Дело № 2-1497/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2014 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А. с участием представителя заявителя ФИО4, представителя Администрации Емельяновского района ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании действий МКУ «Управзем» по направлению запроса в Солонцовский сельский совет для рассмотрения и согласования схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, об обязании Администрации Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ, ст. 29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в <адрес>», об обязании МКУ «Управзем» подготовить, утвердить и выдать ФИО2 схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории согласно поданному заявлению (дело № 2-4282/2013),
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МКУ «Управзем» по направлению запроса в Солонцовский сельский совет для рассмотрения и согласования схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, об обязании Администрации Емельяновского района выполнить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ, ст. 29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», об обязании МКУ «Управзем» подготовить, утвердить и выдать ФИО2 схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному ориентиру <адрес>, МО Солонцовский сельский совет, <адрес> согласно поданному заявлению.
В обоснование заявления указано, что 20 августа 2013 года ФИО2 обратился в администрацию <адрес> в лице МКУ «Управзем» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования земельных участков и предоставления их заявителю как многодетному отцу в собственность бесплатно с указанием предполагаемых размеров земельных участков; к заявлению были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории согласно ориентира <адрес>, <адрес>, <адрес> и другие документы; на данное заявление ответ до настоящего времени не получен; при этом и.о. начальника архитектуры МКУ «Управзем» направил запрос в Солонцовский сельсовет, в котором указал, что необходимо согласовать представленные схемы КПТ с Солонцовским сельсоветом и принять решение о возможности выделения испрашиваемого земельного участка; данные действия, по мнению заявителя, являются незаконными, нарушающими право на получение и владение земельными участками на праве собственности в порядке, предусмотренном ст. 28, 34 ЗК РФ и главой 3.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
В судебном заседании представитель истца ФИО4 заявление поддержала, в обоснование привела доводы, в нем изложенные.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении заявления просил отказать, ссылаясь на то, что участок согласован другому лицу.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин зарегистрирован по месту жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ст. 29.1. Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.
Статья 29.2. Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусматривает, что при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Заявителю в течение 15 дней со дня поступления заявления направляется уведомление о дате постановки на очередь, соответствующей дате поступления заявления, с указанием номера очереди, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.
Согласно статье 29.4. Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в указанном месте, схемы направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение 3 дней со дня направления заявителям схем заявителям, которым не была направлена схема, направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Заявитель, получивший схему, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Возможность и общие условия процедуры приобретения земельных участков без торгов установлены также ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно двух земельных участков в <адрес> согласно представленным схемам КПТ под ЛПХ, в котором просил утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявление принято было сотрудником МКУ «Управзем» Серебренниковой 18 июня 2013 года (л.д. 49); 26 июня 2013 года за исходящим номером 3813 МКУ «Управзем» дало ФИО2 ответ, в котором сообщалось, что в соответствии с представленной схемой расположения испрашиваемого земельного участка направлен запрос в администрацию Солонцовского сельсовета о предоставлении информации о вышеуказанном участке, о результатах рассмотрения запроса уведомят дополнительно; 26 июня 2013 года МКУ «Управзем» направило Главе администрации Солонцовского сельсовета запрос, в котором просило сообщить информацию: присваивался ли ранее испрашиваемому земельному участку адрес, подготавливалось ли заключение (сервитут) о предварительном согласовании земельного участка, предоставлялся ли данный земельный участок по постановлению администрации, выписке из похозяйственной книги, свидетельству, список граждан, ранее подавших заявление на предоставление земельного участка в <адрес> (л.д. 51); ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию с заявлением об утверждении и выдаче схем расположения двух земельных участков по <адрес> в <адрес> для последующего формирования и предоставления в собственность бесплатно как многодетному отцу (л.д. 3); ДД.ММ.ГГГГ Администрация Солонцовского сельсовета за исходящим номером 754 дала ответ руководителю МКУ «Управзем» на письмо исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что адрес участку не присваивался, заключение о предварительном формировании земельного участка не подготавливалось, участок никому не предоставлялся (л.д. 17); ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управзем» за исходящим номером 754 дало ответ ФИО2 о том, что отделом архитектуры подготовлен акт местоположения границ земельного участка для ЛПХ, которое необходимо получить для дальнейшего согласования по адресу: <адрес> (л.д. 52); из двух актов от ДД.ММ.ГГГГ видно, что подготовлены они и подписаны заявителем ФИО2 и ведущим специалистом по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета ФИО6 на два земельных участка, расположенных в <адрес>, площадью 1182 кв.м. и 1043 кв.м. (л.д. 53, 54).
Таким образом, установлено, что администрация <адрес> не выполнила действия, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а вместо этого совершила действия, то есть направила запрос в Солонцовский сельсовет, которые, хотя и направлены на предоставление участков заявителю, но каким-либо законом не предусмотрены.
В то же время данными действиями права, свободы и законные интересы ФИО2 нарушены не были, препятствия к их осуществлению не созданы, каких-либо обязанностей на него не возложено, к ответственности он не привлечен, то есть последствия, указанные в статье 255 ГПК РФ, не наступили.
При таком положении заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> выполнить действия, предусмотренные ст. 34 Земельного кодекса РФ по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом зонирования территорий в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ФИО2 схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по указанному в заявлении ориентиру: <адрес>, МО <адрес>, <адрес>.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Настоящее решение может быть также обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Е.А. Ежелева