РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2022г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,
с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампурова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению прокурора г. Октябрьска Самарской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению Самарской области основной общеобразовательной школе №2 городского округа Октябрьск Самарской области о признании незаконным бездействия общеобразовательной организации и возложении обязанности разместить на ее официальном сайте сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах,
установил:
Прокурор г. Октябрьска Самарской области в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), ссылаясь на положение ч.6 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №426-ФЗ «О социальной оценке условий труда», ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению Самарской области основной общеобразовательной школе №2 городского округа Октябрьск Самарской области (далее - ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск) о признании незаконным бездействия общеобразовательной организации и возложении обязанности разместить на ее официальном сайте сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Октябрьска Самарской области проведен мониторинг деятельности организаций на территории городского округа, в части соблюдения ими требований законодательства в сфере труда.
В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н документом, с помощью которого комиссия по проведению специальной оценки условий труда оформляет итоги проведения обследования, является отчет о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда.
В ходе мониторинга официального сайта организации http://щкола2- октябрьск.рф установлено, что сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда не размещены, то есть указанное требование федерального закона не выполнено, что привело к нарушению.
По факту выявленного нарушения прав работников организации на ознакомление с результатами проведенной на рабочем месте специальной оценки условий труда в адрес ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск внесено представление об устранении допущенного нарушения.
Поскольку действенных мер, направленных на реальное устранение допущенного нарушения, организацией не принято, прокурор г. Октябрьска Самарской области просит признать бездействие ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск незаконным и обязать ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск разместить на официальном сайте образовательной организации сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда, в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампуров А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск по доверенности ФИО4, надлежащим образом извещенная о дне и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия, указав, что с заявленными исковыми требованиями прокурора г. Октябрьска Самарской области согласна в полном объеме.
Учитывая требования ст. ст. 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абз.4, 7 ч.1 ст. 21 ТК РФ).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 4 ч. 2 ст.22, ст. 214 ТК РФ).
В соответствии с абз. 11 ч.3 ст. 214 ТК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2022) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч. 6 ст. 15 указанного Закона работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Установленный вышеуказанной нормой для работодателя порядок ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах отнесен к процедуре проведения специальной оценки условий труда и в силу положений главы 2 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ является одной из составляющих данной процедуры.
В соответствии с п. 21 ч.3 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Согласно ч.1 ст. 29 вышеуказанного Федерального закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность всей перечисленной в данном пункте информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 29 этого же закона информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов дела, прокуратурой г.Октябрьска в ходе мониторинга официального сайта ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск установлено, что сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда не размещены (акт осмотра от 14.10.2022).
По факту выявленного нарушения прав работников организации на ознакомление с результатами проведенной на рабочем месте специальной оценки условий труда в адрес ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск внесено представление об устранении допущенных нарушений.
Однако в ответ руководство образовательной организации пояснило об отсутствии возможности размещения необходимой информации.
По результатам вновь проведенного 26.10.2022 прокуратурой осмотра официального сайта ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск вновь было выявлено нарушение, заключающееся в отсутствии размещения на сайте информации о результатах проведения специальной оценки условий труда.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В данном случае, признание административным ответчиком ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Указанные последствия признания иска административному ответчику известны.
Представленное суду представителем ответчика заявление приобщено к материалам дела.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым принять признание иска, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, а исковые требования административного истца о возложении на ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск обязанности разместить на ее официальном сайте сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 46, 157 КАС РФ, суд
решил:
Принять признание иска административным ответчиком.
Исковое заявление прокурора г. Октябрьска Самарской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основную общеобразовательную школу №2 городского округа Октябрьск Самарской области в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разместить на ее официальном сайте сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
В окончательной форме решение суда в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ подлежит изготовлению в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева
Мотивированное решение суда по делу изготовлено 09.01.2023.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева