Дело № 2-4632/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2014 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чебыкина В.Л.,
с участием истца Полежаева Н.А.,
представителей истца Чазовой О.В., Полежаевой Е.В. - по устному ходатайству,
представителя ответчика Чернобровкина Е.В. – по доверенности,
при секретаре Ясыревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полежаева Н. А. к ОАО "Коммунальные Системы-Прикамье" о взыскании недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
установил:
Полежаев Н.А. обратился в суд с исковыми требованиями к ОАО "Коммунальные Системы-Прикамье" и просил взыскать с ответчика в его пользу не доначисленную и невыплаченную заработную плату в размере -СУММА-.
Свои требования истец мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал в ОАО "Коммунальные Системы-Прикамье" (далее ОАО «КС-Прикамье» <адрес> отделение, <данные изъяты>. Истец считает, что ОАО «КС-Прикамье» относится к организациям коммунального хозяйства, следовательно является организацией на которую распространяется действие отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве таким образом в отношении работников должны применяться положения ОТС в ЖКХ и оплата труда должна производиться согласно данного соглашения. Ссылку руководства ответчика, на факт того, что в ОТС в сфере ЖКХ ОАО «КС-Прикамье» не участвовало, истец считает несостоятельной. Отраслевое (межотраслевое) соглашение является правовым актом, возможность принятия которого предусмотрено законодательством Российской Федерации. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 г. № 260. Ответчик является организацией на которую распространяется действие ОТС в ЖКХ РФ. Следовательно, начисление и выплата заработной платы должны производиться в соответствии с данным соглашением.
В судебном заседании истец и его представители на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика исковые требования не признал, считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с абзацем 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела ОАО «КС-Прикамье» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ и является юридическим лицом осуществляющим деятельность по передаче электроэнергии, обеспечению работоспособности котельных, деятельности в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием, удаления сточных вод, отходов и аналогичная деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производства электромонтажных работ, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и т.д. (л.д. 101-115).
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор № (л.д. 118-123), согласно которого истец был принят для выполнения работ в <адрес> обособленное подразделение, <данные изъяты>.
В соответствии с п. 5.1 Договора, размер ежемесячной заработной платы истца зафиксирован в приложении № к Трудовому договору.
Истцу был установлен оклад и дополнительно к окладу премия, не превышающая 25% от оклада и районный коэффициент (л.д. 123, 124, 125, 126, 127).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец был уволен из общества, по основаниям п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата работников) (л.д. 128).
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон 210-Ф) распространяет свое действие на отношения по оказанию коммунальных услуг. При этом под оказанием коммунальных услуг понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Комментируемым Законом регламентируется порядок установления следующих видов тарифов:
- тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
- тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
- надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В сферу действия комментируемого Закона вовлечены организации коммунального комплекса - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» распространяет свое действие на энергоснабжающие организации, т.е. на хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Таким образом, названными Законами разграничиваются и определяются принципы регулирования тарифов на продукцию и услуги, предоставляемые при функционировании коммунальной инфраструктуры локального характера (водоснабжение, водоотведение, утилизация и переработка бытовых отходов), и услуги, предоставляемые в рамках функционирования межтерриториальных организованных рынков (электроэнергия, газоснабжение, тепло).
При этом, согласно ч.1 комментируемой статьи организации коммунального комплекса осуществляют свою деятельность в следующих областях:
- теплоснабжение;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- очистка сточных вод;
- утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.
Согласно положениям подзаконных нормативных актов, принятых в развитие комментируемого Закона, имеются некоторые пояснения по указанным областям.
Предоставление коммунальных услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Под коммунальными услугами Правила понимают осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (п. 2 Правил).
Исполнителем Правил называют юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно Приказу Федеральной Службы по тарифам (ФСТ России) № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «КС-Прикамье» введено государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и последнее включено в Реестр субъектов естественных монополий по данному виду деятельности.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ для ОАО «КС-Прикамье» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Невозможность предоставления (продажи, поставки) коммунальной услуги электроснабжения обусловлена законодательно установленным запретом совмещения деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электроэнергии (ст. 6 ФЗ от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». В случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает названного запрета, антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, ОАО «КС-Прикамье» продажу электроэнергии не осуществляет, договоры с потребителями на поставку электрической энергии не имеет, в Отраслевом тарифном соглашении в сфере жилищно-коммунального хозяйства РФ на ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ не участвовало.
В соответствии Договора оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «КС-Прикамье» с помощью принадлежащих Обществу объектов электросетевого хозяйства оказывает услуги по передаче электрической энергии -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Таким образом, ОАО «КС-Прикамье» является сетевой организацией и вышеуказанную деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве не ведет, коммунальные услуги не предоставляет. Согласно Постановлению Правительства от 27.12.2004 г. № 861 сетевые организации – организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО «КС-Прикамье» является субъектом естественной монополии, деятельность которого является регулируемой.
В соответствии с п. 10.4 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ», в случае присоединения к отраслевому тарифному соглашению, данные о присоединившемся лице в течение одного месяца вносятся в территориальный реестр участников настоящего отраслевого тарифного соглашения, который формируется и утверждается в территориальных организациях Профсоюза обеспечения и Союза коммунальных предприятий.
На основании территориальных реестров формируются Общероссийский федеральный реестр участников отраслевого тарифного соглашения.
Территориальные реестры организаций, на которые распространяется отраслевое тарифное соглашение, предоставляются в соответствующие органы, регулирующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ТЭК, РЭК, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления) для пользования при формировании тарифов на услуги ЖКХ и фонда заработной платы организаций на предстоящий период.
При таких обстоятельствах, расходы на оплату труда и другие расходы работодателей в пользу работников, в соответствии со «Страховым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ», должны учитываться при формировании тарифов для данных организаций Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением.
Ответчик в территориальном и общероссийском федеральном реестрах участников отраслевого тарифного соглашения не числится. При формировании индивидуальных тарифов ОАО «КС-Прикамье» на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ положение «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ» в части оплаты труда не применялись и не учитывались. Данное подтверждается письмом Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 206).
В судебном заседании установлено, что при увольнении истца из ОАО «КС-Прикамье» расчет был произведен в полном объеме в соответствии с установленным должностным окладом и трудовым договором.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и с учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования о применении в отношении истца минимальной тарифной ставки, определенной «Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ» удовлетворению не подлежат, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Представителем ответчика был заявлен пропуск на обращение в суд истцом с данными требованиями.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как указано в п.1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
В соответствии частей 3, 4,5 п.5 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации», при подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как указано в абз.5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В качестве примера таких обстоятельств названы болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи. По смыслу ст. 392 ТК РФ срок обращения в суд может быть восстановлен при установлении обстоятельств, связанных с личностью истца и препятствующих обращению в суд за защитой своего нарушенного права. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 295- 0-0, приведенный в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, примерный перечень обстоятельств, которые могут расцениваться как препятствующие работнику своевременно обратиться в суд, не является исчерпывающим. Разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для конкретного работника, в том числе дать оценку и такой причине пропуска работником срока для обращения в суд, как опасение наступления негативных последствий по службе в случае предъявления иска к работодателю. Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает уважительность причины пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, проверяя всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе, характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
Оснований для восстановления срока на обращение в суд с настоящими требованиями, у суда нет, поскольку суду не представлены доказательства уважительных причин пропуска срока.
Суд считает, что начало течения срока на обращение в суд, необходимо исчислять каждый раз с того момента, когда истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получая заработную плату за предыдущий месяц, ежемесячно должен знать о том, что заработная плата ему выплачивается, по его мнению, не в полном объеме.
В суд с исковыми требованиями истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока, установленного ст. 392 ТК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Полежаеву Н. А. отказать в восстановлении срока на обращение в суд.
В исковых требованиях Полежаеву Н. А. к открытому акционерному обществу "Коммунальные Системы-Прикамье" о взыскании не доначисленной и невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.Л. Чебыкин