Дело № 5-94\2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 апреля 2018г. г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Архипова И.П.,
при секретаре Деревянко Е.И.,
с участием законного представителя АНОДПО «Учебный центр «Автореал» Васева С.А.,
должностного лица Бобылева В.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Автореал», юридический адрес: 614014, г. Пермь, ул. Алексеевская, д. 54, почтовый адрес: 61400, г. Пермь, ул. Революции, д. 7, ИНН 5904196846,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
26 февраля 2018г. начальником отдела федерального государственного контроля качества образования управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края Бобылевым В.В. в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Автореал» (далее – АНОДПО «Учебный центр «Автореал») составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно данного протокола в период с 23 января по 19 февраля 2018 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований для осуществления образовательной деятельности на основании приказа Министерства образования и науки Пермского края о 16 января 2018 года в отношении АНОДПО «Учебный центр «Автореал», имеющего лицензию от 04.12.2015 г. серии № на право ведения образовательной деятельности, выявлены факты грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении указанной выше деятельности, а именно в нарушении пп. «з» «ж» п. 6, п.п. «а» п. 9, пп. «»ж» п. 10 Положения «О лицензировании образовательной деятельности », утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес>, а также отсутствует заключение о соблюдении требований пожарной безопасности используемых организацией для осуществления образовательной деятельности учебных кабинетов по адресам: <адрес>
В судебном заседании законный представитель АНОДПО «Учебный центр «Автореал» Васев С.А. с нарушением, указанным в протоколе об административном правонарушении согласился. Просил учесть, что юридическим лицом предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений, а также финансовое положение.
Должностное лицо Бобылев В.В. в судебном заседании настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности, поскольку затрагивается безопасность людей в процессе учебы. Не настаивает на строгом наказании.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии в действиях АНОДПО «Учебный центр «Автореал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, при этом исходит из следующего.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), с санкцией для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 указанного Закона образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В силу пп. "ж", пп. «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии спунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В силу пп. "а" ст. 9 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с пп. "ж" п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
Пунктом 11 статьи 19 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что АНОДПО «Учебный центр «Автореал» является образовательным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с выданной лицензией (л.д. 44-45).
Возглавляет учреждение Васев С.А. (л.д. 40).
По результатам проверки АНОДПО «Учебный центр «Автореал», проведенной с 26.01.2018г. по 19.02.2018г. Министерством образования и науки Пермского края, составлен акт N 27,, из которого следует, что организацией при осуществлении образовательной деятельности допускаются грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно: у организации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам здания, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес>; осуществляется образовательная деятельность в учебных кабинетов по адресам: <адрес> в отсутствие безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а именно отсутствует заключение о соблюдении требований пожарной безопасности используемых организацией для осуществления образовательной деятельности учебных кабинетов (л.д. 11-13).
Виновность АНОДПО «Учебный центр «Автореал» в совершении административного правонарушения, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно:
- протоколом об административном правонарушении №-АП от 26 февраля 2018г., содержащим фактическое описание правонарушения, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 25.1 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены, копия протокола вручена, о чем свидетельствуют подписи, предоставлено право ознакомиться с протоколом и дать свои объяснения (л.д. 2-6);
- приказом о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АНОДПО «Учебный центр «Автореал» № СЭД-26-21-10-3 от 16.01.2018г. (л.д. 7-10);
- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 19.02.2018г., согласно которого АНОДПО «Учебный центр «Автореал» были выявлены факты грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (л.д. 11-13);
- заключением УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю от 10.01.2018г., в котором содержатся адреса мест осуществления образовательной деятельности АНОДПО «Учебный центр «Автореал» (л.д. 14-15);
- сведениями МЧС России, из которых следует, что по состоянию на 23.01.2018г. информация о наличии АНОДПО «Учебный центр «Автореал» заключения о соответствии объектов обязательным требованиям пожарной безопасности, отсутствуют (л.д. 16-18);
- реестром санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии видов деятельности требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, из которого следует, что по адресу места осуществления образовательной деятельности АНОДПО «Учебный центр «Автореал» - <адрес>, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение (л.д. 19-28);
- выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 40);
- предписанием № от 19.02.2018г. об устранении выявленных нарушений при осуществлении образовательной деятельности (л.д. 41-43);
- лицензией на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении образовательным программам от 04.12.2015 г. № (№), предоставленную Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края (л.д. 44-45) и иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Вышеперечисленные доказательства суд признает допустимыми, относимыми, достоверными, а в их совокупности – достаточными для установления виновности юридического лица АНОДПО «Учебный центр «Автореал» в совершении административного правонарушения.
Оснований не доверять материалам дела у суда не имеется, поскольку они согласуются между собой и не противоречат друг другу. Материалы дела составлены уполномоченным должностным лицом.
В судебном заседании нашли свое подтверждение выявленные в ходе проведения проверки нарушения п.п. «ж», «з» п. 6, пп. «а», п. 9, пп. «ж» п. 10 Положения «О лицензировании образовательной деятельности », утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.
Факт наличия события правонарушения на момент проведения проверки законным представителем юридического лица не отрицается.
Ссылка законного представителя на наличие экономических причин, отсутствие со стороны руководства попустительства в части выявленных нарушений лицензионных требований по осуществлению образовательной деятельности, не свидетельствуют, по мнению судьи, на наличие оснований для прекращения производства по делу. Наличие у учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности обязывает его к соблюдению лицензионных требований. При этом сам факт наличия лицензии не является свидетельством того, что данные требования учреждением выполняются. За неисполнение же таковых требований законом предусмотрена соответствующая административная ответственность, привлечение к которой не обусловлено необходимостью отзыва у учреждения лицензии.
В связи с изложенным прихожу к выводу о невыполнении АНОДПО «Учебный центр «Автореал» обязанности предпринять необходимые меры к обращению в компетентные органы для получения санитарно-эпидемиологического заключения и заключение о соблюдении требований пожарной безопасности. Правонарушение совершено в форме бездействия.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что у АНОДПО «Учебный центр «Автореал» имелась реальная возможность для соблюдения лицензионных требований. При таких обстоятельствах, суд полагает, что вина АНОДПО «Учебный центр «Автореал» в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение в суде и квалифицирует действия АНОДПО «Учебный центр «Автореал» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями требований и условий лицензии, если такая лицензия обязательна.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, суд исходит из того, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания, суд учитывает, что АНОДПО «Учебный центр «Автореал» ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, смягчающие административную ответственность обстоятельства – признание виновности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и считает необходимым назначить АНОДПО «Учебный центр «Автореал» административное наказание в виде штрафа с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в названный Кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.
Несоответствие обязательным требованиям Положения о лицензировании в помещении, в которых АНОДПО «Учебный центр «Автореал» проводило занятия, могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.1, ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Автореал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа по правилам ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Банковские реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Пермскому краю (Министерство образования и науки Пермского края) Отделение Пермь БИК 045773001 ОКТМО 57701000 ИНН 5902290723 КПП 590201001 р\сч 40101810700000010003 КБК 077 1 16 07000 01 6000 140
Разъяснить, что в силу ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо направить в суд, вынесший постановление.
Неуплата административного штрафа в установленный срок, является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья - подпись –
Копия верна: судья И.П. Архипова