным решением Дубовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО2 - ФИО5, ФИО6 лишены родительских прав в отношении ФИО2 Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 определена в детское государственное учреждение. На основании постановления главы Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в льготную очередь детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений. Приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году. В настоящее время ФИО2 состоит в данном списке по <адрес> под номером 203 по Дубовскому муниципальному району – под номером 5. между тем, до настоящего времени жилое помещение ФИО2 органом исполнительной власти Региона не представлено. Согласно информации Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 будет обеспечена жильем специализированного жилищного <адрес> в 2016 году. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, которая не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья. В связи с чем, просит суд обязать Комитет строительства <адрес> обеспечить ФИО2 благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, на территории Дубовского муниципального района <адрес> по договору социального найма специализированного жилого фонда.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ОД «О внесении изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1-ОД» и от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ОД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес>» Министерство строительства <адрес> переименовано в Комитет строительства <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> ФИО7, действующая на основании удостоверения ТО 170307 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования о понуждении к предоставлению жилого помещения поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам.
Истец, ФИО2, в судебном заседании исковые требования прокурора просила удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета строительства <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала и просила в удовлетворении отказать. Суду пояснила, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей установленными нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под № (по <адрес>), по Дубовскому муниципальному району - №5. В связи с отсутствием на территории Дубовского муниципального района <адрес> жилфонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах <адрес>. В течение 2013 года по <адрес> в целом проведено 1452 конкурсные процедуры, по городскому округу <адрес> – 98 конкурсных процедур, по итогам которых на территории Волжского было приобретено в государственную собственность <адрес> 44 жилых помещения. В настоящее время 10 квартир по городскому округу-<адрес> предоставлены детям-сиротам в соответствии со списком детей-сирот, 43 квартиры оформляются в государственную собственность <адрес>. В связи с тем, что в настоящее время свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на территории Дубовского муниципального района отсутствуют, в случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений детям сиротам, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта. С их согласия им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах <адрес>. После принятия жилых помещений в государственную собственность <адрес> ФИО2 (с ее согласия) будет предоставлена квартира на территории городского округа – <адрес>. Таким образом, считает, что со стороны Комитета приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение ФИО2 жилым помещением.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти <адрес>", постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 99 "О мерах по реализации законов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОД "О внесении изменений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ОД" и от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес>" Министерство образования и науки <адрес> переименовано в Комитет образования и науки <адрес>.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки <адрес>, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указав, что ФИО2 включена в выписку из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, которая была направлена в Комитет строительства <адрес>. В указанной выписке ФИО2 по Дубовскому муниципальному району <адрес> значится под номером 5 по <адрес> значится под номером 181.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право па дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Исходя из положений п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных <адрес>.
Таким образом, вышеприведенной нормой права закреплено, что при отсутствии возможности для ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его жилищный вопрос в безотлагательном порядке должен быть разрешен путем обеспечения временным жильем до приобретения соответствующего жилого помещения на постоянной основе.
Иное толкование данного законодательства ведет к ущемлению прав и законных интересов лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жильем на указанных выше основаниях, и нарушению декларируемых государством общеправовых принципов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заочным решением Дубовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО2 - ФИО5, ФИО6 лишены родительских прав в отношении ФИО2 (л.д. 15-16).
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 определена в детское государственное учреждение (л.д. 17-18).
Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании постановления главы Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена в льготную очередь детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений.
Приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включена список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2015 году.
Как следует из материалов дела, в настоящее время ФИО2 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2015 году по <адрес> под номером 203 по Дубовскому муниципальному району – под номером 5.
Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо имущества в материалах дела не имеется.
Наряду с этим, материалами дела подтверждено, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №42, ФИО2 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем. По данному вопросу ФИО2 неоднократно обращался к ответчику, и согласно информации Министерства строительства <адрес> ФИО2 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, под № (по <адрес>), по Дубовскому муниципальному району - №5.
При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное не предоставление ФИО2 жилого помещения нарушает её конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у нее возможности для обеспечения таковым ФИО2, представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что в настоящее время проводятся мероприятия по принятию жилых помещений в государственную собственность <адрес> в целях дальнейшего заключения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> с детьми-сиротами согласно списку детей-сирот, судом во внимание не принимаются.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2, тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Волгограда в интересах ФИО2 к Комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Волгограда, действующего в интересах ФИО2, к Комитету строительства <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Комитет строительства <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> на территории Дубовского муниципального района <адрес> для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Судья:
Справка: мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: