Дело № 2а-174/2018
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
--. 09 ноября 2018 года
Мазановский районный суд -- в составе: председательствующего судьи Знатновой Н.В., при секретаре Новосельской И.А., с участием:
представителя административного истца - помощника прокурора -- Жирноклеевой Т.А.,
представителя административного ответчика - главы администрации Молчановского сельсовета Мартынюк В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц-жителей -- к администрации Молчановского сельсовета о признании бездействия администрации Молчановского сельсовета -- по непринятию мер по ликвидации очагов наркосодержащих растений дикорастущей конопли, произрастающих на территории --, незаконным; обязании администрации Молчановского сельсовета в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать очаги наркосодержащих растений дикорастущей конопли, произрастающих на территории --,
УСТАНОВИЛ:
-- в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к ответчику.
В обосновании иска прокурор указал, что прокуратурой -- проведена проверка исполнения администрацией Молчановского сельсовета антинаркотического законодательства.
В ходе проверки -- прокуратурой района совместно со специалистом администрации Молчановского сельсовета Золотовой Е.Л., установлено, что на территории Молчановского сельсовета имеется зарастание земельных участков растением, содержащим наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (конопля -«растение рода Cannabis))): на участке --, расположенном в районе бывшей фермы --, в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м; на участке --, расположенном в районе МОБУ Молчановской СОШ, в ста метрах от центрального входа в школу в юго-западном направлении.
При выезде -- прокуратурой района, совместно со специалистом администрации Молчановского сельсовета Золотовой Е.Л. на данные земельные участки установлено, что администрацией Молчановского сельсовета работы по ликвидации наркосодержащих растений дикорастущей конопли на этих земельных участках не выполнены.
Непринятие администрацией Молчановского сельсовета -- мер к уничтожению дикорастущей конопли препятствует реализации государственной политики по профилактике наркомании, способствует немедицинскому потреблению наркотических средств и причинению вреда здоровью граждан, а также совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, что затрагивает права неопределенного круга лиц, количество которых невозможно установить.
В судебном заседании помощник прокурора Жирноклеева Т.А. административный иск уточнила, просила суд признать бездействие администрации Молчановского сельсовета -- по непринятию мер по ликвидации очагов наркосодержащих растений дикорастущей конопли, произрастающих на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011916, расположенном на территории -- (район бывшей фермы), в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м., и на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011909:58, расположенном на территории -- в районе МОБУ Молчановской СОШ, ста метрах от центрального входа в школу в юго-западном направлении, незаконным; обязать администрацию Молчановского сельсовета -- в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать очаги наркосодержащих растений дикорастущей конопли, произрастающие на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011916, расположенном на территории -- (район бывшей фермы), в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м., и на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011909:58, расположенном на территории -- в районе МОБУ Молчановская СОШ, ста метрах от центрального входа в школу в юго-западном направлении, привела доводы, указанные в иске, просила суд удовлетворить иск. Считает, что на день рассмотрения дела в судебном заседании на земельном участке, расположенном в районе школы, несмотря на то, что растения конопли сорваны, но не убраны с территории и не уничтожены с корнем.
В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Молчановского сельсовета Мартынюк В.А. административные исковые требования признал частично. Пояснил, что действительно, в районе бывшей фермы произрастает три куста конопли, обязуется уничтожить. В районе школы кусты конопли сорваны и оставлены на месте.
Суд, выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Закон о наркотических средствах) под профилактикой незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании понимается совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; под профилактическими мероприятиями - мероприятия, направленные на предупреждение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и укрепление психического здоровья лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
По смыслу пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В силу статьи 53.1 Закона о наркотических средствах профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от -- N 690, относит к субъектам антинаркотической деятельности органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах (п. 9). Реализация Стратегии на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления (п. 46).
Пунктами 3, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов входят, в том числе, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 9 Указа Президента РФ от -- -- «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» субъектами антинаркотической деятельности являются органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных организаций, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.
Таким образом, обязанность по очистке и ликвидации очагов произрастания наркосодержащих растений (дикорастущей конопли) на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена, у которых не имеется собственников и пользователей, лежит на муниципальном образовании, в границах которого они произрастают.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 38 Единой конвенции о наркотических средствах от -- государства уделяют особое внимание и принимают все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения, и координируют свои усилия для достижения этих целей.
В силу ст. 22 Единой конвенции о наркотических средствах в тех случаях, когда существующие в стране или территории условия делают запрещение культивирования растения каннабиса, наиболее целесообразной мерой для охраны народного здоровья и благополучия и для предупреждения перехода наркотических средств в незаконный оборот, заинтересованная сторона запрещает такое культивирование. Сторона, запрещающая растения каннабиса, принимает соответствующие меры для того, чтобы наложить арест на любые незаконно культивируемые растения и уничтожить их, за исключением небольших количеств, необходимых данной Стороне для научных или исследовательских целей.
В соответствии с частями 1 - 2 ст. 2.1 Федерального закона от -- № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», наркотикосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения или федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства
Постановлением Правительства РФ от -- -- утвержден Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, в который включено растение «Конопля (растение рода Cannabis))).
Согласно ч. 3 и 4 ст. 29 Федерального закона от -- № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить, кроме случаев культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ).
В случае неисполнения обязанности по уничтожению наркосодержащих растений в сроки, установленные предписанием уполномоченного органа, уполномоченный орган обеспечивает их принудительное уничтожение с возмещением расходов на такое уничтожение за счет средств юридических или физических лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц -- Межрайонной инфекцией Федеральной налоговой службы -- по -- в ЕГРЮЛ внесена запись о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице - администрации Молчановского сельсовета. Основной регистрационный --.
Согласно скриншота Публичной кадастровой карты --, земельные участки с кадастровыми номерами 28:17:011909:58, 28:17:011916 находятся на территории Молчановского сельсовета --.
-- было установлено, что на территории Молчановского сельсовета имеется зарастание земельных участков растением, содержащим наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (конопля «растение рода Cannabis))), что подтверждается актом проверки от --.
Согласно актов, составленных сторонами --, а также объяснениям сторон на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011916, расположенном на территории -- (район бывшей фермы), в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м. обнаружены три куста наркосодержащих растений дикорастущей конопли, произрастающих на земельном участке; на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011909:58, расположенном на территории -- в районе МОБУ Молчановской СОШ, в ста метрах от центрального входа в школу в юго-западном направлении, обнаружены сорванные кусты наркосодержащих растений дикорастущей конопли.
Из этого следует, что администрация Молчановского сельсовета не принимает мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений - конопли на земельном участке, с кадастровым номером 28:17:011916, расположенном на территории -- (район бывшей фермы), в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м, относящемся к землям общего пользования, на территории муниципального образования - Молчановский сельсовет.
Таким образом требования прокурора -- в этой части подлежат удовлетворению.
Поскольку на день рассмотрения дела в суде на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011909:58, расположенном на территории -- в районе МОБУ Молчановской СОШ, в ста метрах от центрального входа в школу в юго-западном направлении дикорастущая наркосодержащее растение - конопля сорвана, то суд отказывает в удовлетворении иска в этой части.
Поскольку административный истец при подаче иска был освобожден от оплаты государственной пошлины, а административный ответчик на основании п. 19 ст. 333.336 НК РФ также освобождается от взыскания с него государственной пошлины, государственная пошлина подлежит возмещению за счет бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц- жителей -- к администрации Молчановского сельсовета --, удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Молчановского сельсовета -- по непринятию мер по ликвидации очагов наркосодержащих растений дикорастущей конопли, произрастающих на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011916, расположенном на территории -- (район бывшей фермы), в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м., незаконным.
Обязать администрацию Молчановского сельсовета -- в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать очаги произрастания наркосодержащих растений дикорастущей конопли, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 28:17:011916, расположенном на территории -- (район бывшей фермы), в ста метрах в южном направлении от электроопоры «144-73», площадью около 100 кв.м.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение 5 суток, то есть до --. Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением --.
Председательствующий Знатнова Н.В.