Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-449/2020 от 22.07.2020

РЕШЕНИЕ

21 августа 2020 года г.Самара

Судья Железнодорожного районного суда г.Самара Кривоносова Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «УК Яр-Групп» Слеба Александра Анатольевича на постановление № 24 и.о. начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары ФИО2 от 10.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 24 и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 от 10.03.2020г., должностное лицо – генеральный директор ООО «УК ЯР-Групп» Слеб А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «УК ЯР-Групп» Слеб А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя свои доводы тем, что ООО «УК ЯР-Групп», у которого заключен агентский договор от 02.10.2018г. на оказание услуг по распространению лотерей, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку является лишь распространителем, то есть, лицом, осуществляющим распространение лотерейных билетов, а не организатором или оператором, осуществляющим проведение самой лотереи, что свидетельствует об отсутствии в действиях генерального директора ООО «УК ЯР-Групп» Слеба А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя жалобы Скворцова Л.Г., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Должностное лицо - и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2, извещенное надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание, не явилось, однако, его неявка не является препятствием для рассмотрения жалобы. Однако, представитель ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с доводами жалобы не согласился, просил постановление оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

На основании п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся (ст.5 названного Закона), в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе, в электронной форме.

В силу п.п.7 п.1 ст.7 указанного Закона, порядок представления информации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.«а»,«г» п.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014г. № 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям", организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В соответствии с п.п.8, 10 ст.2 ФЗ от 11.11.2003г. № 138-ФЗ "О лотереях", под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Распространителем является лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В силу ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена настоящей статьей, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Как следует из представленных материалов дела, 27.02.2020г. начальником отдела оперативного контроля ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары ФИО5 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «УК «Яр-Групп», основанием для которого послужила поступившая в адрес Инспекции информация (исх. 26-15/01799 дпс от 19.02.2020), согласно которой ООО «УК «Яр-Групп» осуществляет деятельность по распространению и реализации государственных лотерейных билетов. В ходе проверки соблюдения требований п.7 ФЗ-115 от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», должностным лицом административного органа установлено, что генеральный директор ООО «УК «Яр-Групп» Слеб А.А. в нарушение п.п. 7 п.1 указанного Положения, не использовал «Личный кабинет», не осуществил организацию и осуществление внутреннего контроля в соответствии с установленными требованиями. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Слеба А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Однако, анализируя представленные доказательства в их совокупности и с учетом действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с положениями ст. 2 ФЗ № 138 от 11.11.2003г. «О лотереях» организация лотереи – осуществление мероприятий, включающих в себя проведение конкурса по выбору оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи ( п.6 ст.2 ФЗ о лотереях); проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (п.8 ч.2 Закона о лотереях). Организатор лотереи (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи) проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (п.6 ст.2 Закона о лотереях). Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее место нахождения в РФ, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (п.9 ст.2 Закона о лотереях). Распространитель лотерейных билетов – лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (п.10 ч.2 Закона о лотереях). Таким образом, распространение лотерейных билетов не тождественно понятию проведение лотереи.

Согласно п.8 ст.2 ФЗ от 11.11.2003г. № 138-ФЗ под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов и оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставлении выигрышей участникам процесса.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административный орган неправомерно привлек генерального директора ООО «УК Яр-Групп» Слеб А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку ООО «УК Яр-Групп» ни к одной из перечисленных в ст.5 вышеназванного Закона № 115-ФЗ организаций не является, заключен лишь агентский договор от 02.10.2018г. на оказание услуг по распространению лотерей, то есть является юридическим лицом, осуществляющим распространение лотерейных билетов, а не оператором, осуществляющим проведение самой лотереи, следовательно, должностное лицо (генеральный директор) указанной организации не является субъектом данного административного правонарушения. Таким образом, в действиях должностного лица – генерального директора ООО «УК «Яр-Групп» Слеба А.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 коАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление № 24 и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 от 10.03.2020г., должностное лицо – генеральный директор ООО «УК ЯР-Групп» Слеб А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора ООО «УК Яр-Групп» Слеба Александра Анатольевича удовлетворить.

Постановление № 24 и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 от 10.03.2020г., должностное лицо – генеральный директор ООО «УК ЯР-Групп» Слеб А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора ООО «УК Яр-Групп» Слеба Александра Анатольевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                            Л.М. Кривоносова

12-449/2020

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Другие
Слеб А.А.
ИФНС Железнодорожного района
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Кривоносова Л. М.
Статьи

ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
29.07.2020Материалы переданы в производство судье
21.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.09.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
22.09.2020Вступило в законную силу
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2020Дело оформлено
25.09.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее